понеділок, серпня 08, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА ТЕМНОВА В.П.(продолжение)


Служба на Камчатке в 10 дивизии 2-й Флотилии.

3 января 1979 года мы в составе одной из групп экипажа прибыли на Камчатку в аэропорт п. Елизово. Была ночь. На небе ярко светили звезды. На фоне темного неба мы увидели 3 вулкана. Как мы узнали позже, это были вулканы: Корякский, Авачинский и Козельский. Нас встретили представители 10-й дивизии, поздравили с прибытием, посадили в кунги, (это крытые автомобили «Урал» с жестким верхом), и куда-то повезли. Мы ехали долго, около 3-х часов. За окнами автомашины мы видели огромные сугробы на обочине дороги и огни поселков.

В дивизию прибыли ночью. Здесь мы увидели такие же казармы, как и на Севере. В одну из них нас и поселили. Семейных с детьми поселили в помещения с двух ярусными койками, а матросов, холостых офицеров и мичманов – в большом помещении казармы. Я спал на верхнем ярусе кровати, жена – на нижнем. Утром мы были в восторге от яркого солнца, от синего бездонного неба и от ослепительно белых сугробов снега, доходивших до 2-го этажа. И все это после полярных ночей Севера. Мы сразу влюбились в Камчатку.
Но больше всего нас поразили люди, которые служили на 10 дивизии. Офицеры штаба были просты и доступны в общении, все очень доброжелательные. Командиром дивизии был  контр-адмирал Берзин Альфред Семенович, начальником штаба – капитан 1 ранга Алкаев Николай Николаевич, К сожалению 17 февраля 2007 года он умер). В состав дивизии входили пла 1-го поколения пр. 675мк и четыре пла 2-го поколения пр. 670: «К-201», «К-429» и «К-212» с «К-325», только что пришедшие с Севера. Помощник начальника штаба  дивизии подполковник Апрышкин Геннадий Федорович вызвал меня в штаб и поставил задачу по обустройству экипажа, рассказал об особенностях службы на дивизии, о требованиях командования и службе нарядов. Командир соединения поставил нашему экипажу боевую задачу, принять подводную лодку «К-429», сдать все курсовые задачи и войти в 1-ю линию. Полит.отдел дивизии занялся расселением наших семей в поселке Рыбачий.
В дивизии я встретил своего товарища кап. 2 ранга Сорокина Г.А., с которым я ходил в свою первую автономку на Севере на «К-452», где он служил помощником командира. Он прибыл на Камчатку на пла «К-325» старшим помощником командира и временно исполнял обязанности командира пла вместо убывшего на учебу в ВМА им. Гречко кап. 1 ранга Лушина В.П., будущего Героя Советского Союза, получившего это звание за подледный переход. Мы с женой  обрадовались теплой встрече с Геной Сорокиным, который на время своего отпуска приютил нас в своей квартире.
Затем мы жили тремя семьями в однокомнатной квартире, где все спали на полу, а позже нас постепенно расселили. Мне дали однокомнатную квартиру на «7-ми ветрах», так называли место на горе, где стояли новостройки.
Наши жены были удивлены изобилию морепродуктов в магазинах. Мы покупали красную икру, красную рыбу чавычу с нежным мясом, которая была громадных размеров и большими засоленными кусками лежала в бочках. Все это мы запивали густым темным камчатским пивом, которое привозили в магазины в дубовых бочках.
Командиром дивизии мне  была поставлена задача, сдать на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой до конца 1979 года, и выдали зачетный лист на … одном листе! Я с большим энтузиазмом принялся за изучение и освоение командирских наук. Тогда говорили, что командир на пл должен быть первым штурманом, первым ракетчиком, первым минером, первым связистом и т.д.
Наш 379 экипаж был относительно молодой, т.к. он был пополнен на Севере молодыми  мичманами и офицерами. Экипаж с большим желанием взялся за дело. Командование 10-й дивизии полностью доверяло нашему экипажу во главе с командиром кап. 1 ранга Суворовым Н.М. Летом нашу подводную лодку посетил  министр обороны ГДР с семьей, приезжавший на отдых в военный санаторий «Паратунка», и остался доволен приемом.
К осени 1979 года мы сдали все курсовые задачи, выполнили все боевые упражнения и вошли в первую линию. Летом в перерывах между выходами в море я успешно сдавал зачеты на допуск к самостоятельному управлению кораблем в штабе дивизии и флотилии. Осенью вместе с кап. 3 ранга Мякишевым Евгением Викторовичем, в то время старшим помощником командира пла «К-429», нас отправили во Владивосток в штаб Флота для сдачи зачетов и допуска на СУ, т.е. самостоятельное управление подводной лодкой. Благодаря терпению, настойчивости и оптимизму Жени Мякишева мы успешно сдали зачеты и были допущены к СУ пла пр. 670. Нам был вручен «Знак командира подводной лодки», который мы с гордостью нацепили на свою грудь, «обмыли» в ресторане «Владивосток» и  радостные вернулись на Камчатку в ставшее для меня уже родное соединение.
Наш 379 экипаж во главе с кап. 1 ранга Суворовым Н.М. выполнял поставленные задачи практически на всех пла дивизии, ведь мы были вторым экипажем. Мы участвовали в учениях, в различных видах обеспечений. Наш экипаж особо ничем не выделялся; нас не выдвигали на состязания на Приз ГК ВМФ, не вручали Вымпелов «За мужество», одним словом, звезд с неба не хватали, в соц. соревновании мы были середнячками.
В соединении  экипажи жили дружно, помогали и поддерживали друг друга в трудную минуту. Очень часто л/состав экипажа кап.1 ранга Суворова Н.М. прикомандировывали на другие подводные лодки на сдачу курсовых задач и на боевые службы. Мы стали полезным, нужным и надежным  экипажем 10-й дивизии, мы почувствовали себя наконец-то настоящими подводниками, и негативное отношение к нам на 11 дивизии Северного Флота постепенно забылось.
В октябре 1979 года я  был назначен СПК на пла «К-212» и ушел из своего 379-го экипажа, но как потом оказалось ненадолго.
Командиром «К-212» был  Герой Советского Союза Гусев Алексей Алексеевич, который в этом же году убыл на учебу в ВМА им. Гречко. Его позже сменил кап. 2 ранга Лупач Л.Г, который раньше служил на пла «К-175» пр. 675 МК. Я впервые в жизни на некоторое время остался за командира пла и командовал экипажем. В экипаже служили очень грамотные и опытные офицеры, совершившие на подводной лодке переход подо льдами Арктики с Севера на Камчатку. Один из них – капитан 3 ранга Маркман Александр Борисович, в то время был командиром 1-го дивизиона БЧ-5. В 1983 году в должности командира БЧ-5, прикомандированного на выход в море, он оказался на аварийной пла «К429», проявил мужество и спас немало подводников, помогая им выходить из затонувшей пла. Уволившись в запас, он остался на Камчатке и стал мэром поселка Рыбачий, где живут наши подводники. Жители поселка довольны своим мэром, который навел и поддерживает там  флотский порядок.
Жизнь снова преподнесла мне сюрприз. Мы сдали наш корабль «К-212» 379 экипажу, которому была поставлена задача, подготовиться к боевой службе. СПК на 379 экипаже уже не было, кап. 2 ранга Белоцерковский убыл учиться на классы, (через год он будет назначен командиром 228 экипажа пла пр. 670), и меня прикомандировали к 379 экипажу. Я снова влился в свой бывший родной экипаж, но уже в качестве СПК, и выполнил вместе с ними все предпоходовые мероприятия.
  

Немає коментарів: