Тени океанских глубин
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5 – 7 узлов шумность российских атомных подводных лодок типа "Усовершенствованная Акула" ("Improved Akula") третьего поколения, фиксировавшаяся натовскими средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее перспективных штатовских многоцелевых субмарин типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес" ("Improved Los-Angeles"). По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Джереми Бурда, "американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ "Improved Akula" на скоростях менее 6 – 9 узлов (контакт с новой российской подлодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США)". http://www.redstar.ru/2006/03/18_03/3_02.html
Как подчеркнул адмирал, усовершенствованная "Akula-II" ВМФ России по характеристикам малошумности соответствует требованиям, предъявляемым к лодкам уже четвертого поколения…
"Совершенные убийцы"
Официальное отечественное название данного типа кораблей – атомная подводная лодка проекта 971. В ходе проектирования ей присвоили шифр "Щука-Б" (просто "Щукой" называли атомоходы проекта 671РТМ). Более широко в ВМФ они известны как "Барсы" – по имени головного корабля, построенного на северодвинском "Севмашпредприятии". В НАТО же их обозначили как "Акулы" ("Akula"). Причина для такого громкого имени очевидная: по заключению натовских военно-морских экспертов, российские атомоходы "семейства 971-х" – это "совершенные убийцы в океане". Такие же великолепные "машины смерти", как и настоящие акулы, но только рукотворные. Они – продукт совместного напряженного творчества Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" и множества смежных организаций. Являясь наиболее малошумным отечественным атомоходом, "Акулы" способны длительное время "висеть на хвосте" у надводных кораблей и подлодок потенциального противника, не будучи обнаруженными его средствами гидроакустической и радиотехнической разведки. При этом последние корпуса "звериной" серии – "Вепрь" и "Гепард" – имеют настолько мощный боевой потенциал по сравнению с предшественниками, что за океаном их вообще выделили в особую группу, назвав "Акула-2" ("Akula-II"), или "Усовершенствованная Акула" ("Improved Akula"). И если внешне "Вепрь" еще похож на старших "собратьев", отличаясь только внутренней "начинкой", то "Гепард" даже снаружи во многом уже иной.
Супервозможности отечественных "Акул" позволяют нашим подводникам "цеплять на акустический крючок" даже атомные подводные стратегические ракетоносцы типа "Огайо" – гордость американского кораблестроения. Например, в зоне абсолютного господства противолодочных сил ВМС США российский атомоход обнаружил и длительное время скрытно следил за новейшей ПЛАРБ, направлявшейся в район боевого патрулирования. В Соединенных Штатах стратегические подлодки этого класса считались практически недосягаемыми для гидроакустических станций субмарин противника, а к возможности скрытного слежения за ними, по крайней мере в своем районе, военные специалисты вообще относились скептически. В итоге престиж американских подводников получил ощутимый удар, а сам факт обнаружения ПЛАРБ послужил поводом для конкретных "организационных выводов" на Капитолийском холме. При этом командование ВМС США, ссылаясь на потенциальную "русскую подводную угрозу", затребовало у конгресса крупные ассигнования на увеличение численности новых ПЛА типа "Си Вулф" – уже четвертого поколения. А командир нашего "Волка" Алексей Буриличев – ныне контр-адмирал – в 1995 году стал Героем России.
Однако конгрессмены были бы, на мой взгляд, еще более обескуражены, узнав, за что в конце 1990-х годов также получил звание Героя командир однотипной с "Волком" подлодки "Пантера" капитан 1 ранга Сергей Справцев. Его АПЛ длительное время следила за опять-таки американским подводным стратегическим ракетоносцем. Более шести суток "Пантера" тенью кралась за штатовским "стратегом"! Все это время ПЛАРБ в целях обеспечения собственной скрытности закладывала на глубине циркуляции, чтобы, как говорится, осмотреться позади себя – на кормовых курсовых углах. И ни разу не обнаружила погони, что находилась практически рядом.
В настоящее время противостоять "Акуле" более-менее на равных в состоянии лишь одна серийная многоцелевая ПЛА – американская подлодка типа "Си Вулф" ("Sea wolf"). "Морские волки", созданные в противовес АПЛ проекта 971, должны, как тщатся за океаном, поддержать пошатнувшееся реноме Соединенных Штатов Америки – "владычицы океанских глубин".
