В 1963 году на территории учебного отряда подводного плавания был заложен котлован для строительства лабораторного корпуса (так называли в отряде действующий стенд паротурбинной установки). В 1965 г. строительство было закончено и был завершен монтаж турбины, редуктора и части линии вала, маневровое устройство, система смазки, конденсатно-питательная система. Тогда же была введена в строй и испарительная установка с фильтрами очистки воды.
Для второй школы отряда была установлена действующая ракетная шахта АЛЛ 658 проекта. Конечно, это уже был весомый вклад флота в повышение качества подготовки курсантов.
В строительстве и монтаже лабораторного корпуса принимали самое активное участие мичманы и старшины срочной службы в/ч 59075. Огромную, а вернее главную, работу выполняли наши заводчане с СМП.
На фотографии Петр Щербина(справа) со своим земляком Николаем Боровиком.Северодвинск.Учебный отряд.1963г
Старшим и ответственным за сроки и качество монтажа был капитан-лейтенант Земсков Л. Но все же и после практической учебы и тренировок на действующей установке моряки, придя на атомную лодку и получив зачетный лист, начинали изучать заново все то, с чем их знакомили в учебке. Боевой корабль, отсеки со всеми боевыми постами с боевой техникой и оружием — это не упрощенные системы и действующие макеты учебного центра. С боевыми кораблями и их отсеками личный состав учебки знакомился только в часы оказания так называемой помощи «живой силой» после аварий ядерных установок на подводных лодках. Без средств защиты, без учета времени и доз загрязнения велись курсантами работы на АЛЛ-19 («Хиросима») и К-11.
В знак благодарности за эти работы командование атомной подводной лодки (АЛЛ) кормило курсантов обедами по морскому пайку. Или же «неоднократное посещение СМП» заключалось в интенсивных работах после сильного взрыва тепловой станции зимой 1964 г. Кстати, эта авария затронула почти весь город Северодвинск. Курсанты учебки несколько месяцев оказывали городу посильную помощь в восстановлении теплостанции и устранении последствий аварии в самом городе.
Учебные центры в то время создавались и на других флотах Советского Союза. Одним из самых мощных учебных комплексов можно было назвать учебный центр г.Палдиски, находившийся на территории союзной Эстонской республики. В этом уникальном центре побывали, наверно, все экипажи атомных подводных лодок КСФ и КТФ. Здесь проходили подготовку и переподготовку на действующих установках ГЭУ лодок моделей 658-667 и последующих поколений АЛЛ, несущих уже боевую службу на Военно-Морском Флоте. Это уже был совершенно новый уровень практической подготовки целых экипажей для несения боевого дежурства лодок в море. На протяжении 3 лет мне, как и другим моим сослуживцам, приходилось провожать выпуски моряков-подводников на атомоходы КСФ. Многих приходилось потом встречать в городах Северодвинске, Североморске, Западной Лице, Годжиево, в Полярном, Гремихе и позже уже гражданским человеком в Запорожье. Эти встречи были желанными, сердечными и трогательными. Бывшие курсанты и моряки-подводники почти всегда с благодарностью отзывались о времени учебы в в/ч 59075. Правда были и не совсем приятные. Бывшие выпускники с упреками и обидой вспоминали некоторых мичманов и старшин срочной службы учебного отряда. Были и в мою сторону кивки недовольства. Видимо, в чем-то я и мои товарищи по учебному процессу не смогли правильно поставить работу по обучению и воспитанию курсантов. У кого-то мы не смогли вовремя почувствовать душевного состояния моряка или неоправданно жестко требовали от кого-то воинской дисциплины и исполнительности.
В разговорах с выпускниками отряда не раз возникали предложения о переходе служить на подводные лодки. Тем более, что я подписал с 1965 года контракт на сверхсрочную службу(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар