Атомные подводные силы ТОФ: Становления и развития.
. Начало советских Морских стратегических ядерных сил на Тихом океане
было положено в конце 1959 года вступлением в строй головной ДЭПЛ «К-
126» проекта 629, вооруженной тремя баллистическими ракетами «Р-13», и
созданием бригады из двух ПЛ пр. АВ-611 («Б-62» и «Б-89») и «К-126»
Всего же до 1962 года на флот поступило 13 крейсерских дизель-
электрических ракетных подводных лодок проекта 629, в т.ч. 7 единиц («К-
126», «К-129», «К-136», «К-139», «К-75», «К-99» и «К-163»), построенных на
судостроительном заводе в г. Комсомольске-на-Амуре.
Начало атомных подводных сил Тихоокеанского флота было положено в
1961 году введением в строй ПЛАРК «К-45», построенной по пр. 659.
К месту заметить, что на рубеже 1950-1960 гг. как США, так и СССР вели
поиск носителя ЯБЗ, делая свой выбор между крылатыми и баллистическими
ракетами. Известно, что с сентября 1959 года по июль 1964 года в северо-
западной Атлантике провели 41 боевое патрулирование пять американских
ДЭПЛ, вооруженных стратегическими крылатыми ракетами «Regulys I»
. Советском Союзе начала разворачиваться аналогичная система: после «К-45»,
до июля 1963 года последовательно в строй ТОФ вступило еще четыре АПЛ
этого проекта («К-59», «К-66», «К-122» и «К-151»), каждая из которых была
вооружена шестью стратегическими крылатыми ракетами «П-5», предназна-
ченными для поражения наземных объектов.
Базируясь на Камчатку эти ПЛАРК, совместно с ДЭПЛРК «С-44» (пр.
644, две стратегически КР «П-5») и «С-61» (пр. 665, четыре «П-5») сформиро-
вали собой элемент ракетно-ядерного сдерживания потенциальной агрессии в
форме ответного удара по территориям и базам потенциального противника в
«Холодной войне».
Известна оперативная активность этих кораблей:
- «К-59» в мае-июне 1962 года совершила 42-суточный автономный по-
ход в Японском и Охотском морях, а в 1967 г. выполнила еще одну БС на 51
сутки;
- «К-45» в 1964-1966 гг. совершила две БС общей продолжительностью
90 суток;
- «К-66» в 1965-1970 гг. выполнила три БС и два боевых дежурства сово-
купной продолжительностью 146 суток;
- «К-151» в 1969-1972 гг. - две БС на 97 суток.
После первых лет эксплуатации выбор ракеты-носителя ЯБЗ был сделан
не в пользу крылатых ракет. Так, в ходе испытаний «К-45» из 13-ти выпущен-
ных ракет «П-5», семь были признаны неудачными, что соответствовало ус-
пешности пуска менее 50%
. В силу этого, а так же ряда иных серьезных причин
ПЛАРК пр. 659 вы-
водились из сил ядерного сдерживания. Недостаток модернизационного запаса
не позволил эти лодки использовать в качестве носителя противокорабельных
крылатых ракет «П-6» и эти лодки были переоборудованы в «торпедном вари-
анте».
В сентябре 1963 года ядерные силы ТОФ были усилены ПЛАРБ «К-178»,
совершившей межтеатровый маневр совместно с ПЛАТ «К-115».
Первые в боевой эксплуатации, баллистические ракеты «Р-13» обеспечи-
вали дальность стрельбы до 600 км и имели надводный старт, что ограничива-
ло и боевое применение, и боевую устойчивость их носителей – ДЭПЛ пр. 629.
Перевооружение этих лодок на БРПЛ «Р-21» с подводным стартом и
дальностью 1400 км позволила снизить, но не устранить остроту проблемы, по-
скольку дизель-электрическая энергетика
этих лодок обеспечивала наиболь-
шую дальность подводного хода в 264 мили (2 узла) и подводную автономность
по запасам средств регенерации до 600 часов.
