середу, серпня 10, 2011

Национальная реликвия – на задворках «Великой морской державы»(Дрожжин Г.Г.-капитан 1- го ранга)



Прошедший 2008 год был юбилейным годом атомного  подводного флота России.  Моряки – подводники, учёные, сотрудники научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, инженеры, техники, рабочие-все, кто имел и имеет отношение к подводному флоту, да и не только они, но и вся патриотическая  общественность  страны отметила этот юбилей . Только вот мимо наших гражданских и военных московских  «вождей» это знаменательное историческое  событие прошло мимо
. Им, озабоченными «наиважнейшими» государственными проблемами глобального масштаба – спасением от краха самой крупной в мире экономики «самого «демократического» государства – США и «реформированием» Вооружённых сил своей страны, доведения их состава до размеров Вооруженных сил Турции, не до юбилеев  было.  Ведь ни  для кого не является секретом, что спасая  от банкротства частные Российские банки и компании, набравшие под залог своих акций громадные кредиты в США, наше правительство, тратя золотовалютные резервы этого самого стабилизационного фонда, спасает именно американскую экономику. Кстати, Турция, имея территорию не более некоторых наших регионов (например территория Красноярского края в  4 раза больше), обладает Вооруженными Силами численностью личного состава 800 тыс., а соотношение военно-морских сил Турции и России на Черном море, например, по подводным лодкам 20 к 1. Примерно такое же соотношение по подводным лодкам и на Балтике по сравнению со странами НАТО.
23 и 24 октября в здании Военно-Морской  академии им. Адмирала Н.Г Кузнецова в Санкт-Петербурге проходил IV Съезд ветеранов ВМФ и подводников. Съезд был весьма представительным : общее число делегатов около 500 человек от 64-х региональных организации ветеранов ВМФ, насчитывающих в своих рядах несколько десятков тысяч человек. Следует сказать, что в состав Международной  Ассоциации ветеранов ВМФ и подводников входят не только те, кто служил в ВМФ, но и те, кто проектировал, строил, испытывал надводные корабли различных классов и подводные лодки разных проектов. При этом в Ассоциацию входят ветераны не только из регионов России, но и из стран СНГ.
Среди других вопросов, поднятых делегатами съезда (о катастрофическом состоянии флота, о продолжающейся «реформе» - разрушении флота,  «модернизации» одной из  лучших в мире систем военно-морского образования, начавшееся под руководством нынешнего Министра обороны разрушении ее и др.), был поднят вопрос  о сохранении исторической  памяти, бережном отношении к национальным реликвиям флота и страны в целом, о недопустимости наплевательского отношения властей предержащих к этим вопросам. В частности, речь шла о сохранении первенца отечественного  атомного подводного флота – атомной ПЛ «К-3» («Ленинский Комсомол»), вошедшей в состав ВМФ 50 лет назад, в 1958 году.
Постановление Совета  министров СССР № 4098 -1616 от 9 сентября 1952 года о начале работ над атомной ПЛ было подписано Председателем Совмина И.В Сталиным. Создание АПЛ  явилось стратегическим успехом нашей страны, крупнейшим отечественным научно-инженерным, техническим и технологическим достижением и подлинной революцией в области подводного кораблестроения.  В весьма короткий срок  была решена задача, не уступающая  по сложности подготовке и запуску человека в космос.
В проектировании и постройке первого отечественного подводного атомохода проекта «627» участвовало 135 организаций различного профиля и назначения: 35 НИИ, 20 конструкторских бюро, 80 заводов.
Решением  И.В. Сталина научное руководство созданием АПЛ было возложено на академика А.П. Александрова, главным конструктором был назначен  начальник Специального конструкторского бюро –«СКБ- 143» (ныне СПМ БМ «Малахит») В.Н. Перегудов, ответственным за создание ядерной установки – директор НИИ Химмаш (НИИ-8), главный конструктор Н. А. Доллежаль.
По согласованию со Сталиным  в Научно-техническом совете Первого главного управления при  Совмине СССР была организована специальная секция № 8 под руководством В.А. Малышева в составе: А.П.Александрова, Н.А Доллежаля, Л.И. Блохинцева, Б.Г. Чиликина, Б.С. Поздняка, Ф.Ф. Полушкина. Заместителем руководителя секции был назначен В.П.Славский. Под руководством этих людей  трудились десятки и сотни тысяч специалистов научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов.
АПЛ «К-3» была «революционной» не только по возможности длительное время и с большой скоростью двигаться под водой, но и по глубине погружения . Для того, чтобы  подобрать сталь для «прочного» корпуса лодки был проведён большой объём теоретических и экспериментальных исследований прочности корпусных конструкций из стали марки 48 ПМ и новой высокопрочной стали АК-25 в ЦНИИ – 48 (ныне ЦНИИ КМ «Прометей»).
Большие трудности пришлось преодолеть СКБ № 143 и НИИ – 8 при создании силовой установки с реактором, охлаждаемом водой, с водяным замедлителем нейтронов, т.к. подобная установка не имела аналогов.
Парогенераторы для АПЛ были изготовлены специалистами конструкторского бюро котлостроения Балтийского завода. Разработка технических проектов генераторов для турбогенераторов и дизельгенераторов, а также электродвигателей насосов главной энергетической установки была выполнена на заводе «Электросила».
Проведение научно-исследовательских работ и разработка эскизных и технических проектов новой радиолокационной станции «Призма» и станции обнаружения работающей РЛС «Накат», а также антенн к станции «Факел-МО» было выполнено ЦНИИ -49 (Ленинград»).
Над навигационным комплексом «Плутон» работали в МНИИ -1 (Москва), над штурманским автопрокладчиком «Терек», входящим в этот комплекс, в НИИ -303 (Ленинград).
Технический проект дизель - генератора 84 Н разработали на заводе «Двигатель революции» (Ленинград).
Изготовление турбонасосов и турбовентиляторов было выполнено заводами «Экономайзер» и Кировским. Комплексная система кондиционирования воздуха была разработана в Государственном НИИ прикладной химии.
Гидродинамические испытания модели АПЛ с оценкой управляемости и остойчивости проводились в ЦАГИ и НИИ судостроения им. Н.А. Крылова.
Проведение работ по ТВЭЛам, конструкционным материалам и узлам атомного реактора было поручено Лаборатории измерительных приборов АН СССР и НИИ-9.
К изготовлению комплектующих деталей систем и комплексов, разного рода основных и вспомогательных механизмов было привлечено, кроме основного судостроительного завода в Молотовске (ныне Северодвинск), ещё 79 других  заводов из десятков городов всего Советского Союза (не только таких «столичных», как Москва, Ленинград, Киев и др., но и «провинциальных», например , г. Бельцы в Молдавии или г. Осинники в Кемеровской области).
Анализируя с «высоты» прошедших  50-ти лет со дня постройки первой АПЛ события, которые произошли в стране и в мире, и изучая историю создания этого триумфального подводного корабля, нельзя не поражаться, не восхищаться и не удивляться энергии, чёткости, организованности и ответственности людей, осуществивших в кратчайший срок этот  великий проект. Руганная и переруганная «демократами» и либералами всех мастей командно-административная система, созданная делократом Сталиным в тридцатые годы прошлого века, не только позволила нашему народу победить в великой схватке с мировым фашизмом, а потом восстановить в немыслимо короткий срок после колоссальных разрушений всё народное хозяйство и военно-промышленный комплекс, в частности, но и добиться  невиданных прорывных достижений в научно-техническом прогрессе, благодаря чему мы пока еще держимся «наплаву».


(Продолжение следует)

Немає коментарів: