Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
субота, серпня 13, 2011
ИСТОРИЯ ПОДВОДНОГО ФЛОТА РОССИЙСКОГО
пр.641 FOXTROT
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) пр.641 FOXTROT
Большая (океанская) дизель-электрическая ПЛ ("Б"). НИОКР начаты в ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - С.А.Егоров (позже З.А.Дерибин) для замены больших ПЛ пр.611. Решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта принято в октябре 1954 г. Техническй проект ПЛ пр.641 представлен ЦКБ-18 в январе 1955 г. (утвержден в июле 1955 г. постановлением СМ СССР). Натурные макеты отсеков ПЛ изготовлены в июле 1955 г. http://militaryrussia.ru/blog/topic-206.html
В августе 1955 г. принято решение изменить глубину погружения ПЛ, что повлекло за собой изменение конструкции и существенное обновление оборудования. Головная ПЛ Б-94 заложена на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград) 3 октября 1957 г. Спущена на воду 28 декабря 1957 г. при 64% готовности, завершила испытания 15 декабря 1958 г. и вступила в строй ВМФ 25 декабря 1958 г. Всего построено 75 ПЛ разных модификаций пр.641 (изначально планировалась постройка 160 шт). Завод №196 ("Судомех", г.Ленинград) построил 46 ПЛ в период с 1957 г. по 1967 г. Ново-Адмиралтейский завод (г.Ленинград) построил 16 ПЛ в период с 1966 по 1971 г.г. Ленинградское Адмиралтейское объединение построило 13 ПЛ с 1971 по 1983 г.г. Часть ПЛ строилась на экспорт по пр.И-641. По умолчанию данные ПЛ пр.641.
ПЛ Б-427 пр.641 FOXTROT рядом с лайнером Queen Mary в морском музее в Лонг-Бич, США
(фото Navymailman, октябрь 2008 г., взято с http://tsushima.su).
Подводная лодка пр.641 FOXTROT. Предположительно Северный флот, 1980-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Конструкция ПЛ двухкорпусная цельносварная с использованием стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Форма корпуса выполнена для максимального улучшения мореходности в надводном положении. На ПЛ устанавливалась система пожаротушения ВПЛ-52.
ПЛ пр.641 FOXTROT в доке. Снимок сделан до 1986 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
ПЛ пр.641 в доке, лодки оборудованы для ледового плавания, ТОФ, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
ПЛ пр.641 в доке, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
Двигатели:
3 х двухтактных дизеля 37Д с газотурбонаддувом мощностью по 2000 л.с. (управление дизелями осуществляется из герметичного подотсека, для снижения загазованности). При достройке части ПЛ по модернизированному пр.641К (в т.ч. на ПЛ Б-435 - ныне "Запорiжже") заменены на 4-х тактные дизели 2Д42 Коломенского завода мощностью 1900 л.с. при 500 об/мин (работали с системой дистанционного управления ДАУ-2Д42 и имели массу на 8 тонн меньше, чем 37Д) или 2Д42М мощностью по 2000 л.с.. На ПЛ Б-397 установлены дизели 40Д.
2 х электродвигателя подводного хода ПГ101 мощностью по 1350 л.с. для бортовых валов
1 х электродвигатель подводного хода ПГ102 мощностью по 2700 л.с. для центрального вала
1 х электродвигателя экономического подводного хода ПГ104 мощностью 140 л.с. для центрального вала
Механика - три вала и три винта изменяемого шага. Рули вертикальный и кормовые горизонтальные имели гидравлический привод, электрический и резервный ручной. На ПЛ использовался стабилизатор глубины "Мрамор" (автоматическое управление плавучестью лодки и горизонтальными рулями).
Энергетика - аккумуляторы 46СУ, при достройке части ПЛ по модернизированному пр.641К заменены на аккумуляторы повышенной емкости 48СМ. Количество - 448 шт (4 группы по 112 шт). На некоторых ПЛ вероятно использовались свинцово-кислотные аккумуляторы 60СУ (упоминаются у Апалькова, возможно неточность).
Экипаж - 70 чел (в т.ч. 12 офицеров)
Длина - 91,3 м
Ширина - 7,5 м
Осадка - 5,09 м (при нормальном водоизмещении)
Водоизмещение надводное - 1952 тонны
Водоизмещение подводное - 2475 тонн (встречается так же 2550 тонн)
Запас плавучести - 26.8%
Скорость надводная максимальная - 16.8 уз
Скорость подводная максимальная - 16 уз
Скорость подводная под РДП - 8-10 уз (по разным данным)
Скорость подводная экономическая - 2 уз
Дальность хода надводная (скорость 8.1 уз, усиленный запас топлива) - 30000 миль
Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз, усиленный запас топлива) - 17900 миль
Дальность хода подводная (скорость 2 уз) - 400 миль
Дальность хода подводная (скорость 16 уз) - 15.3 миль
Глубна погружения предельная - 280 м
Глубна погружения рабочая - 250 м
Время погружения - 40 с
Время непрерывного пребывания под водой - 575 часов
Автономность - 90 суток
Вооружение:
6 х 533 мм носовых ТА, боезапас 18 торпед.
4 х 533 мм кормовых ТА (400 мм ТА на ПЛ пр.И-641К), боезапас 4 торпеды.
Торпедные аппараты рассчитаны на стрельбу до глубины 80 м. На ПЛ Б-156 носовые ТА оснащены опытной системой быстрой перезарядки.
Боезапас (общий) - 22 торпеды типов 53-65М или 53-65К (включая управляемые по проводам) или 32 мины МДТ. ПУТС "Ленинград-641".
Погрузка торпед на ПЛ пр.641, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
Оборудование:
- пассивная ГАС шумопеленгования МГ-10 "Кола" / PIKE JAW (на головной ПЛ Б-94 устанавливалась ГАС "Тулома" - в серию не пошла);
- высокочастотная ГАС связи МГ-15 "Свияга" / TROUT CHEEK
- активно-пассивная ГАС пеленгации МГ-200 "Арктика-М" (расположена в нижней носовой части корпуса);
- станция обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) МГ-13 / МГ-13М "Свет-М" / FEZ (на некоторых ПЛ, антенна расположена над антенной ГАС "Свияга").
Расположение антенн ГАС на примере ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT. Снимок сделан с борта СКР "Разительный" пр.1135 Черноморского флота на переходе в Бизерту, 1981 г. (идентификация ГАС - Ракетчик, http://militaryrussia.ru/forum, фото из архива Волка, http://tsushima.su).
Антенны ГАК на ПЛ ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT. Севастополь, вероятно лето 2009 г. (фото из архива Lizard333, http://forums.airbase.ru).
- РЛС обнаружения надводных целей "Флаг" / SNOOP TRAY или "Буря", станция радио-технической разведки "Накат" / "Анкер" ? / STOP LIGHT (обнаружение работы РЛС противника), радиопеленгатор "Рамка" или "Завеса" и станция госопознавания "Хром-К" / QUAD LOOP, радиостанция ВЧ "Ива-МВ" с убирающейся (заваливающейся) антенной (установлена в ходе среднего ремонта на части ПЛ не ранее второй половины 1960-х годов).
- Два гирокомпаса "Курс-5", лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1. Перископ командирский ПК-8.5, перископ зенитный ПЗНГ-8.
ПЛ пр.641 FOXTROT доке, Кронштадт. Хорошо видны в убранном положении шахта РДП, РЛС, пеленгатор и в кормовой части огражения рубки антенна системы связи "Ива" (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
Модификации:
пр.641 (1958 г.) - базовый проект ПЛ.
пр.И-641 (1965 г.) - специально разработанный для Индии вариант ПЛ пр.641. НИОКР - ЦКБМТ "Рубин", главные конструкторы - З.А.Дерибин и Ю.Н.Кормилицин. В процессе производства часть ПЛ строились на базе пр.641К (на "Ленинградском Адмиралтейском объединении" с 1971 по 1983 г.г., 13 ПЛ, см.ниже). На ПЛ размещена установка кондиционирования воздуха СПХМ-ФУ-90.
пр.641К (1972 г.) - модернизированный пр.641. Часть ПЛ (строившиеся на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение") строились с более современными дизелями и с измененной аккумуляторной батареей. Решение о перекроектировании принято в 1964 г., в производстве с 1971 г. с последующей переделкой по пр.И-641К (см.ниже).
пр.И-641К (1973 г.) - экспортный вариант ПЛ пр.641К. строились на "Ленинградском Адмиралтейском объединении" с 1971 по 1983 г.г., 13 ПЛ. Главный конструктор - З.А.Дерибин и позже Ю.Н.Кормилицин). Вооружение ПЛ отличалось от других модификаций установкой в корме 400-мм ТА вместо 533-мм.
пр.И-641Л (1976 г.) - в некоторых источниках указывается такое наименование ПЛ пр.И-641К, строившихся для Ливии на "Ленинградском Адмиралтейском объединении" с 1975 по 1982 г.г., 6 ПЛ из числа ПЛ пр.И-641К. Приемка первой (Б-533 / S-311 "Al Badr") состоялась в декабре 1976 г.
пр.И-641М (1976-1979 г.г.) - модернизация части ПЛ пр.И-641 ВМС Индии (2 ПЛ). Модернизация производилась на "Дальзаводе" (г.Владивосток).
ПЛ S-21 "Karanj" пр.И-641М, Индия, Мумбаи, февраль 2004 г. (фото Phil Camp, http://forums.airbase.ru)
пр.641ИЭ - в некоторых источниках упоминается такая модификация - учебная ПЛ.
Научно-исследовательские экспедиции с применением ПЛ на пр.641 - в период 1978-1982 г.г. несколько ПЛ пр.641 использовались в научно-исследовательских экспедициях совершенных ВМФ СССР совместно с Академией наук СССР:
Б-112 = "Сатурн" (1978 г.)
Б-50 = "Глобус" (1980 г.)
Б-101 = "Регул" (1982 г.)
Б-164 = "Юпитер"
ПЛ Б-50 пр.641 исследовательской экспедиции "Глобус" (фото из архива Ильи Курганова, http://forums.airbase.ru)
ПЛ Б-101 пр.641 исследовательской экспедиции "Регул", 1982 г. (фото US NAVY, http://defenseimagery.mil)
Экстренное всплытие ПЛ пр.641 (Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г.)
Подводные лодки пр.641 FOXTROT оборудованные для ледового плавания (кадр из документального фильма "Ударная сила. Подводный меч", ОРТ, 2007-2008 г.г.).
ПЛ пр.641 оборудованная для ледового плавания, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
ПЛ пр.641, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
ПЛ пр.641 Тихоокеанского флота СССР, 1980 г. (фото из архива matelot, http://forums.airbase.ru).
Подводная лодка пр.641 FOXTROT в конфигурации для ледового плавания . Предположительно Северный флот, 1980-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Одна из последних российских ПЛ пр.641. На заднем плане БПК пр.61 или одна из его модификаций.
Предположительно Черное море, конец 1990-х годов (фото из архива Walera, http://forums.airbase.ru)
Компоновочная схема ПЛ пр.641 FOXTROT (http://www.ckb-rubin.ru)
Проекции ПЛ пр.641 FOXTROT
Статус: СССР (Россия)
- 1958 г. - 1 шт в составе ВМФ
- 1959 г. - 6 шт (+5) в составе ВМФ
- 1960 г. - 12 шт в составе ВМФ
Северный флот, Полярный, пирс №1 (?) - справа-налево - корабль связи пр.357, УТС на базе ПЛ К-21, ПЛ пр.641 Б-133, Б-135 и ПЛ пр.613 переоборудованные для перехода Севморпутем на ТОФ, 1960 г. (фото из архива diakin, http://forums.airbase.ru)
- 1961 г. - 19 шт в составе ВМФ
- 1962 г. 11 января - у пирса в Полярном при взрыве торпед на ПЛ Б-37 пр.641 пострадала и позже затоплена ПЛ С-350. Поднята 14 января 1962 г. Проходила ремонт на СРЗ в г.Мурманск в 1964-1966 г.г.
Пирс №1 4-й эскадры Северного флота в Полярном - на фото видно ПЛ N153 Б-37 пр.641 и N914 С-350 пр.633, которые затонули 11 января 1962 года у этого пирса при взрыве на Б-37. Снимок - лето 1961 год (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
Работы по подъему ПЛ Б-37 пр.641. Пирс №1, Полярный, Северный флот, лето 1962 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
ПЛ Б-37 пр.641 и С-350 пр.633 после подъема и демонтажа оторванных взрывом отсеков. Пирс №1, Полярный, Северный флот, июнь 1962 г (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
- 1962 г. - 24 шт (+6 и -1) в составе ВМФ
- 1962 г. октябрь - 69-я бригада ПЛ пр.641 Северного флота приняла участие в операции по прорыву блокады Кубы. Практически все ПЛ были обнаружены ПЛО США.
ПЛ Б-4 и Б-130 69-й "кубинской" бригады ПЛ пр.641 Северного флота у пирса в Полярном, лето 1962 г.
(фото из архива Волка, http://tsushima.su)
Два эсминца ВМФ США ведут наблюдение над одной из ПЛ пр.641 FOXTROT участвующей в операции по прорыву блокады Кубы (фото - US NAVY, конец октября 1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).
ПЛ пр.641 FOXTROT с бортовым номером 911 участвующая в операции по прорыву блокады Кубы (фото - US NAVY, конец октября 1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).
Первая ПЛ, участвующая в операции по прорыву блокады Кубы обнаруженная ВМФ США - ПЛ Б-130 (бортовой номер 945) пр.641 FOXTROT (фото - US NAVY, 25.10.1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).
Вторая обнаруженная ВМФ США подлодка - ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT в ходе операции по прорыву блокады Кубы, без опознавательных знаков (фото - US NAVY, 28.10.1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).
Противолодочный вертолет ВМФ США над ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT в ходе операции по прорыву блокады Кубы (фото - US NAVY, 28.10.1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).
- 1963 г. - 27 шт в составе ВМФ
- 1964 г. - 32 шт в составе ВМФ
- 1965 г. - 38 шт в составе ВМФ
- 1966 г. - 44 шт в составе ВМФ
- 1967 г. - 48 шт в составе ВМФ
- 1967 г. - согласно мемуарам И.В.Касатонова во время "Шестидневной" арабо-израильской войны в Средиземном море на боевой службе находились 8 ПЛ пр.641 FOXTROT:
- Б-4 «Челябинский комсомолец» (69-я бригада ПЛ СФ)
- Б-7 (42-я бригада ПЛ СФ)
- Б-31 (42-я бригада ПЛ СФ)
- Б-34 (42-я бригада ПЛ СФ)
- Б-38 (СФ)
- Б-105 (69-я бригада ПЛ СФ, 01-30 июня 1967 г.)
- Б-109 (СФ)
- Б-156 (СФ)
- 1968 г. - 50 шт в составе ВМФ
ПЛ пр.641 и плавбаза в порту Дар-эс-Салама (Танзания, 19 декабря 1968 г., фото из архива DDR80, http://forums.airbase.ru)
- 1969 г. - 52 шт в составе ВМФ
- 1970 г. - 55 шт в составе ВМФ
- 1971 г. - 57 шт в составе ВМФ
- 1972 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1973 г. - 58 шт в составе ВМФ
ПЛ пр.641 и ПЛ пр.613 (крайняя справа) у пирса, Камчатка, ТОФ, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
- 1974 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1975 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1976 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1977 г. - 60 шт в составе ВМФ
- 1978 г. - 58 шт в составе ВМФ, ПЛ Б-112 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ "Сатурн".
- 1979 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1980 г. - 56 шт в составе ВМФ
ПЛ пр.641 FOXTROT проходит проливом Босфор, май 1980 г. (фото из архива DDR80, http://forums.airbase.ru)
- 1980 г. 18 сентября - ПЛ Б-50 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ и переименована в "Глобус".
- 1981 г. - 55 шт в составе ВМФ
- 1982 г. - 53 шт в составе ВМФ, ПЛ Б-101 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ "Регул".
- 1983 г. - 53 шт в составе ВМФ (производство прекращено)
- 1984 г. - 51 шт в составе ВМФ
- 1985 г. - 51 шт в составе ВМФ
- 1986 г. - 51 шт в составе ВМФ
- 1987 г. - 50 шт в составе ВМФ
- 1988 г. - 50 шт в составе ВМФ
- 1989 г. - 48 шт в составе ВМФ
- 1990 г. - 39 шт в составе ВМФ, на Балтике в состав 22 бригады ПЛ входят ПЛ пр.641 Б-4, Б-7, Б-57, Б-130, Б-205, Б-400, Б-413, Б-416, Б-807, Б-821, Б-825, Б-840.
- 1991 г. - 30 шт в составе ВМФ (Апальков - 11 шт).
- 1992 г. - 25 шт в составе ВМФ
- 1993 г. - 14 шт в составе ВМФ
- 1994 г. - 8 шт в составе ВМФ
ПЛ пр.641 FOXTROT Балтийского флота, 1990-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su)
- 1995 г. - 6 шт в составе ВМФ
- 1996 г. - 5 шт в составе ВМФ (БФ - Б-440 в строю, февраль).
- 1997 г. - 2 шт в составе ВМФ (БФ - Б-440 в строю).
- 1998 г. - 1 шт в составе ВМФ
- 2001 г. декабрь - нет в составе ВМФ.
ПЛ пр.641 музей в Сан-Диего, США, 2005 г. (фото ninjaemery, http://news.webshots.com)
Экспорт:
Индия:
- 1965 г. - заключено соглашение о поставках ПЛ пр.И-641.
- 1967 г. 8 декабря - ВМС Индии передана первая ПЛ пр.И-641 (вариант пр.641) Б-51, которая получила название S23 Kalvari (заводской номер 205).
- 1968 г. 6 декабря - ВМС Индии передана вторая ПЛ пр.И-641 Б-401, которая получила название S22
Khanderi (заводской номер 225).
- 1969г. 4 сентября - ВМС Индии передана третья ПЛ пр.И-641 Б-405, которая получила название S21 Karanaj (заводской номер 230).
- 1969 г. 18 декабря - ВМС Индии передана четвертая ПЛ пр.И-641 Б-402, которая получила название S20 Kursura (заводской номер 255).
- 1973 г. - передача ВМС Индии двух ПЛ пр.И-641К из серии ПЛ в 4 шт.
Церемония передачи ВМС Индии ПЛ S24 Vagir пр.И-641К, Болдерая, Рига, 1973 г. (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
- 1974 г. - передача ВМС Индии еще двух ПЛ пр.И-641К.
- 1974 г. 10 августа - ВМС Индии включили в свой состав ПЛ пр.И-641 Vagli (одна из двух ПЛ принятых в 1974 г.). Порт приписки - Мумбаи. С 1993 г. порт приписки Vagli - Вишакхапатнам.
- 1975 г. - всего в ВМС Индии 8 ПЛ пр.И-641 и И-641К:
Проект Название в ВМС Индии Название в ВМФ СССР завод.№ Дата передачи Прочее
И-641 S23 Kalvari Б-51 205 08.12.1967
И-641 S22 Khanderi Б-401 225 06.12.1968
И-641 S21 Karanaj Б-405 230 04.09.1969
И-641 S20 Kursura Б-402 255 18.12.1969
И-641К S24 Vagir 1973 г. передача ПЛ состоялась в Болдерая (г.Рига), фотографии церемонии передачи ПЛ http://picasaweb.google.com/miraxem/Vagir02#
И-641К S25 Vela 1973 г.
И-641К S26 Vagli 10.08.1974
И-641К S27 Vagshiir 1974 г.
- 1976-1979 г.г. - 2 ПЛ пр.И-641 прошли модернизацию по пр.И-641М на "Дальзаводе" (г.Владивосток) - S20 Kursura и S21 Karanaj.
- 2002 г. - ПЛ S20 Kursura пр.И-641 установлена в качестве музея в г.Вишакххапатнам.
- 2010 г. - на вооружении 2 ПЛ семейства пр.И-641 FOXTROT (Vela и Vagli).
- 2010 г. июль - из состава ВМС исключена ПЛ пр.И-641 Vela, оставшуюся ПЛ Vagli планируется исключить из состава ВМС до конца 2010 г.
- 2010 г. 09 декабря - последняя ПЛ пр.И-641 - Vagli - выведена из состава ВМС Индии.
ПЛ пр.И-641 Vagli перед выводом из состава ВМС Индии, 09.12.2010 г. (http://livefist.blogspot.com/).
Куба:
- 1979 г. 7 февраля - в Гаванну для ВМС Кубы прибыла первая ПЛ пр.И-641К Б-309, которая получила название S725 (заводской номер 01299).
- 1980 г. март (январь по западным данным) - ВМС Кубы передана вторая ПЛ пр.И-641К Б-586, которая получила название S727 (заводской номер 01205).
- 1984 г. февраль - ВМС Кубы передана третья ПЛ пр.И-641К Б-510, которая получила название S729 (заводской номер 01209).
- 1986 г. март - 1992 г. - ПЛ S725 прошла ремонт в Гаванне.
- 1989 г. июль - начат ремонт ПЛ S727 в Гаванне.
- 1992 г. начиная с этого года считается, что ПЛ S725 и S727 не боеспособны.
Одна из кубинских ПЛ пр.641 FOXTROT (фото US NAVY из архива murzik, http://forums.airbase.ru).
Кубинская ПЛ пр.641 FOXTROT, 1 августа 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil)
Ливия:
1976 г. - ВМС Ливии передана первая ПЛ пр.И-641К (И-641Л).
1978 г. - ВМС Ливии переданы еще 2 ПЛ пр.И-641К (И-641Л).
1982 г. - ВМС Ливии переданы еще 2 ПЛ пр.И-641К (И-641Л).
1983 г. - ВМС Ливии передана последняя (шестая) ПЛ пр.И-641К (И-641Л).
1991-2005 г.г. - ПЛ "Al Badr" находилась для ремонта в СССР и России, Дальнейшая судьба неизвестна.
2007 г. - в ограниченно боеспособном состоянии в ВМС Ливии 2 ПЛ пр.И-641К FOXTROT.
Ливийская ПЛ пр.641 с бортовым №32 (фото из архива Idris Welch, http://picasaweb.google.com).
ПЛ "Al Badr" пр.И-641К в Кронштадте в ожидании ремонта, сентябрь 1995 г.
(фото Ильи Курганова, http://submarines.narod.ru)
Польша:
1987 г. 3 ноября - передана ВМС Польши ПЛ Б-98 пр.641. Принята на вооружение под наименованием "Wilk (№292).
1987 г. 7 декабря (4 февраля 1989 г. по др.данным) - передана ВМС Польши ПЛ Б-29. Принята на вооружение под наименованием "Dzik" (№293). Итого в Польше 2 ПЛ пр.641.
2001 г. - ПЛ Wilk выведена из боевого состава ВМС Польши.
2003 г. - ПЛ Dzik выведена из состава ВМС Польши с сдана на лом.
