неділю, липня 10, 2011

УНИФОРМА ВМФ СОВЕТСКОГО СОЮЗА


Матрос (1939)
Матрос
ВМФ
1939

Обмундирование Военно-Морского Флота СССР в целом мало отличалось от одежды моряков других стран, хотя имело две отличительные особенности. Во-первых, лишь на советском флоте старшинский состав носил традиционную форменку с фуражкой; во-вторых, в морской форме сочетались синий и черный цвета.
Офицеры носили черную форму, в которую входила фуражка, китель с белой сорочкой и черным галстуком, черные брюки и черные кожаные ботинки, а также черная двубортная шинель с двумя рядами по шесть позолоченных металлических пуговиц. Матросы и старшины носили темно-синюю фланелевую рубаху и черные брюки-клеш. Матрос, изображенный на иллюстрации, одет в однобортную шинель для холодной погоды с шестью желтыми металлическими пуговицами. Для холодной погоды существовал также короткий бушлат.
http://pilotka.org/content/blogcategory/14/40/

Черные шапки-бескозырки советских моряков имели на околыше ленты, на которых золотыми кириллическими буквами писалось или название флота, например «Северный Флот», или название корабля. В начале войны все военнослужащие ВМФ имели знаки различия на рукавах. Они были золотыми на синей форме или синими на белой у офицеров и красными или желтыми на всех видах формы у матросов и старшин.
Советские призывники, попадавшие в ВМФ, обычно служили пять лет на одном из четырех флотов — Балтийском, Северном, Черноморском и Тихоокеанском — или на одной из флотилий, действовавших в озерах и морях Советского Союза. В 1939 г. Советский ВМФ насчитывал 40 000 человек, из которых около 22 000 несли службу в море на различных флотах.
Матрос (1942)
Матрос
ВМФ
1942

В начале войны в составе Балтийского флота имелось более 100 судов, в том числе два линейных корабля и два крейсера. Флоту остро не хватало кораблей для борьбы с подводными лодками, минных тральщиков и вспомогательных судов. Вследствие этого за первые шесть месяцев войны Советы потеряли в Балтийском море 25 субмарин, потопив лишь три немецких транспортных судна.
Многие корабли советского ВМФ были устаревшими, к тому же большая часть баз и учебных центров оказалась захваченными немцами во время их первого броска на Восток.
Обмундирование матросов и старшин для работы в помещении представляло собой одежду свободного покроя из неокрашенного или выкрашенного в голубой цвет полотна (матросы имели на левой стороне груди нашивку с личным номером). Зимой надевались меховые шапки-ушанки, теплые куртки, резиновые дождевики и сапоги, а также другие виды защитной одежды. Матрос (предположительно), изображенный на иллюстрации, одет в стальную каску образца 1940 г. и водонепроницаемый дождевик. Судя по наушникам и микрофону, он входит в корабельный расчет по управлению артиллерийским огнем. Застежки, торчащие из пол дождевика, служили для закрепления пол на поясе.
Вследствие больших потерь в корабельном составе, понесенных Балтийским флотом в начале войны, тысячи моряков сражались на суше, пытаясь сдержать наступление немцев. Служившие на суше в морских стрелковых частях моряки не имели никакой специальной формы и носили смешанное армейско-флотское обмундирование и снаряжение.
Старшина 2-й статьи (1943)
Старшина 2-й статьи
ВМФ
1943

