неділю, серпня 28, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОФИЦЕРА-ПОДВОДНИКА,КАПИТАНА 2-ГО РАНГА В ОТСТАВКЕ ВЛАДИМИРА СЕЛИНА

  НЕЗАБЫВАЕМЯ АВТОНОМКА… 

Длительный автономный поход ПЛ «Б-82»,
совместно с танкером «Вилюйск» в Южную Атлантику
до 50 градуса ю.ш. для проведения научных работ
с целью замера гравитационных полей в Атлантическом океане
(15.11.1958-01.04.1959г.г.)


Никто из авторов-подводников Краснознаменного Северного Флота до настоящего времени не осветил 135 суточный автономный поход ПЛ «Б-82» 611 проекта 161 БПЛ 33-й ДиПЛ Краснознаменного Северного Флота совместно с танкером «Вилюйск» в Южную часть Атлантического океана.
Автор, участник этого похода по мере сил попытался рассказать об этом. (следует отметить,что в этом походе принимал участие в качестве второго командира,командир апл К-27 капитан 2- го ранга ГУЛЯЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ,которая еще тогда только строилась)

В один из летних дней 1958 года сижу в каюте на береговой базе. Заходит в каюту Юра Веселов – старший лейтенант, командир БЧ-1 ПЛ «Б-82» и спрашивает: «Ты, Селин»! Я отвечаю: «Я, Селин»!
Он говорит, что есть приказ о прикомандировании меня на выход в море на ПЛ «Б-82» вторым штурманом. Я говорю «Хорошо». И через несколько дней лодка ушла в дальний поход на 35 суток.
На борту находились офицеры штаба Подводных Сил СФ и штаба 33 ДиПЛ КСФ. Возглавил этот поход Командующий Подводными силами СФ адмирал Кудряшов, это был выносной ФКП Командующего Подводными Силами СФ.
Лодка участвовала в учениях СФ. Ходили к берегам Исландии и островам Ян-Майен. Третьим штурманом был прикомандирован лейтенант Столяров Станислав - выпускник 2-го ВВМУ подводного плавания.
Из штабных офицеров, кроме Командующего ПС СФ были два флагштурмана: Подводных Сил СФ капитан 1 ранга Михеев и 33 дивизии ПЛ СФ капитан 2 ранга Резниковский Л.
Я работал в паре с флагштурманом дивизии Резниковским Л. по определению места ПЛ по астрономическим наблюдениям, а лейтенант Столяров С. с флагштурманом ПС СФ Михеевым. У нас с Резниковским так ловко получались астрономические вычисления, что Резниковский даже подшучивал над Михеевым, который работал со Столяровым.
Выполнив поставленные на поход задачи лодка возвращалась в базу.
При подходе к базе командир ПЛ капитан 2 ранга Швецов Г.Н. спросил меня: «Селин, хочешь ко мне на лодку перейти»! Я без колебаний ответил: «Хочу»!
Тогда он сказал: «По приходу в Полярный на следующий день будет приказ по дивизии о переводе тебя на ПЛ «Б-82», так что собирай вещи и сразу переходи к нам. Я уже договорился с командиром дивизии и флагштурманом Резниковским, но лодка снова будет готовиться к длительному походу».
Это была награда за все мои мучения, которые я пережил на ПЛ «Б-69». Так я оказался в новом экипаже ПЛ «Б-82» и служба с этого момента пошла как по маслу.
Получил значок «За дальний поход». На этой же лодке оказался и мой бывший замполит капитан 3 ранга Николай Андреевич - очень хороший человек, он тоже перешел с «Б-69», так как не сработался с командиром Очкасом М.С. и старпомом Власовым.
Николай Андреевич впоследствии рекомендовал меня в партию и дал рекомендацию.

Экипаж ПЛ «Б-82»:

Командир ПЛ капитан 2 ранга Швецов Геннадий Никитович.
”Швецов"
Старший помощник командира капитан-лейтенант Степанов Юрий Васильевич.
Зам.командира по п.ч. капитан 3 ранга Скоробагатов Н.А.
Командир БЧ-1 старший лейтенант Веселов Юрий Петрович.
Командир группы БЧ-1 лейтенант Селин Владимир Терентьевич.
Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Вылегжанин Владимир Андреевич.
Помощник командира ПЛ старший лейтенант Петров Борис Иванович.
Командир группы БЧ-3 лейтенант Ильин Владимир Данилович.
Командир БЧ-4-РТС старший лейтенант Боровков Владимир.
Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Захаров Виталий
Начальник службы М капитан м.с. Дошин Евгений.
Командир группы БЧ-1 лейтенант Столяров Станислав – прикомандирован временно на этот выход.

Так закончился этот первый дальний поход ПЛ «Б-82» в 1958 году. Экипаж и командный состав начали подготовку ко второму походу на 135 суток. Штурмана занялись предварительной прокладкой, вначале на генеральной карте Атлантического океана, затем на карто-сетках. Предварительный маршрут было приказано сделать туда и обратно.
Проверили все навигационные приборы, сделали выверку навигационных секстанов, получили дополнительные приборы для определения скорости ветра(анемометры), секундомеры, второй хронометр и ряд других приборов.
Лодку направили на завод в Росту. Там нам сделали специальный клюз, в носовой оконечности «ноздрю», установили специальный гак и закрепили толстый буксировочный трос для буксировки лодки танкером в случае потери хода или по другим причинам.
На танкере «Вилюйск» позади кормовой надстройки был дополнительно установлен холодильник-рефрежиратор для хранения скоропортящихся продуктов.
Еще был один выход в море перед автономкой совместно с танкером «Вилюйск» в Мотовский Залив. Проводили тренировку передачи топлива с танкера на ПЛ.
Испытание прошло успешно, но потеряли аварийный буй. Его сорвало вместе с тросом и телефонным проводом. Сколько времени искали, так и не нашли. В базе заменили на другой. Сняли с какой-то лодки и установили на нашу.
Нам с Борей Петровым командир досрочно написал представление на звания. Боре на «капитан-лейтенанта», а мне на «старшего лейтенанта».

А перед выходом в автономное плавание меня арестовали и посадили на губу. Это сделал небезизвестный капитан 2 ранга Неволин Г.Л. - начальник штаба 161 БПЛ СФ.
Дело было так. Летом 1958 года вернулись из дальних походов ПЛ 613 проекта «С-346»(командир ПЛ капитан 3 ранга Зверев В. и «С-347» (командир ПЛ капитан 3 ранга Чернавин В.Н.).
По возвращении их команды разместили в нашей казарме на 161 бригаде. Дежурный офицер по казарме заболел, а я его по приказу руководства заменил. Оставалась буквально два-три часа до развода нового наряда.
И вдруг! В казарме появляется капитан 2 ранга Неволин Г.Л. В казарме, где разместились экипажи вернувшиеся из похода темно, все лежат на койках и многие подвыпившие. Капитан 2 ранга Неволин Г.Л. рассвирепел и сказал, что объявляет мне двое суток ареста за «бардак» в казарме.
Вечером пришел с оперативки командир ПЛ, капитан 2 ранга Швецов Г.Н. и вручил мне записку об аресте на двое суток и сказал, чтобы завтра я сел на гауптвахту. Что я и сделал на следующий день с большим удовольствием.

Лодка продолжала готовиться к сложному дальнему походу на 135 суток. Такого похода еще не было на Северном Флоте, в паре с танкером «Вилюйск». Но перед выходом в автономное плавание мы выходили на торпедные стрельбы на приз Главкома ВМФ.

Старпома Степанова Ю.В. на лодке не было, был в отпуске. Обязанности исполнял помощник Боря Петров, кстати мой однокашник по 1-му выпуску и хороший парень. Работали в дальних полигонах к северо-востоку от острова Кильдин и на Север от губы Териберка. Примерно в том районе, где погибла ПЛ «Курск».
В первый день после работы в полигоне с эскадренным миноносцем стали на рейд Могильный. Утром ЭМ снялся с якоря и ушел в полигон. Командира БЧ-1 не было , боевой частью командовал Ваш покорный слуга лейтенант Селин В.Т.
Запросили ОД Флота разрешение следовать по плану. Получли «Добро», снялись с якоря и пошлепали в полигон. Подошли к кромке полигона, застопроли ход, легли в дрейф. Затем начали работу в полигоне.
Отработали успешно в полигоне, вернулись в Полярный и при подходе к базе командир вызвал помощника командира, старшего лейтенанта Борю Петрова и приказал написать приказы: «О допуске к самостоятельному управлению ПЛ» помощника командира и меня «О допуске к самостоятельному управлению БЧ-1» лейтенанта Селина В.Т. – командира рулевой группы БЧ-1. Нет худа без добра!
Так мы с Борей стали в глазах командира на одну ступень выше. Я и помощник командира успешно справились с возложенными на нас обязанностями. Командир ПЛ капитан 2 ранга Швецов Г.Н. был прекрасным подводником и хоршим добрым человеком. Спасибо ему за все, что он сделал для нас, чему научил.
Мы тщательно подготовились к длительному походу. Это был совершен совсем фантастический по тем временам второй автономный длительный поход ПЛ «Б-82» продолжительностью 135 суток в Южную часть Атлантического океана. Поход был предназначен для изучения, освоения и использования Атлантического океана в интересах обороноспособности страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Вторым командиром был прикомандирован капитан 2 ранга Гуляев Иван Иванович(бывший командир РПЛ «Б-67», а в этот период был командиром строящейся атомной ПЛ «К-27»).

Герой Советского Союза
капитан 1 ранга Гуляев Иван Иванович

На ПЛ прибыла группа ОСНАЗ(радиоразведка), командир ОСНАЗа был капитан-лейтенант Мартьянов Геннадий, старший научный сотрудник Военно-Медицинской Академии из г.Ленинграда, гидрометеоролог СФ капитан Иван Гурьевич(фамилию не помню). Вторым механиком был прикомандирован опытный инженер - капитан-лейтенат Носков Владимир, 3-м штурманом был прикомандирован лейтенант Батасов Николай.

На танкере «Вилюйск» находилась одна боевая смена резервного экипажа 161 БПЛ в составе: старпома, командира БЧ-1 старшего лейтенанта Торопова Юрия Федоровича, командира группы БЧ-5 лейтенанта Чебаевского Станислава и около 30 матросов и старшин всех спецальностей.
Но, самое главное , почему в 1958 году предстоял этот поход, на борту ПЛ «Б-82» находилась группа ученых из Союзного НИИ Геодезии и Картографии при МВД СССР.

Состав экспедиции 6 человек: руководитель группы - кандидат географических наук Березин Эдуард, старший инженер - кандидат технических наук Соловьев и четыре техника – специалисты по аппаратуре. Группа расположилась во 2-м отсеке. Заняли каюту старшинского состава. Разместили там гравиметрическую аппаратуру. Экспедиция проводила научные работы по замеру гравиметрических полей Атлантического океана.
Поход был секретный. Обеспечивал поход танкер «Вилюйск» Владивостокского Морского Пароходства. Замеры проводились на глубине 100 метров через каждые 100 миль по определенному маршруту, в подводном положении, в определенных координатах (широта и долгота) океана. Координаты указывал руководитель экспедиции, а штурманы при помощи навигационных приборов определяли точное место ПЛ. По рассказу начальника экспедиции Березина Э. , на ТОФе тоже параллельно с нами с нами проводилась такая же экпедиция и обеспечивал ее танкер «Певек». Назвать лодку он не мог, так как не знал.
Подводная лодка «Б-82» вышла из г. Полярный 15 ноября 1958 года. В начале пришли в Мотовский залив и в бухте Озерко ( между полуостровом Рыбачий и полуостровом Средний) погрузились и легли на грунт. Сделали первые замеры гравитационных полей.
После замеров ПЛ всплыла в надводное положение и курсом на Север достигла 75 параллели, повернула на Запад. Прошли между островом Медвежий и островами Шпицберген. Спустились через Норвежское и Гренландское моря к Датскому проливу. Датский пролив встретил нас темнотой, плохой погодой (дождь, снег).Определить место ПЛ сложно и трудно, но надо!
Несколько суток шли по счислению, секторных радиомаяков «Консол» не слышно. Датский пролив – это пролив между Исландией и Гренландией. Впервые точно определили место ПЛ после Датского пролива в Северной Атлантике, примерно на траверзе острова Нью-Фаундленд.
Начали систематически беспокоить самолеты дальнего радиолокационного слежения «Нептун». Это начинался противолодочный рубеж Нью-Фаундленд – Азорские острова. Чем ближе подходили к экватору, тем чаще приходилось уклоняться от самолетов и погружаться на глубину, чтобы нас не засекли!


Праздник Нептуна, Экватор, 31 декабря 1958 год.
Новый 1959 год встретили на экваторе, и здесь, на экваторе в первый раз встретились с танкером «Вилюйск».

Танкер "Вилюйск", Атлантика, 1959 год.
Приняли топливо и пресную воду, а также пополнили свежие продукты (мясо, овощи, свежий хлеб). Была проведена первая смена трети экипажа, кроме командира ПЛ, командира БЧ-5, штурманского электрика и кока-инструктора и членов экспедиции. Последние только помылись на танкере. В первую встречу с танкером я с третью экипажа попал на отдых на танкер «Вилюйск».
Это было под Новый 1959 год. Нам разрешили дать телеграммы родным, чем мы и воспользовались с радостью. Я дал радиотелеграмму в Ригу. Поздравил Ирину - жену и дочку Аллу с Новым годом. Они меня тоже поздравили. Адрес танкера был таким: «Москва, радиостанция Морского Флота СССР, танкер «Вилюйск», Селину Владимиру».
На танкере нам выдали гражданское обмундирование, вернее одежду и обувь и всякие причандалы. Я числился на танкере преподавателем Одесского мореходного училища, а наши матросы – курсантами. Пробыл я на танкере около 10 дней.
Равномерность отдыха на танкере не была одинаковой из-за специфических условий и обстановки.
Через 10 дней произошла вторая смена трети экипажа. Вместо меня на танкер ушел лейтенант Батасов Николай. Приняли на ходу топливо и пресную воду, продукты доставили на вельботе.
Через 15-20 дней произошла третья встреча с танкером. На танкер ушел отдыхать командир БЧ-1 старший лейтенант Веселов Юрий Петрович. За командира БЧ-1 остался я, Селин Володя. В мое подчинение попали командир БЧ-1 резервного экипажа старший лейтенант Юрий Торопов и лейтенант Николай Батасов, кстати оба из Рижского училища. Да и Юра Веселов тоже был рижанином – он окончил Рижское Нахимовское училище.

Командир рулевой группы БЧ-1 старший лейтенант Селин В.Т. и
командир БЧ-4-РТС капитан-лейтенант Боровков Владимир,
Южная Атлантика, 1959 год.

Где-то дней через 25 произошла предпоследняя встреча с танкером «Вилюйск». Так как все штурмана уже побывли на отдыхе более 30 суток, то командир ПЛ вторично отправил меня на отдых на 7 дней. Вместе со мной на танкер ушли помощник командира старший лейтенант Борис Петров и боцман мичман Герш Александр. Кстати он тоже давал мне рекомендацию при вступлении в ряды КПСС. В партию меня принимали в море и одну рекомендацию даже подтвердили по радио с танкера. Вот такие были в то время времена!
Ровно через неделю на горизонте появился «Вилюйск» – последняя встреча в океане. Заправились топливом, водой, продуктами, ушел на танкер резервный экипаж. Я попросил Юру Торопова забрать мои гражданские вещи в Полярный, что он и сделал в лучшем виде.
При пересечении экватора руководство ПЛ устроило праздник «Нептуна». Приготовили атрибуты, вели киносъемку. «Нептуна» изображал второй командир капитан 2 ранга Гуляев Иван Иванович ( впоследствии Герой Советского Союза). Здесь прошел «крещение» и я. Меня окрестили «Кашалот» и выдали диплом о пересечении экватора, который я храню до сих пор.
Спустились на Юг, прошли Саргассово море, пересекли экватор и перешли в Южное полушарие. Затем вдоль берегов Бразилии и Аргентины спустились до 50 градуса Южной широты и повернули на Восток, продолжая делать замеры гравитационных полей в океане и обеспечивая экспедицию точными координатами. Одновременно с замерами гравитации штурманы ПЛ делали замеры наклонения видимого горизонта наклономером Коврайского (НК), определяли слой скачка, соленость и прзрачность воды в океане.
При прохождении по 50 параллели южной широты определяли высоту и длину встечающихся айсбергов, определяли дистанцию до них, фотографировали.

Айсберг, 50 гр. Юж. широты, 1959 год.

Айсберг, 50 гр. Юж. широты, 1959 год.

Вели научную работу по изучению течений в Атлантике. Производили замеры температуры воздуха и воды, ветра, ледовой обстановки в Южном полушарии.
На траверзе мыса Доброй Надежды повернули на Север к островам принца Эдуарда и Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены ( где умер опальный император Франции Наполеон Боунапарте) и острова Вознесения пересекли экватор в обратном направлении, то-есть на Север.
Где-то дней через семь(как я писал выше), после пересечения экватора в обратном направлении произошла последнее рандеву в океане с танкером «Вилюйск» и последняя смена трети экипажа, на ходу получили топливо и пресную воду, продукты доставили на вельботе. Резервный экипаж перешел на танкер.
Оставили справа Канарские и Азорские острова, преодолели рубеж ПЛО Нью-Фаундленд-Азорские острова. Северной Атлантикой через Исландско-Фарерский рубеж ПЛО вышли в Норвежское море. Все было благополучно, но буквально дней за 7-10, когда поход подходил к концу случилась неприятность, если не сказать больше.
Уклоняясь от Норвежского рыболовного траулера, погузились по команде «Срочное погружение» одной боевой сменой (эта команда за 130 суток экипажем была отработана до автоматизма).
И тут лодка стала стремительно погружаться на глубину, причем то с диферентом на нос, то с диферентом на корму. Провалились на 220 метров, всплыли аварийным продуванем средней группы балластных цистерн, а потом и всех балластных цистерн. После этого случая некоторое время срочное погружение стали проводить по сигалу «Боевая тревога» по просьбе начальника экспедиции.
А случилось вот что: когда разобрались механики, то оказалось, что были заполнены торпедозаместительные цистерны. Это 9 тонн воды, а это значит 9 тонн отрицательной плавучести.
Лодка при срочном погружении и так погружается с отрицательной плавучестью (около 30 тонн), а тут еще 9 лишних тонн. И продувается цистерна быстрого погружения при достижении лодкой глубины 10-15 метров воздухом высокого давления(ВВД) и практически на глубине получает нулевую плавучесть, управляется ходом ПЛ и горизонтальными рулями. Этот случай моряки лодки запомнили на всю оставшуюся жизнь.
Преодолев штормовое Баренцево море 31 марта 1959 года лодка прибыла в Мотовский залив и в бухте Озерко легла на грунт для проведения последнего замера гравитации магнитного поля земли. Сделав замеры, 1 апреля 1959 года ПЛ «Б-82» ошвартовалась у родного причала в г. Полярный.

Лодку торжественно встречали в г. Полярном. О проделанной работе и выполнения задания командования был составлен отчет и представлен комиссии ГШ ВМФ СССР, которая встречала подводную лодку «Б-82» 1 апреля 1959 года в г. Полярном. За время похода ПЛ прошла более 22 тысяч миль, было сделано (решено) около 1000 астрономических определений места ПЛ по солнцу, звездам, луне, сфотографированы айсберги на 50 широте в Южной Атлантике.
Кажый штурман использовал по 3-4 журнала астрономических вычислений. Много задач по определению места лодки решили командиры ПЛ, особенно капитан 2 ранга Гуляев И.И., и как не покажется читателям странным командиром группы БЧ-5 инженер-лейтенантом Чебаевским С.
За успешное выполнение задания командования командир ПЛ «Б-82» капитан 2 ранга Швецов Г.Н. и командир АПЛ «К-27» (строящейся) капитан 2 ранга Гуляев И.И. были награждены орденами Боевого Красного Знамени, зам.командира по политчасти и командир БЧ-1 – орденами Красной Звезды, командир БЧ-5 лодки и командир БЧ-5 резервного экипажа орденами Красной Звезды, командир группы БЧ-3 лейтенант Ильин В.Д. –медалью «За Отвагу»- он же секретарь партбюро ПЛ.
Другие члены экипажа лодки были награждены Почетными Грамотами ГК ВМФ СССР, ЦК ВЛКСМ, ценными подарками. Весь экипаж был отправлен на отдых в санаторий МО СССР на Рижское взморье.
Капитан танкера «Вилюйск» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а личный состав танкера удостоился благодарности Главкома ВМФ СССР .

Вообще история танкера «Вилюйск» весьма интересная. Танкер «Вилюйск» был построен на Финской фирме «Раума Репола» по заказу Советского Союза в конце 1957 года. Экипаж был из г. Владивостока. Приписан был к Владивостокскому Морскому Пароходству. Обеспечив экспедицию в Атлантику в 1958-1959 г.г., танкер посетил с грузом топлива остров Диксон.
Затем с грузом бензина перешел на Черное море. Там прошел доковый и текущий ремонт. Вернулся в Полярный и в октябре 1959 года вновь отправился в экспедицию по замеру гравитационных полей трех океанов. В этих походах учавствовали две подводные лодки 611 проекта 161 БПЛ СФ: это ПЛ «Б-88» и ПЛ «Б-90», которые одновременно приказом ГК ВМФ СССР перебазировались на ТОФ. Экспедиция обеспечивалась судами морского пароходства: теплоход «Михаил Калинин» и танкер «Вилюйск».
Поход длился 6 месяцев. На судах размещались резервные экипажи: 161 бригады ПЛ СФ и резервный экипаж сформированный на ТОФе, командир резервного экипажа капитан 2 ранга Киреев К.К. Корабли прошли три океана ( Атлантический, Индийский, Тихий). Вышли из Полярного и закончили свой переход в г. Петропавловске-на – Камчатке (октябрь 1959г.- март 1960г.)
После того, как комиссия выслушала наши замечания и предложения по походу, вся команда лодки уехала на отдых в санаторий «Рижское взморье» в Лиелупе и в Прейдайне. Лодка перешла на завод СРЗ-35 в поселке Роста, Мурманск – 17.
Лодку поставили в средний ремонт. Во время похода вышел из строя один дизель, шахту РДП заклинило в верхнем положении, прибор 24 в боевой рубке вышел из строя и ряд других неисправностей имели место. Из основного экипажа на лодке оставались: старпом Степанов Ю.В., командир группы БЧ-5, замполит резервного экипажа, старшина команды мотористов и я –командир рулевой группы старший лейтенант Владимир Селин.
Остальные офицеры и матросы были с резервного и других экипажей. К этому времени я получил звание «старший лейтенант», и как единственный офицер с основного экипажа мне поручили исполнять обязанности старпома.
Обязанности командира исполнял Степанов Ю.В. Он летом получил звание «капитана 3 ранга». Ничего особенного за эти 6 месяцев стоянки в ремонте не произошло. Были сданы в ремонт и на проверку навигационные приборы, получены штурманские пособия и карты, короче была обновлена вся штурманская документация.
Лодка досрочно закончила средний ремонт и в конце ноября 1959 года прибыла в Полярный под командованием нового командира капитана 3 ранга Степанова Ю.В. Вот такие воспоминания остались у автора этого похода в 1958-1959г.г.
А меня назначали командиром БЧ-1 ракетной подводной лодки «К-79» на 140 ОБПЛ СФ в губу Оленья.
 

Немає коментарів: