субота, серпня 06, 2011


ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕХОДА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
ИЗ СЕВЕРНОГО ФЛОТА НА ТИХООКЕАНСКИЙ.

    Весной 1956 года в городе Полярный была создана экспедиция особого назначения (ЭОН-56). Целью экспедиции являлся перевод различных боевых кораблей из Северного Флота на Тихоокеанский Северным морским путем. В состав экспедиции вошли крейсеры «Александр Суворов», «Адмирал Сенявин», эсминцы, сторожевые корабли, транспортные суда и десять подводных лодок 613 проекта.
http://www.farvater-submariners.com.ua/eon_perehod.html 


Подводные лодки готовые
к походу по Севморпути
у пирса в Полярном
    Подготовка подводных лодок, которые базировались в бухте Оленья, к переходу заключалась в приварке на носу высокой насадки, в середине которой имелось сквозное отверстие, предназначенное для заводки троса при буксировке лодки, замены гребных винтов на чугунные, докование, погрузки продуктов (в основном, консервов). Продукты грузились в цистерны вспомогательного балласта (торпедозаместительная, дифферентные, кольцевого зазора). Уравнительная цистерна использовалась для питьевой воды. 
    В июле месяце корабли вышли из города Полярного и пошли на восток. Остановились на острове Диксон и простояли там около месяца, ожидая, пока вскроется лед в проливе Вилькицкого, где и отпраздновали день Военно-Морского Флота. При подходе к Чукотскому морю, в районе острова Врангеля, сильный северный ветер нагнал в пролив Лонга толстые паковые льды, которыми и были зажаты корабли. 

Караван ЭОН-54
    Для вывода кораблей из ледового плена пришли ледоколы «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов» и «Красин», с их помощью все корабли, затертые во льдах, были выведены на рейд порта Певек, где экспедиция была разделена на три части.
    На восток в сопровождении ледоколов пробились только крупные надводные корабли (крейсеры и эсминцы), а четыре подводные лодки в сопровождении транспорта «Инсар» и ледокола вернулись в город Полярный. Оставшиеся шесть подводных лодок и четыре транспорта были поставлены на зимовку в устье реки Колымы (район поселка Нижние Кресты, ныне Черский), миль на 200 западнее порта Певек. Перед разделением экспедиции все молодые старшины и матросы были переданы на оставшиеся подводные лодки, а взамен на уходящие в город Полярный лодки были переданы матросы и старшины подлежащие демобилизации в 1956 году.

Прижавшись друг к другу
«эски» «отдыхали» на переходе
    Лодки расположились между транспортными суднами, с которых производились обогрев лодок паром и подача электроэнергии. Командиры подводных лодок жили на транспортных суднах, а остальные офицеры и команда — на берегу, в бараках и зданиях, которые раньше занимали заключенные и охрана. На лодках личный состав нес постоянную вахту и проводил ежедневное обслуживание механизмов и обкалывание льда в кормовых частях корпусов подводных лодок для недопущения замерзания воды вокруг гребных винтов. Периодически производились зарядки аккумуляторных батарей дизель-генераторами подводных лодок. 
    На берегу занимались заготовкой дров (пилили деревья в тайге и кололи дрова на базе), отапливали жилые помещения и расчищали от снега пешеходные дорожки и дорогу от «базы» к месту стоянки подводных лодок.

Вот таким образом лодки ЭОН-56 пробивались в ледовом поле к Дальнему Востоку
    В августе 1957 года продолжили поход, и в начале сентября подводные лодки прибыли к месту базирования – поселок Тарья в Авачинской бухте полуострова Камчатка.
    В составе группы подводных лодок была подводная лодка С-221, на которой командиром моторной группы был наш однокашник Георгий Лобанов, который в своих воспоминаниях написал: «Третьего марта мне, как и всем выпускникам, было присвоено воинское звание инженер-лейтенант и я был назначен на должность командира моторной группы подводной лодки СФ С-221 613 проекта. В начале апреля 1956 года я прибыл в г.Полярный на ПЛ С-221, которая стояла в губе Оленья, и узнал, что лодка входит в состав ЭОН-56 для перехода Севморпутем на ТОФ.
    До июля шла подготовка к переходу (докование, замена гребных винтов на стальные, погрузка продуктов с учетом возможной зимовки). Продукты, в основном это были консервы, грузились в цистерны вспомогательного балласта (торпедозаместительную, дифферентные, кольцевого зазора). В уравнительную цистерну приняли пресную воду. Поэтому ПЛ погружаться под воду не могла.

Бригада подводников на заготовке дров. Вглядитесь в эти лица. Им не только мороз, сам черт не страшен. Да были люди в наше время!
    В июле месяце вышли из г. Полярного и в составе бригады подлодок пошли на Восток. Остановились на Диксоне и ждали там около месяца, пока вскроется лёд в проливе Вилькицкого. Через месяц пошли дальше и дошли до о. Врангеля. В пролив Лонга бригаду лодок и несколько транспортов не пустили, так как там началось сжатие льдов. Лодки с помощью ледоколов перешли на рейд реки Колыма.
    По прибытии решено было четыре подводные лодки (в их числе и ПЛ С-221) отправить обратно в г. Полярный, а оставшиеся подводные лодки и транспорта завести в реку Колыма и оставить там зимовать. Что и было выполнено. Перед этим всех молодых матросов и старшин мы передали на остающиеся зимовать подводные лодки, а взамен получили матросов и старшин, подлежащих демобилизации в 1956 году.
    Придя в г. Полярный, мы вошли в состав 1-й бригады подводных лодок Северного флота и состояли в её составе до начала комплектования новой экспедиции - ЭОН-57.
    В марте 1957 года после ухода командира БЧ-5 на другую лодку я, будучи ещё лейтенантом, был назначен командиром БЧ-5 ПЛ С-221. В июле экспедиция вышла в поход. На этот раз все обошлось благополучно и мы прибыли в бухту Провидения. Там было принято решение: С-221 направить в Петропавловск-Камчатский (б. Тарья).

На базу с дровами на двигателе
в 5-ть собачьих сил
    На Камчатке мы пробыли всего около полутора месяцев. А так как ресурс дизелей 37Д до текущего ремонта был уже выработан, то подводные лодки С-221 и С-222 направили для ремонта в г. Владивосток на Дальзавод. Ремонт продолжался до августа 1958 года. После ремонта подводная лодка С-221 была направлена в г. Советская Гавань в дивизион консервации, входящий в состав 90-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота (90 ОБПЛ). Здесь С-221 была законсервирована.»
    В 1957 году в составе ЭОН-57 на подводных лодках шли наши однокашники Лев Борщ (Каймаков) и Рэм Сегень. Рэм Сегень вспоминает: «После окончания училища получил назначение командиром группы движения ПЛ проекта 613 в г. Севастополь. ПЛ готовилась к переходу на Север, а потом Северным морским путем в составе ЭОН-57 – на Дальний Восток.
    Из Севастополя - переход в Азовское море и постановка в плавучий док для перехода на Белое море. Волго-Донской канал; сама Волга с осетрами, плавающими в шахте дока до выступающей «бульбы» акустической станции. Затем Марийнская водная система с бревенчатыми шлюзами и мощностью привода шлюзовых ворот в одну «бабью силу». Размер плавучего дока определялся размером наименьшего шлюза, а кормовые устройства лодки выступали поверх плавучего дока и в строжайшем секрете прикрывались брезентом. Озера Ладожское и Онежское проходили уже своим ходом, Беломоро-Балтийский канал и Белое море до самого Молотовска (ныне Северодвинск), где и зимовали, околачивая лед вокруг корпуса лодки. В Полярном и в Росте готовились для перехода на ТОФ. Больше трех месяцев совершали переход северными морями.
    Получил огромную ремонтную практику по неисправностям от повышенной вибрации корпуса и всех корабельных систем, создаваемых «ледовыми» чугунными винтами. На носу приваривался высокий форштевень, чтобы случайно не нырнуть под льдину. Удачно прошли за один сезон до своих баз назначения. Первая группа лодок осталась в Петропавловске-Комчатском, откололась группа на Советскую гавань. Мы повернули направо в Ракушку, остальные продолжали переход до Владивостока. Ракушка в октябре месяце встретила нас замечательной погодой, сопки стояли в золотистом убранстве лесного покрова. Через день нам выдали ключи от квартир из распределенного жилого фонда расформированной «щучьей» отдельной бригады.
    Семь двухэтажных ДОСов и на несколько километров никакого жилья. Говорили: «Лес набит косулями, зайцами, рябчиками и медведями, речка Халуай забита горбушей.»

    Лев Борщ вспоминает: «Назначение получил на лодку 613 проекта командиром моторной группы. Лодка проходила заводские испытания в городе Баку. Летом 1956 года, погрузившись в док на Астраханском рейде, прошли речной системой до Беломорска, далее своим ходом до базы в городе Полярный. Дооборудовались в Молотовске и на 35 заводе. Отрабатывали разные задачи и готовились к переходу Севморпутем, и осенью вошли в состав бригады ПЛ бухты Постовой. Началась отработка боевых задач».
 
    Публикация подготовлена на основании материалов, предоставленных ветеранами-подводниками: Виктором Харченко и Евгением Коппелем. Отдельные фотографии переданы командиром БЧ-5 ПЛ С-263 Поповым П.В.

      P.S. Капитан 2 ранга Г. Лобанов проживал в г. Пушкине, скончался в 2007 году.
    Капитан - лейтенант Е. Коппель проживает в г. Санкт-Петербурге.
    Капитан 1 ранга Р. Сегень проживает в г. Обнинске.

Немає коментарів: