Чернобыль 25 лет спустя: радиация и равнодушие государства
Япония своих атомных ликвидаторов в беде никогда не оставит, а вот Украина уже давно забыла о подвиге чернобыльцев, которые 25 лет вынуждены жить в "боях" за реализацию прав, положенных им по закону
Люди, радиация, злокачественный диабет
Отсутствие достоверной информации является одной из главных проблем для чернобыльцев - да и для всех граждан Украины. Например, вызывает вопросы безопасность людей, которые до сих пор живут на загрязненных территориях. Депутат Верховной Рады от фракции Народной партии Николай Шершун напомнил, что уже два года не проводится дозиметрическая паспортизация населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, на это не выделялось средств.При этом, по словам депутата, через 25 лет после аварии в стране остается почти сотня населенных пунктов, где паспортные дозы облучения превышают допустимые нормы - и "люди, в большинстве, даже не знают об этом".
http://nuclearno.ru/text.asp?15136
"Например, в отдельных населенных пунктах Ровенской области дозы внутреннего облучения детей только за счет потребления загрязненного молока достигает уровня, который значительно превышает допустимые нормы, - сказал Шершун. - И при этом в последнее время нас пытаются убедить, что у чернобыльцев культивируется синдром жертвы... с этим я категорически не согласен".
С этим согласилась президент фонда "Дети-инвалиды Чернобыля" Валентина Колесникова, заявившая, что "до сих пор правды о Чернобыли не сказал никто".
"Ни нам, ни нашим детям не дано знать, какая доза облучения получена жителями города Припяти, в эпицентре взрыва, в 30-километровой зоне вокруг ЧАЭС, в Полесском районе, в Народичах, в других районах", - сказала она, добавив, что, соответственно, нет и "честного прогноза" здоровья. Между тем, по словам Валентины Колесниковой, растет количество заболеваний щитовидной железы у детей, фиксируются случаи злокачественного диабета.
"Фактически распространяется новая болезнь - злокачественная форма диабета у маленьких детей, их госпитализируют в коматозном состоянии", - сказала Колесникова, добавив, что дети ликвидаторов рождаются с физическими и умственными недостатками.
"Эвакуированных детей болеют 83,7% - почти все. Детей ликвидаторов - 76,1%, детей, проживающих на загрязненных территориях - 76,6%, - сказала глава фонда. - Чернобыльцы, как взрослые, так и дети, умирают от болезней, про которые советские врачи даже не знали...".
Глава правления Фонда спасения детей Украины от Чернобыльской катастрофы Наталья Преображенская отметила, что информация о катастрофе по сей день скрывается и искажается.
"В Украине и до сих пор е пересчитаны дозы, что были получены населением за первый год катастрофы, они приуменьшены в 200-300 раз, - сказала она. - В 1986 году были разосланы секретные (указания) о категорическом запрете называть в медицинской документации дозу облучения детей".
По словам Преображенской, в прошлом году в правительство подавались пересчитанные дозы, однако возникли трудности с их подтверждением со стороны Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины.
Перспективы тоже выглядят не самым радужным образом. Представители медицинской науки, выступавшие на слушаниях, отмечали, что в ближайшие годы следует ожидать повышения преждевременной смертности ликвидаторов, прежде всего, от сердечно-сосудистых заболеваний, роста частоты онкозаболеваний - например, уже сейчас врачи констатирует рост в полтора раза количества у жен ликвидаторов. И хотя отмечалось, что Украина за прошедшие годы выстроила систему медицинского обслуживания пострадавших от аварии на ЧАЭС, сами чернобыльцы воспринимали эти слова как насмешку. Один из ликвидаторов иронически посоветовал чинам Минздрава проверить, "есть ли там хотя бы бинты".
Своих льгот чернобыльцы не получат?
В настоящее время социальной поддержкой государства пользуются более 2,2 миллиона пострадавших от аварии на ЧАЭС, в том числе почти 256 тысяч участников ликвидации аварии, среди которых 66 тысяч инвалидов, сообщил заместитель министра труда и социальной политики Константин Ващенко. По его словам, законом "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" предусмотрено около 100 видов льгот, компенсационных выплат, доплат и помощи, из которых более 50 требуют специального финансового обеспечения."Согласно закону о госбюджете на 2011 год, расходы на социальную защиту чернобыльцев составляют 7 миллиардов 777 миллионов гривен, что больше, чем в прошлом году", - сказал Ващенко, добавив, что реализация закона в полном объеме требует средств почти в десять раз больше - это обошлось бы в 74 миллиарда гривен. Замминистра отметил, что это "проблематично для любой страны, даже в период экономического роста".
По словам Ващенко, в полном объеме этот закон исполнялся только первые два года после его принятия в 1991 году. Чиновник согласился с тем, что сейчас "общее состояние соблюдения государством обещанного уровня социальных гарантий вызывает вполне понятное и справедливое недовольство у чернобыльцев", однако подчеркнул необходимость пересмотра системы социальной защиты чернобыльцев - с тем, чтобы помощь государства получали те, кто в ней действительно нуждается.
Михаил Глазунов отметил, что за последние 15 лет общая численность граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, уменьшилась почти на один миллион человек, то есть на треть, при этом потребности финансирования за это время увеличились почти в 17 раз. По его словам, "причиной такого соотношения принято считать инфляционные процессы и подорожание жизни".
Депутат выразил сомнение в том, что выделяемые на помощь чернобыльцам бюджетные деньги расходуются правильно, и призвал правительство "тщательно проанализировать эффективность расходования средств".
Однако обещаниям государства чернобыльцы больше не верят, а в намерениях пересмотреть и "улучшить" систему соцзащиты видят попытку ограничить их в правах. "Мы много лет слышим слова "минимизация последствий аварии", но законопроектом ╣7562 началась минимизация чернобыльцев", - заявил по этому поводу руководитель Ровенского областного объединения "Союз Чернобыль" Георгий Хиля.
Не верят ликвидаторы и пострадавшие и уверениям, что "денег нет" - выступавшие на слушаниях представители общественных организаций считают, что деньги у государства есть, но тратят их совсем не так, как надо бы.
"Жилищная программа (для чернобыльцев) - ноль, программа реабилитации зоны чернобыльской катастрофы - тоже ноль. Правительство оставляет медицинское обеспечение на уровне двух гривен на человека в год, закладывая 300 миллионов гривен на медицинское обеспечение чиновников высшего ранга", - констатировал президент общественной организации "Союз Чернобыль Украина" Юрий Андреев.
Один из выступавших на слушаниях ликвидаторов последствий аварии выразил недоумение по поводу того, что чернобыльцы сегодня в массовом порядке вынуждены отстаивать свои права в судах - ведь эти права записаны в законе. В связи с чем выступавший отметил, что если бы чернобыльцы в свое время так же гасили реактор и строили "Укрытие", как сейчас работают суды, то - "никакой Украины уже не было бы".
Немає коментарів:
Дописати коментар