Прошедшая перевооружение на «Р-21», ПЛАРБ «К-178» за счет потен-
циала атомной энергетики существенно расширила диапазон оперативного
применения – дальность подводного плавания на скорости 25 узлов составляла
28 тыс. миль, а подводная автономность 1230 часов. В кампаниях 1968-1971 гг.
«К-178» выполнила три БС общей продолжительностью 161 сутки.
В том же, 1968 году Тихоокеанский флот усилился еще одной ПЛАРБ – с
Севера пришла «К-55», которая, без захода в базу, сразу же приступила к ре-
шению задач БС. В последующие 1969 и 1970 гг., лодка выполнила еще два по-
хода на БС общей продолжительностью 99 суток.
Эти лодки, до массового поступления РПКСН пр. 667А в
состав ТОФ (начало 1970-х гг.), выполняла функции маневренных сил ядерно-
го сдерживания на Тихом океане. Можно оспаривать эффективность стратегических ядерных сил Тихооке-
анского флота первого поколения.
В числе «contro» многие оппоненты отметят и высокую шумность АПЛ и
низкую надежность их атомной энергетики, etc.
Но многие из них
, порой забывают такой стратегический фактор как
«Fleet in being – Флот действует тем, что уже существует».
Наличие «сильно-шумящих», но маневрирующих на просторах даже «ог-
раниченной» части северо-восточной части Тихого океана «К-178» и «К-55», и
нескольких ПЛАРК, действующих под прикрытием сил флота
делает ответ-
ное возмездие на любую агрессию неизбежным.
Так или иначе, но именно эти АПЛ ТОФ совместно с ДЭПЛ пр. 629 пер-
выми выполнили задачу стратегического ядерного сдерживания на дальнево-
сточных рубежах СССР: в 1960-м году только началось развертывание ракет-
ных дивизий РВСН в Чите и Хабаровске, оснащенных баллистическими раке-
тами средней дальности «Р-12» (2080 км ), а на боевом дежурстве РВСН в целом
находилось 12 межконтинентальных ракетных комплексов; стратегическая -
Дальняя авиация СССР располагала 138 самолетами в целом
. Адекватный ответ на американскую авианосную угрозу начал формиро-
ваться с принятием на вооружение противокорабельной ракеты «П-6» и вступ-
лением в состав Тихоокеанского флота «противоавианосных» ПЛ – с 1963 по
1968 годы поступили на флот 12 ПЛАРК пр. 675, и с 1965 по 1968 годы - че-
тыре ДЭПЛРК пр. 651.
На «первых корпусах» 675-го проекта - «К-175» и «К-184» началось ин-
тенсивное освоение новой техники: совокупный период, проведенный этими
лодками на полигонах боевой подготовки в 1964-1966 годах составил 313 су-
ток
Существенную роль в повышение боевого потенциала ТОФ внесли под-
водные лодки, перешедшие с Севера.
Последовательно совершив трансарктические подледные переходы, на
Камчатку прибыли ПЛАТ пр. 627А - «К-115» в 1963 г «К-14» в 1966 г ., и «К-
42» в 1968 г . Южным маршрутом, через пролив Дрейка, преодолев за 52 суток
21 тыс. миль в марте 1966 года на Камчатку пришли ПЛАРК пр. 675 «К-116» и
ПЛАТ пр. 627А «К-133».
Имея преимущества над ДЭПЛ в подводных автономности и скорости,
ПЛАТ пр. 627А внесли дополнение в решения противоавианосной задачи Ти-
хоокеанского флота, совместно с ПЛАРК пр. 675 вынося решение этой задачи в
Океан.
На эти корабли пришлись и начала интенсивной боевой службы: за вто-
рое пятилетие 1960-х гг. было реализовано 48 БС при совокупной продолжи-
тельности 2 117 дней .
Обращает на себя внимание относительно низкий показатель оперативно-
го напряжения .Основанием этому были весьма веские и объективные обстоятельства.
Так, применение принципиально новой (ядерной) энергетики подводных
кораблей, создание которой осуществлялось одновременно с созданием атом-
ного машиностроения как отрасли, породила ряд проблем с ГЭУ, основным из
которых были
: - недостаточная надежность парогенераторов, вследствие чего их перво-
начальный ресурс составлял всего 500-700 (в отдельных случаях – 250) часов;
- недостаточная надежность ТВЭЛов, следствием чего стала разгермети-
зация таковых, и
- недостаточная, по продолжительности, кампания активной зоны ЯР.
Эксплуатация энергоустановок АПЛ первого поколения Советского
ВМФ была отмечена несколькими крупными авариями. Всего на 26 АПЛ пер-
вого поколения
с 1961 по 1966 гг. зафиксировано 11 случаев радиоактивных
аварий с ППУ, что повлекло за собой замену отсеков ППУ в пяти случаях и за-
мену ПГ в четырех случаях
. Коэффициент технической надежности ППУ пер-
вых АПЛ (1959-1964 гг. постройки) составил примерно КТН
ППУ.
В масштабах Советского ВМФ это создало сложную обстановку как в
атомном кораблестроении, так и на флоте, что особенно отразилось в период
Кубинского кризиса: входившие на тот момент в состав советского ВМФ АПЛ
не могли полноценно выполнять возложенные на них задачи, совершая лишь
непродолжительные выходы в ближние зоны или находясь на базе.
На примерах эксплуатации 675-го проекта Тихоокеанского флота извест-
но, что из 12 лодок замена парогенераторов была произведена на шести. Спе-
циалистами подсчитано, что замена ПГ оценивалась в 30% стоимости ремонта
всей ЯЭУ, без учета стоимости собственно парогенераторов
. Совокупный же
ремонтный период этих кораблей составил 13 лет
, что осредненно на одну
лодку составляет 2,2 года.
Авария ТВЭлов была на головной «К-175», следствием чего стало огра-
ничение эксплуатационной мощности ЯЭУ этой лодки до 40 проц.
Особые сложности были и с эксплуатацией атомного первенца ТОФ - «К-
45»: меньше чем через год, после принятия от промышленности, лодка встала в
ремонт на 2,5 года. Всего же совокупный ремонтный период 659-го проекта, до
второй половины шестидесятых годов – т.е. без учета переоборудования в
«торпедный вариант», составил восемь лет.
Важно отметить, что североморские АПЛ, поступали на ТОФ, после ак-
тивной эксплуатации. Так, «К-14» в 1960-1962 гг., совершила 14 походов на
северном и атлантическом театрах, пройдя 25627 миль, «К-42» только в 1966году прошла 6400 миль , «К-133» в 1963 году совершила поход в экваториаль-
ную Атлантику…
Все это свидетельствует о формировании знаковой проблемы - сущест-
венного отставания инфраструктуры базирования и технического обеспечения
качественно новых кораблей от их динамично-количественного поступления на
Тихоокеанский флот.
Собственно говоря, проблема своевременного и качественного ремонта
атомных подводных лодок в масштабах страны решалась одновременно с соз-
данием атомного флота. «…Существовавшие судоремонтные предприятия не
могли обеспечить ремонт кораблей с принципиально новыми энергетическими
установками. В связи с этим организация и обеспечение ремонтов АПЛ на СРЗ
ВМФ стала одной из острых проблем, которую надо было разрешить. Эта про-
блема усугублялась неразработанностью технологической схемы ремонта в ус-
ловиях радиационного излучения, отсутствием специальных производственных
помещений, сложностью и новизной применяемого оборудования, неосвоенно-
стью методов обработки и сварки новых материалов…».
В масштабах Дальнего Востока, основной судоремонтный завод - «ДВЗ
«Звезда»», был заложен в 1946 году, как завод № 892, «….для ремонта кораблей
и судов Дальневосточного региона…». Первый опыт ремонта подводных лодок
завод получил в 1957 году, а первая АПЛ встала на ремонт 12 мая 1962 года.
Освоение технологий атомного судоремонта, формирование кадровой базы,
создание социальной инфраструктуры (а фактически – строительство города) и
многие - многие другие проблемы решались одновременно. По признанию са-
мих заводчан «… 1978 год, по сути, стал первым серьезным экзаменом техни-
ческой и организационной готовности завода к выполнению его главной задачи
- серийному ремонту атомных подводных лодок….».
В масштабах же страны, централизовано и комплексно к решению этой
проблемы подошли только в 1968 году, когда было создано 12 Главное управ-
ление Минсудпрома «… для решения задач все возрастающих объемов ремон-
тов и переоборудования АПЛ…».
Качественно новое вооружение флота формировало и качественно новые
проблемы. Так, дальность действия противокорабельных крылатых ракет «П-
6» требовало и адекватной глубины целеуказания, а расширяющейся масштаб
противоавианосной операции – соответствующих систем управления силами.
И надо признать, что в данных аспектах решения противоавианосной за-
дачи Флот отставал. Например, известно, что первые самолеты дальней развед-
ки и целеуказания «Ту-95РЦ» стали поступать на вооружение Советского флота
в 1965-1966 годах, а их серийное производство было ограничено несколькими
десятками машин (порядка сорока).
Очевидно, что запоздалое, по сравнению с ПЛАРК, поступление на воо-
ружение флота и ограниченное количество этих машин, не способствовали ква-лифицированному освещению обстановки на Тихоокеанском ТВД и качествен-
ному применению противоавианосного оружия флота…
В итоге, изложенные материалы и выполненные расчеты показателей
боевой эксплуатации советских атомных подводных лодок первого поколения в
условиях Тихого океана свидетельствуют о сложном периоде становления
атомных подводных сил на Дальнем Востоке СССР.
С позиций же прошедшего пятидесятилетия, не возникает и тени сомне-
ния в целесообразности использования на дальневосточном ТВД атомных патомных под-
водных лодок.
Так, введение в состав Тихоокеанского флота ПЛАРК пр. 659 сформиро-
вало компонент стратегического ядерного сдерживания потенциальной агрес-
сии на дальневосточных рубежах, реализуемый совместно с ракетными ДЭПЛ
пр. 629 и усиленный стратегическим маневром двух ПЛАРБ пр. 658.
Прибытие и постоянное присутствие в дальневосточных водах ПЛАТ пр.
627А и пополнение ТОФ ПЛАРК пр. 675 создало серьезный противовес давле-
нию американских АУГ.
В совокупности все изложенное свидетельствует о качественной транс-
формации Тихоокеанского флота, из прибрежно-морского в океанский, что бы-
ло фактически проверено стратегическими маневрами «Океан» в 1970 году. И
глубоко знаменательно, что первой советской подводной лодкой, вышедшей
для решения задач боевой службы в Индийский океан стала ПЛАРК «К-7».
Низкий уровень технической надежности ЯЭУ первого поколения АПЛ
был в течении времени устранен, проблемы оперативного применения подвод-
ных сил постоянно решались, но неадекватность состояния береговой инфра-
структуры растущему количеству первого, второго и третьего поколений АПЛ
не была устранена вплоть до 1991 года
. Именно последний фактор, наряду с растущим количеством и качеством
АПЛ второго поколения, обусловили невысокие показатели боевой эксплуата-
ции АПЛ пр. 627А, 658 и 659, и их, фактически досрочный, вывод в состав сил
второй линии.
В то же время известно, что ПЛАРК пр. 675 составляли основу боевой
службы ТОФ в Тихом и Индийском океанах последующие
полтора десятилетия - с начала 1970 до середины 1980 гг.
В итоге и в целом, можно заключить, что, несмотря на техническое несо-
вершенство ЯЭУ, организационно-эксплуатационные недочеты и иные выяв-
ленные недостатки в развитии подводных сил Тихоокеанского флота,
первое поколение АПЛ ТОФ свою задачу выполнило.
Немає коментарів:
Дописати коментар