Старшины ВМФ, прослужившие более пяти лет, получали право носить матросскую форменную фуражку вместо бескозырки. В холодную погоду они надевали длинные однобортные синие шинели, с шестью желтыми пуговицами или короткий бушлат с двумя рядами по шесть пуговиц.
В 1943 г. военно-морские знаки различия были перенесены с рукавов на погоны. Они представляли собой желтые лычки из галуна и кириллические буквы на погонах, говорившие о соединении или части, в которой служил моряк.
На верхней части рукава носились круглые нашивки — знаки специалиста, вышитые красным на окаймленном красной же полоской кружке материи такого же цвета, что и форма, для которой они предназначались. Так, на нашивках боцманов были якоря, рулевых — штурвал, артиллеристов — скрещенные пушки. Кожаный поясной ремень застегивался на медную пряжку со звездой с серпом и молотом поверх якоря.
На бескозырке этого старшины 2-й статьи — черно-оранжевая гвардейская лента. Гвардейское звание присваивалось кораблям за отличную службу и боевые успехи. На левой стороне груди моряка медаль «За оборону Севастополя». Форменка — полотняная рубаха с воротником, окаймленным тремя белыми полосами, заправлена в черные брюки клеш.
Многие русские корабли были устаревшими и испытывали нехватку сложных средств противолодочного и противовоздушного наблюдения. Положение в некоторой степени исправилось, когда такое оборудование стало поставляться по ленд-лизу.
Старшина 2-й статьи (1944)
Старшина 2-й статьи
ВМФ
1944

Во время войны тысячам моряков пришлось участвовать в боях на суше. Это происходило не только из-за больших потерь в составе флота в начале войны, но и вследствие трудностей с поддержанием кораблей в боеспособном состоянии и замерзании морей зимой. В обороне Ленинграда приняло участие большинство моряков Балтийского флота. Но моряки не были обучены сухопутному бою, поэтому потери среди них были высоки, что еще больше затруднило положение с корабельной службой. Однако после первого года войны сложилось ядро закаленных в боях ветеранов морской пехоты.
По оценочным данным, за время войны их число достигло не менее 300 000: они участвовали в 114 штурмовых атаках. Батальон морской пехоты насчитывал около 600 моряков. Иногда два батальона объединялись в полк, хотя обычно до 10 батальонов сводили в бригаду. В октябре 1941 г. из флота были выделены отдельные морские стрелковые бригады, которые воевали на фронте и укомплектовывали части береговой артиллерии.
Этот старшина 2-й статьи, воевавший на сухопутном фронте, одет в армейскую форму, из-под которой видна полосатая тельняшка — он сохранил ее, чтобы показать, что пришел с флота.
К ватнику прикреплена медаль «За оборону Севастополя». В подсумке лежит дисковый магазин на 71 патрон для знаменитого автомата ППШ, хотя на иллюстрации изображен автомат не с дисковым, а с рожковым магазином.
Контр-адмирал (1944)
Контр-адмирал
ВМФ
1944

Этот адмирал-подводник одет в стандартную повседневную военно-морскую форму. Офицеры советского ВМФ делились на две категории: плавающий состав (строевые офицеры корабельной службы и корабельные инженеры) и вспомогательный состав (офицеры всех остальных флотских служб).
Офицеры плавсостава носили золотые знаки различия: кокарды на головных уборах, вышивки на фуражках, нарукавные шевроны, погоны и пуговицы. Кокарда, как видно на иллюстрации, состоит из якоря, обвитого цепью, помещенного в рельефное кольцо, окруженное лавровым венком, над которым помещена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом в середине.
В начале войны офицеры советского ВМФ носили знаки различия званий в виде шевронов на рукавах, но с введением новой формы в 1943 г. они получили погоны традиционного русского образца с золотым или серебряным — в зависимости от служебной категории — полем. Однако нарукавные шевроны остались, хотя и стали короче. Погоны носили все морские офицеры с открытым или закрытым кителем и с шинелью, а нарукавные шевроны — только офицеры плавсостава. Погоны адмиралов имели золотое или серебряное поле с зигзагообразным узором. На правой стороне груди изображенного здесь контр-адмирала виден знак подводника.
Тихоокеанский флот базировался во Владивостоке. Его активные действия относятся к 1945 г., когда он участвовал в захвате Курильских островов, Южного Сахалина и освобождении от японцев побережья материка.

Немає коментарів: