четвер, серпня 18, 2011

«Сухие» улетают с «Адмирала Кузнецова»

МиГ-29К на российский авианосец сажают не для того, чтобы он стал сильней
Начало работы Международного авиакосмического салона (МАКС-2011) в подмосковном Жуковском вышло не таким, как замышляли организаторы.
http://svpressa.ru/society/article/46924/
Стало известно, что Министерство обороны России на этом представительном форуме отказалось заключать заранее анонсированный многомиллиардный контракт на покупку 24 корабельных истребителей МиГ-29 и МиГ-29К/КУБ для единственного в стране 279-го отдельного истребительного авиаполка ВМФ, составляющего авиакрыло авианосца «Адмирал Кузнецов». Сообщается, что военные и РСК «МиГ» не сошлись в цене. Впрочем, компетентные люди утверждают, что соглашение все же будет достигнуто до конца нынешнего года.

Но не бухгалтерские дрязги самое интересное в данном случае. Куда примечательнее другое. Выходит, принято решение перевооружать единственный российский авианосец, а, следовательно, и 279-й авиаполк, с нынешних тяжелых истребителей С-33 на легкие одноместные МиГ-29К и двухместные МиГ-29КУБ. Разместить на палубе одновременно и тех, и других не получится – возможности корабля не позволяют. Таким образом, выбор сделан в пользу МиГов. Зачем и почему?

К Су-33, разработанные на основе знаменитых Су-27, насколько известно, у военных претензий нет. Они вовсе не старые, серийное производство началось в 1989 году. Более того. Даже за рубежом признают, что Су-33 – исключительно грозная машина для завоевания господства в воздухе над океаном. По мнению специалистов, она превосходит основной палубный истребитель ВМС США Макдоннелл-Дуглас F/A-18C/D «Хорнет» и истребитель F/A-18E/F «Супер Хорнет» практически по всем основным летно-техническим характеристикам, а также по возможностям бортового комплекса вооружения при ведении борьбы с воздушными целями. Палубный истребитель Грумман F-14D «Томкэт», оснащенный более мощной, чем у Су-33, бортовой радиолокационной станцией и ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 «Феникс», значительно уступает Су-33 по маневренным и разгонным характеристикам, а также по боевому радиусу действия.

Несколько хуже обстоят дела с возможностями российского тяжелого истребителя по поражению морских и береговых целей. Но сообщалось, что работы в этом направлении конструкторы ведут. И вдруг все это останавливается, «Адмирал Кузнецов» готовится прощаться с Су-33.

Правда, заметим при этом, что и МиГ-29К тоже не нечто абсолютно новое для нашего авианосца. Собственно, именно для «Адмирала Кузнецова», называвшегося еще «Тбилиси», и значившихся в ту пору в планах Минобороны СССР его собратьев этот истребитель еще в 1978 году и решили строить. Тогда замышляли просто: в составе авиакрыла предполагалось иметь 18 тяжелых Су-33 и 28 легких МиГ-29К. Первые должны были громить врага на дальних подступах, вторые – ближе к кораблю. Это давало флоту совершенно другой баланс боевых возможностей.

Потом в 1981 году Генштаб решил изменить облик советских авианосцев. Водоизмещение их велели существенно уменьшить. А вместе с ним - и размеры полетной палубы и самолетных ангаров. Пришлось подсократить и состав авиакрыла. Тем не менее, и МиГ-29К, и Су-33 конструкторы продолжали разрабатывать. У ОКБ «Сухого» дела шли лучше. К моменту развала Советского Союза, когда оборонный бюджет пересох, как арык в пустыне, Су-33 умел летать и садиться на корабельную палубу лучше. Тогда в целях экономии средств решили, что авианосцу хватит и самолетов одного типа. От МиГ-29К решено было отказаться.

Не помогли даже аргументы микояновцев, что их детище все же имеет ряд преимуществ над, безусловно, отличным Су-33. К безусловным достоинствам тяжелого истребителя относятся большая дальность полета без подвесных баков, высокие маневренность и тяговооруженность, возможность подвески 12 ракет средней и малой дальности одновременно. Но номенклатура вооружения Су-33 ограничена только ракетами «воздух-воздух». У МиГ-29К более высокие тактические характеристики для ударов по морским и наземным целям. И более широкая гамма управляемых и неуправляемых средств поражения, в первую очередь ракеты «воздух-поверхность». Оспорить это было невозможно, но дичайшая вынужденная экономия средств уже душила и тактику, и оперативное искусство.

Тем не менее, к тому моменту первый экземпляр легкого истребителя совершил 313 полетов, в том числе 13 - по программе Госиспытаний. На этой машине пилоты ОКБ и ГК НИИ ВВС выполнили 74 посадки на палубу корабля, а также полеты с дозаправкой самолета в воздухе. Что же, все это предстояло бросить и забыть?

К счастью, помогли индусы. Их желание тоже обладать авианосцами вылилось в контракт на модернизацию давно ржавевшего без дела бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный плавучий океанский аэродром. Россия обязалась переделать корабль, на котором раньше базировались лишь самолеты вертикального взлета, в настоящий авианосец. Индусы тут же нарекли его «Викрамадитья» и выложили вожделенные миллиарды. А каким будет авиакрыло ««Викрамадитьи»? Су-33 для него оказались великоваты. Тогда-то и вспомнили о давно готовом МиГ-29К. Заказ из Дели на эти самолеты буквально спас загибавшуюся от бескормицы РСК «МиГ».

И все же все эти аргументы ничего не объясняют, почему теперь понадобилось на легкие истребители перевооружать и нашего «Адмирала Кузнецова», который сегодня, кстати, поставлен на модернизацию. Да, решено заменить ахиллесову пяту этого корабля – слишком уж ломкую энергетическую установку – с котлотурбинной на газотурбинную или даже ядерную. Да, уберут пусковые установки противокорабельных крылатых ракет большой дальности «Гранит». Да, другой станет ПВО авианосца. Вместо устаревшего комплекса «Кинжал» поставят универсальный корабельный стрельбовый комплекс с 80-120 зенитными ракетами средней дальности нового поколения. ПВО ближней зоны планируется обеспечить размещением морской версии комплекса «Панцирь» (4-6 зенитно-артиллерийских установок.

Но зачем отработанное авиакрыло-то на «Адмирале Кузнецове» менять? Эту тему «Свободная пресса» обсудила с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.

«СП»: - Из сообщений с МАКСа следует, что в Министерстве обороны принято решение заменять на нашем единственном авианосце тяжелые палубные истребители Су-33 на легкие МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Что это может означать? Что Су-33 выработали свой моторесурс и подлежат списанию?

- Не могли Су-33 «выбить» моторесурс хотя бы потому, что первая такая серийная машина выпущена всего 11 лет назад. Остальные еще моложе. К тому же они немного летали потому, что «Адмирал Кузнецов» больше ремонтируется, чем находится в море.

«СП»: - Остается предположить, что кто-то во власти решил, что МиГи на палубе просто чем-то лучше «сушек».

- Не думаю, что МиГи лучше. У Су-33 и радиус действия больше, и оружия он берет на борт больше. В целом по боевым возможностям соотношение два к одному.

«СП»: - Тогда что же?

- Я вижу единственный возможный довод: таким образом решено удержать на плаву ОКБ имени Микояна. Там экономические положение намного хуже, чем на «Сухом». Собственно, на МиГи на сегодняшний день есть только два заказа. 29 таких истребителей на сумму 1,2 миллиарда долларов сделаем для Индии. Еще 20 самолетов в сухопутном варианте на сумму 400 миллионов евро заказала Мьянма. Все. Других серьезных денег из-за рубежа для микояновцев, насколько мне известно, не предвидится. А без них эта знаменитая конструкторская и производственная школа быстро загнется. Видимо, решено выручать ее деньгами нашего Минобороны.

«СП»: - Куда же тогда девать два десятка исправных Су-33, которыми вооружен пока 279-й палубный истребительный авиаполк?

- Законсервируют, наверное. Утилизировать рановато.

«СП»:: - То есть это не сугубо военное, а, так сказать, военно-промышленное решение? Но если так, значит во имя выживания ОКБ имени Микояна в жертву приносятся боевые возможности авианосца «Адмирал Кузнецов»?

- Так наш авианосец давно уже практически ничего собой не представляет, как боевая единица. Два похода в Средиземное море и обратно в Североморск за два десятка лет – это же почти ничего. Остальное время – бесконечный ремонт.

«СП»: - По-моему, никто уже и не скрывает, что единственное рациональное объяснение продолжающегося пребывания «Адмирала Кузнецова» в составе Северного флота – сохранить только зародившуюся в России школу палубной авиации. В надежде, что когда-нибудь страна обзаведется более совершенными авианосцами. То есть, это не столько корабль, сколько учебная парта для летчиков. Так?

- Так. А если речь пока идет лишь об учебе палубных летчиков, то какая разница на чем учиться взлетать и садиться с корабля. На Су-33 или на МиГ-29К? На легких истребителях обойдется даже дешевле.


Немає коментарів: