С момента, когда в Польше была введена профессиональная армия, молодежь стала стремиться в ней послужить
Военная жандармерия, которая в польской армии стоит на страже закона и порядка, отметила недавно удивительное событие. Оказалось, что молодые люди готовы давать военным докторам взятки, чтобы получить свидетельство «годности». Это поворот на 180 градусов: еще недавно преследовали тех, кто дает взятки, чтобы от армии «откосить».
Правительство Дональда Туска в 2007 году приняло решение прекратить всеобщий призыв в армию и полностью перейти на профессиональную армию. Спустя два года в казармах не осталось ни одного призывника — только профессиональные солдаты.
Ликвидация призыва была весьма позитивно воспринята польским обществом. Ведь уже много лет он был фикцией: в армию попадала в основном малообразованная молодежь из бедных регионов страны. Большинство же молодых людей успешно его избегало, чаще всего с помощью поступления в вузы.
Эксперты признают, что профессиональная армия обходится дороже. Призывники, кроме того, что получали чисто символическую зарплату, были к тому же дешевой рабочей силой — именно они обеспечивали охрану и чистоту объектов и территорий. Теперь все изменилось. Охрану объектов обеспечивают специальные фирмы или гражданские специалисты, нанятые для этой работы. Армия нанимает также фирмы по уборке и доставке питания. А солдаты должны обучаться военному делу, потому что высокий уровень обучения — это одна из основ профессиональной армии. Обучение происходит на базе трехлетнего цикла, который потом повторяется.
Другая основа профессиональной армии — это снабжение ее высококачественным оружием, техникой и оборудованием. Все это стоит миллиарды злотых, а потому солдаты, которые эту технику обслуживают, должны разбираться во всех деталях и нюансах. Отсюда необходимость больших вложений в обучение и переподготовку. По мнению командующего сухопутными войсками генерала Збигнева Гловенка, благодаря этому к тому же «возрастает сознательность солдат, у которых повышается чувство принадлежности к профессиональной армии».
Сегодня польская армия насчитывает 100 тысяч военнослужащих, а также 20 тысяч человек обученного резерва. Проблемой пока остается структура польской армии, в которой до сих пор «слишком много вождей и мало индейцев». На одного генерала приходится 528 рядовых и унтер-офицеров. Другая проблема, с которой борется армия, — это чересчур разросшаяся бюрократия. Эксперты отмечают, что, несмотря на постоянные обещания руководителей военного ведомства сократить ее, она продолжает расти.
Неудивительно, что профессиональная армия для многих молодых людей становится весьма привлекательным местом работы. «Времена ненадежные, банки разоряются, не исчерпан финансовый кризис. А армия никогда не обанкротится», — считает социолог Анджей Рышард. Заработки тоже вполне приличные — от 2,5 тысячи злотых (625 евро) для рядового до нескольких тысяч злотых для офицеров и нескольких десятков тысяч для генералов. Плюс социальное обеспечение и приличная пенсия после окончания службы.
Имея возможность отбора кандидатов, армия делает ставку на качество. «Мы хотим, чтобы служба в армии стала возможностью карьеры и привилегией для наилучших. Нам не нужны солдаты, которые пошли в армию исключительно за деньгами или потому, что не было других идей, чем заняться», — писал недавно начальник генштаба генерал Мечислав Ченюх.
Внутри польской армии происходят серьезные изменения ментальности. Недавно министерство национальной обороны приняло новую «Стратегию укрепления дисциплины и преодоления социальной патологии в армии». Военные чиновники продолжают отмечать такие явления, как алкоголизм, наркомания и внутриармейское насилие, но всего этого за последние годы стало значительно меньше. Вместе с тем в «Стратегии» появилась констатация новых угроз — в частности, дискриминация с точки зрения пола, расы, этнической принадлежности, религии, возраста и сексуальной ориентации. В документе четко говорится, что армия будет активно бороться с такими явлениями, как ксенофобия, нетерпимость и расовая дискриминация. Раньше эти темы в армии практически не обсуждались.
Эдита Жемла,газета Rzeczpospolita, специально для «Новой газеты», Варшава
Немає коментарів:
Дописати коментар