Двести тысяч миль под водой
Дивизия атомных подводных лодок проекта 971 типа "Барс", которой ныне командует капитан 1 ранга Анатолий Минаков, была сформирована по директиве Главного штаба ВМФ в 1985 году. Первоначально в состав соединения вошли семь многоцелевых субмарин второго поколения, входивших до этого в Краснознаменную флотилию АПЛ Северного флота. Они не раз уходили в дальние походы под льды Северного Ледовитого океана, первыми из североморских подводников покоряли глубины Индийского океана. А Средиземное море и Атлантический океан были местом практически постоянного пребывания этих атомоходов.
Многоцелевые субмарины десятки раз выходили в море, совершили двенадцать длительных плаваний, неоднократно выполняли задачи боевого дежурства. Экипажи АПЛ успешно провели сотни ракетных и торпедных стрельб, десятки минных постановок.
Однако к концу 1980-х годов атомоходы второго поколения по своим тактико-техническим характеристикам устарели, и их постепенно стали выводить из боевого состава Северного флота. Одновременно, учитывая многогранный опыт, накопленный подводниками дивизии, на базе экипажей АПЛ 671-го РТ проекта начали формировать экипажи для субмарин уже третьего поколения. Поэтому смело можно утверждать, что качественно новый этап в истории соединения начался 31 декабря 1988 года, когда в состав дивизии вошла многоцелевая АПЛ проекта 971 под командованием капитана 2 ранга Сергея Ефременко. Особенностью нового ударного атомохода стало значительное снижение уровня шумности. По скрытности субмарина впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошла лучший американский аналог – многоцелевую ПЛА типа "Los-Angeles". Подлодка вобрала в себя самые передовые на то время технические разработки, получила мощное ударное вооружение, превосходящее все, что имелось на отечественных и иностранных многоцелевых субмаринах. Также на АПЛ установили новейшие гидроакустический комплекс и систему управления вооружением. В итоге североморцы получили многофункциональный подводный крейсер, способный успешно решать широкий спектр боевых задач по поиску и уничтожению субмарин вероятного противника. И успех не заставил себя долго ждать: по итогам 1990 года уникальную АПЛ объявили "отличным кораблем". Ее молодому экипажу присудили сразу три первых места на Северном флоте – по борьбе за живучесть, по минной и противолодочной подготовке. Однако подводникам с суператомохода этого, казалось, было мало…
В Российском императорском флоте каждая подлодка получала собственное имя, начиная с первой русской боевой субмарины "Дельфин". У моряков подплава на бескозырках красовались надписи "Тюлень", "Краб", "Акула". Но самой прославленной стала серия "барсов", построенных в начале прошлого столетия по проекту выдающегося кораблестроителя Ивана Бубнова. Памятуя об этом, экипаж второго корпуса АПЛ проекта 971, которым командовал капитан 2 ранга Василий Михальчук, подготовил ходатайство о присвоении их атомоходу наименования "Пантера". Североморцев поддержал Всесоюзный совет ветеранов-подводников. И с 10 октября 1990 года приказом главнокомандующего ВМФ СССР в память о подлодке, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников, АПЛ третьего поколения нарекли "Пантерой". А уже в следующем году еще нескольким подлодкам дивизии, в том числе и только закладывавшимся на стапелях "Севмашпредприятия" в Северодвинске, присвоили их исторические названия: "Барс", "Волк", "Леопард", "Тигр", "Вепрь" и "Гепард". К слову, после заключения шефского договора с Республикой Татарстан в апреле 1998 года АПЛ "Барс" переименовали в "Ак Барс".
Атомная подводная лодка "Пантера" быстро оправдала свое историческое наследие. Уже в 1991 году в дальнем океанском походе она в течение нескольких суток следила за иностранной ПЛА. В то время этот результат стал абсолютным рекордом для подплава ВМФ СССР. По итогам автономки семнадцать североморцев наградили орденами и медалями. Дальше, как говорится, – больше: в 1992 и 1993 годах "Пантера" вновь занимает первое место на Северном флоте и в ВМФ по длительности слежения за иностранной субмариной. А в 1995 и 1996 годах уже экипаж "Волка" под командованием капитана 1 ранга Алексея Буриличева дважды занимает первое место в ВМФ по противолодочной подготовке.
Немало заслуг и у атомной подводной лодки "Вепрь". Ее экипаж неоднократно проводил испытания новых образцов оружия и боевой техники, участвовал в учениях разного уровня. В начале марта 2001 года на подлодке "Вепря" побывала иностранная военная делегация во главе с начальником штаба ВМС Франции адмиралом Жаном-Люком Делонэ. В июле 2003 года "Вепрь" участвовал уже в совместном учении с кораблями французских ВМС, которое проводилось в Баренцевом море. Североморцы продемонстрировали отличную морскую выучку, высокий профессионализм, умение взаимодействовать с подводными и надводными кораблями НАТО при проведении миротворческих операций в океане. А в сентябре 2004 года АПЛ "Вепрь" под командованием капитана 1 ранга Юрия Кириченко совместно с большим противолодочным кораблем "Адмирал Чабаненко" вновь участвовала в российско-французских маневрах в Северной Атлантике. А после окончания учений "Вепрь" зашел с деловым визитом в порт Брест, став первой атомной подводной лодкой ВМФ России, посетившей военно-морскую базу страны – участницы блока НАТО.
21 декабря 2001 года состав дивизии АПЛ пополнился "кораблем XXI века" – гвардейской атомной подводной лодкой "Гепард". Не случайно 17 сентября 1999 года в спуске субмарины на воду в Российском центре атомного судостроения в Северодвинске участвовал председатель Правительства РФ Владимир Путин. А 4 декабря 2001 года, будучи уже Президентом России, он участвовал в торжественной церемонии приемки атомохода Военно-морским флотом от промышленности. От своих предшественников по "барсовой" серии "Гепард" отличается новой, более совершенной техникой, при изготовлении которой применены самые современные технологии. За высокое воинское мастерство и успешное выполнение учебно-боевых задач в море в 2004 учебном году экипаж гвардейской АПЛ под командованием гвардии капитана 1 ранга Константина Кабанцова удостоили переходящего кубка губернатора Мурманской области "Лучшей подводной лодке Северного флота". Через год почетный трофей также остался в дивизии, однако теперь уже заслуженно перешел к экипажу "Вепря", завоевавшему также и приз главнокомандующего ВМФ за длительное слежение за иностранной субмариной.
По итогам 2004 и 2005 учебных годов дивизия АПЛ третьего поколения объявлялась передовым соединением в ВМФ России. За минувшие два десятилетия ее корабли совершили тридцать три дальних похода, общая продолжительность которых практически равняется семи годам. За это время "Барсы" прошли в океанских глубинах более двухсот тысяч морских миль. Подводники дивизии успешно освоили корабли четырех проектов, несколько типов новейшего оружия, выполнили сотни боевых упражнений в море, за что более четырехсот североморцев удостоены государственных наград. Восемь раз экипажи соединения завоевывали престижный в отечественном подплаве приз главнокомандующего ВМФ за длительное слежение за иностранной атомной подводной лодкой.
"Барсы" и люди
Командир соединения АПЛ капитан 1 ранга Анатолий Минаков служит в дивизии с первого дня ее существования – двадцать лет! Для него она, если можно так выразиться, вся жизнь. В дивизии вырос от командира гидроакустической группы БЧ-7 до комдива. На личном счету двенадцать боевых служб. Награжден орденом "За военные заслуги", медалями "За боевые заслуги", Ушакова и другими. Первым его атомоходом в соединении был "Барс" – самый, по личному признанию, любимый корабль Анатолия Николаевича, в прочном корпусе которого офицер прошел становление как старпом и как будущий командир. После него Минаков стал уже командиром "Волка". Потом начальником штаба. И вот – комдив. Ходил в море на всех кораблях. Плавающий комдив, говорят об Анатолии Николаевиче на Северном флоте, личным примером обучающий молодых командиров, всегда готовый подставить им плечо.
– Служат в основном молодые парни, – рассказывает капитан 1 ранга Минаков. – Только в прошлом году в соединение пришли тридцать четыре лейтенанта. И ежегодно приблизительно тридцать-сорок молодых офицеров – выпускников высших военно-морских институтов принимает дивизия. И естественно, что такое же количество офицеров куда-то переводятся и уходят из соединения, в основном на Высшие классы, в Военно-морскую академию.
Так что на кораблях третьего поколения очень много молодых офицеров. Командирами групп – до капитан-лейтенанта – они служат максимум два-три года, затем идут на повышение. Командирами боевых частей – тоже год-два, и уже, как говорится, на выданье. И все это до тридцати лет.
– Наша, – считает Анатолий Николаевич, – хорошая, как говорится, стартовая площадка. Если взять инспекцию по безопасности мореплавания Северного флота, да и ВМФ тоже – сплошь и рядом выходцы из соединения. Затем инспекция по ядерной безопасности, штаб Северного флота и так далее – опять-таки много воспитанников дивизии. Наших парней с удовольствием берут везде. Почему? Потому что у нас новые корабли, новая техника, которую люди знают. Потому что это плавающее соединение, то есть подводники прошли хорошую практику в море по эксплуатации той либо иной техники.
И все равно, на мой взгляд, бросается в глаза, что в дивизии очень молоды командиры кораблей. Тридцать четыре года? Капитан 1 ранга и командир современнейшей атомной подлодки? Понятно! У кого-то даже возникнет мысль, что сплошь и рядом чьи-то протеже.
– Это, может, где-то на "сухопутье", при штабах и возможно "вырасти" по протекции, – категорично заявляет капитан 1 ранга Минаков. – В подплаве такие вещи не проходят. Здесь, если тебе только за тридцать, а ты уже командир лодки, это только подчеркивает твой профессионализм во всех отношениях.
И один из ярких примеров этому – командир гвардейской АПЛ "Гепард" гвардии капитан 1 ранга Константин Кабанцов, вставший к командирскому перископу "корабля XXI века" в тридцать пять лет.
Перед выходом в автономку корабль лично проверил главнокомандующий ВМФ и остался доволен. А по итогам боевой службы "Гепард" объявили лучшей АПЛ на Северном флоте. Экипажу вручили переходящий кубок губернатора Мурманской области. А гвардии капитан 1 ранга Константин Кабанцов стал "Лучшим командиром корабля" с традиционным вручением поощрительного приза: ключей от автомобиля "Волга".
– В основе всего у нас лежит профессиональная школа подготовки, – подчеркивает командир объединения АПЛ контр-адмирал Владимир Королев. – В первую очередь выбираем лучших из выпускников военно-морских институтов, которые приходят служить в ВМФ. Во-вторых, поддерживаем флотские династии: если мальчишка родился и вырос у нас в гарнизоне, окончил школу, а затем поступил в военно-морской вуз, то сам Бог ему велел возвратиться служить в Гаджиево: парень знает нюансы гарнизонной жизни, для него здесь нет, образно говоря, закрытых дверей.
Сам контр-адмирал Владимир Королев, как и капитан 1 ранга Минаков, служил в дивизии АПЛ с момента ее основания в 1985 году. Правда, вошел Владимир Иванович в ее состав в уже достаточно зрелом – опять-таки по меркам подплава – возрасте: старпомом в экипаже, которым командовал капитан 1 ранга Александр Гончаров. Спустя два года стал командиром атомохода, тогда еще второго поколения. В 1991 году его АПЛ проекта 671 РТ передислоцировали в пресловутую Гремиху. Однако в 1993-м Королев возвратился в родное соединение: уже в ранге заместителя командира дивизии, которым был три года. Затем назначили начальником службы противолодочной борьбы Северного флота. А через четыре года вновь Гаджиево с его просоленными – от тринадцати автономок – ступенями служебного роста: Владимир Иванович два года – командир дивизии, далее – командир базы, три года – начальник штаба. И вот в прошлом году контр-адмирал Королев стал командиром уже объединения АПЛ.
– То есть вся сознательная жизнь, – резюмирует Владимир Иванович, – связана с дивизией кораблей третьего поколения – за исключением лейтенантского периода службы, которой я многим обязан. И в первую очередь командирским становлением.
Кстати, Королев, на мой взгляд, хотя сам он с этим и не согласен, все же создал прецедент, когда подводник-многоцелевик возглавил объединение АПЛ, у руля которого исключительно и традиционно стояли выходцы со стратегических субмарин: только на моей памяти – адмиралы Иван Литвинов и Вячеслав Попов, вице-адмиралы Юрий Сухачев, Сергей Симоненко и Николай Максимов.
– В свое время командующий флотилией вице-адмирал Сергей Викторович Симоненко, – рассказывает Владимир Иванович, – часто меня, командира противолодочной дивизии, брал вместе с собою в море на подводных стратегических ракетоносцах. Это была в общем-то его инициатива, которой, честно говоря, я был искренне рад. Так вот, выходя в море на "стратегах", я пришел к пониманию, что в целом, если говорить о категориях подводной службы, то на РПЛ СН и многоцелевых АПЛ она в принципе имеет единую основу, в которую заложены схожие между собой алгоритмы действий. Хотя понятно, что некоторые нюансы, связанные прежде всего со стратегическим ядерным оружием, без всякого сомнения, есть и впредь будут на каждом проекте кораблей. Однако идеология подводной службы, по большому счету, она одна. И требования к командирам кораблей, которые мы предъявляем, у нас также едины. Независимо от того, каким кораблем командует офицер. Почему у американцев командир подводной лодки может командовать авианосцем? А командиру электромеханической боевой части вообще реально стать командиром корабля? То есть вопросы унификации в подготовке в первую очередь командирских кадров, считаю, совершенно обоснованны…
А лодки третьего поколения и ныне эффективны. Но, если посмотреть ту же программу строительства ВМС США, то, по оценке отечественных военно-морских экспертов, нам надо, образно говоря, уже бежать вперед: постепенно ускорять движение в плане создания ударной АПЛ четвертого поколения. Хотя "Барсы" свою задачу по-прежнему выполняют качественно и действуют – как свидетельствует боевая летопись соединения – на равных с подлодками ОВМС НАТО, ВМС США. Однако такие понятия, как "превосходство" либо "нет" сами по себе не всегда зависят только лишь от степени современности корабля. Во многом на успешность действий влияют грамотность командира, подготовленность и слаженность в работе корабельного боевого расчета. Словом, мастерство экипажа, способного по максимуму эффективно использовать боевые возможности своих уникальных подводных лодок. Кстати, последние походы в дальнюю океанскую зону показали, что профессионально подготовленные экипажи "Гепарда" и "Вепря" качественно справились с поставленными задачами. А то, что у этих АПЛ высокие скоростные возможности, – вне всякого сомнения. В том, что у них мощнейший боезапас, – так оно и есть. Последние из "Барсов" способны стрелять всем, что имеет Северный флот в арсенале для многоцелевых субмарин.
– В последние годы интенсивность плавания кораблей соединения увеличилось, – говорит командир дивизии АПЛ капитан 1 ранга Анатолий Минаков. – Поэтому в первую очередь хотелось бы, чтобы наши походы, которые стали более интересными по задачам, работе в составе флота, были безаварийными. А количество погружений всегда равнялось количеству всплытий. Девиз нашего соединения: "Честь! Традиции! Долг!" И этим все сказано.
– Я думаю, – высказывает свое мнение уже командир эскадры контр-адмирал Владимир Королев, – история уникальной дивизии подтверждает, что ее лодки по-прежнему конкурентоспособны с любыми мировыми аналогами по предназначению. И ни для кого не секрет, что наши корабли принимают участие в исследованиях и государственных испытаниях, опытной эксплуатации. То есть достаточно много выходов в море на боевую подготовку посвящено в том числе и этим вопросам. Так что смело можно говорить, что корабли дивизии – стартовая площадка для создания АПЛ уже четвертого и последующего поколений ударных субмарин.
В прошлом году в общей сложности на каждую из подлодок соединения приходилось больше месяца наплаванности, то есть фактического пребывания в море с отработкой боевых упражнений и задач дальних походов. Североморцы под командованием гвардии капитана 1 ранга Константина Кабанцова, капитанов 1 ранга Юрия Кириченко, Эдуарда Вакуленко и Олега Зверева выполнили десятки ракетных и торпедных стрельб, в том числе опытовых – для зарубежных военно-морских флотов. К слову, сегодня по всем приоритетным направлениям на кораблях дивизии АПЛ ведутся испытания: по оружию, навигационному и радиотехническому вооружению, средствам связи субмарин.
А еще старожилы "барсовой" дивизии говорят: чем больше корабль находится в море, тем лучше он себя чувствует. Да и психология людей, занятых в море боевой учебой, перестраивается на совершенно другую основу: ведь походная жизнь во многом отличается от жизни береговой. Уровень ответственности, уклад служебной деятельности в прочном корпусе абсолютно иной, нежели у кромки воды. Поэтому именно в море вырастают настоящие мужчины. Неслышными тенями в глубине – на дистанции торпедного и ракетного залпов от неприятельской субмарины. И в сильный шторм, когда подлодка стенает в надводном положении…
…По оценке заокеанских экспертов, ПЛА типа "Los-Angeles", обладающая на сегодняшний день самой совершенной гидроакустикой в мире, сможет обнаружить российскую атомную подлодку проекта 971 типа "Akula-II" не далее чем за десять километров, то есть слишком поздно для того, чтобы хоть как-то защититься от нее.
http://www.redstar.ru/2006/03/18_03/3_02.html
Немає коментарів:
Дописати коментар