Одна из ПЛ пр.641 FOXTROT ВМС Польши, 2002 г. (фото из архива АВШ, http://tsushima.su)
ПЛ Wilk (Б-98) пр.641 FOXTROT (http://submarines.narod.ru)
ПЛ Dzik (Б-29) пр.641 FOXTROT ВМС Польши (Nowa Technika Wojskova №11/1993 г.)
Украина:
- 1997 г. - ПЛ Б-435 211-й бригады ПЛ Черноморского флота передана ВМС Украины и принята на вооружение под наименованием U01 "Запорiжжя".
ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT ВМС Украины. Балаклава, 1998 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su)
ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT ВМС Украины. Балаклава, март 2000 г.
Слева - командир ПЛ капитан второго ранга И.Джамила. (фото - Волк, http://tsushima.su)
- 2002 г. - ПЛ U01 "Запорiжжя" поставлена в док для прохождения ремонта.
- 2003 г. для ПЛ U01 "Запорiжжя" в Греции закуплены акумуляторные батареи и доставлены в Севастополь БДК "Константин Ольшанский".
- 2006 г. сентябрь - в строю ПЛ U01 "Запорiжжя" (Б-435). Базируется в Килен-бухте Севастополя.
Подводные лодки ВМС Украины в Килен-бухте - U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT и списанная ПЛ-мишень СС-226 пр.690 BRAVO. Севастополь, 4 мая 2007 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru).
Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT в акватории СРЗ №13 (август 2008 г., Севастополь, фото А.Бричевского, из архива Волка, http://tsushima.su ).
Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT в плавдоке (первая половина 2009 г., Севастополь, фото из архива Волка, http://tsushima.su ).
- 2009 г. лето - ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT ВМС Украины проходит ремонт в плавдоке.
Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT в доке. Севастополь, вероятно лето 2009 г. (фото из архива Lizard333, http://forums.airbase.ru).
- 2010 г. - ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT входит в состав ВМС Украины (в ремонте на СРЗ в Севастополе).
ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 ВМС Украины, г.Севастополь, 24.04.2010 г. (фото А.Бричевского, предоставлено Владимиром Владимировичем, http://militaryrussia.ru/forum)
- 2010 г. 30 апреля - появилась информация о подготовке ПЛ U01 "Запорiжжя" к ходовым испытаниям. По оценке специалистов на ПЛ не ремонтировались кабельные трассы и прочный корпус. Предположительная рабочая глубина погружения - 70-100 м - неподтвержденная информация.
- 2010 г. 15-31 декабря - в Севастополе проведен первый этап швартовых испытаний ПЛ U01 "Запорiжжя". Швартовые испытания планируется завершить к 15 февраля с выходом на ходовые испытания ПЛ. Ходовые испытания планируется завершить к 31 мая 2011 г. ПЛ U01 "Запорiжжя" планируется включить в состав ВМС Украины.
Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT проходит швартовые испытания. Севастополь, март 2011 г. (фото из архива max81, http://forums.airbase.ru).
- 2011 г. 24 марта - в СМИ объявлено о том, что ПЛ U01 "Запорiжжя" примет участие в совместных с Россией учениях "Фарватер мира", которые будут проходить на Черном море 16-20 мая 2011 г. В мае 2011 г. состоятся ходовые испытания ПЛ и она будет передана ВМС Украины. Сейчас на ПЛ проходят испытания силовой установки и ведется наладка оборудования.
Источники:
Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г.
Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com/, 2009 г.
Касатонов И.В., Командую флотом. М., 2002 г.
Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г.
Кузин В.П., Никольский В.И., Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб., Историческое Морское общество, 1996 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2010 г., 2011 г.
Русский подплав. Сайт http://www.submarines.narod.ru/, 2009 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г.
Цусимские форумы. Сайт http://tsushima.su, 2009 г.
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г.
Jane's Major Warships 1997. UK. Jane's, 1998 г.
Federation of American Scientists. Сайт http://www.fas.org, 2009 г.
MilitaryRussia.Ru. Форум, 2010 г.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар