От автора
С окончанием Второй мировой войны в мире сформировалась новая военно-политическая обстановка. В самых общих чертах ее можно охарактеризовать как «холодная война и неудержимая гонка вооружений». Новая геополитическая обстановка определила и военное строительство, в частности, развитие флота. Встал вопрос выбора типов подводной лодки, в том числе средней подводной лодки, наиболее массовой, недорогой, но способной эффективно действовать на удаленных коммуникациях вероятного противника. В июне 1944 года в Выборгском заливе была потоплена немецкая подводная лодка U250. Несмотря на упорное противодействие немцев, подводную лодку подняли и поставили в ДОК. К концу года были поручены подробные материалы по ее конструкции. В связи с этим Нарком ВМФ СССР Н.Кузнецов принял решение: «По типу немецкой подводной лодки U-250 в 1945 году спроектировать подлодку среднего водоизмещения и представить мне на рассмотрение». После рассмотрения с многочисленными трофейными документами, в том числе с наиболее совершенными немецкими подводными лодками серий VIIC, XX и XXIII, Главнокомандующий ВМС по представлению Главного Управления Кораблестроения утвердил ТТД на разработку средней подводной лодки. Проект получил наименование 613.
Подводные лодки 613 проекта стали первыми отечественными послевоенными подводными лодками. Целый ряд важных технических решений, принятых в проекте, определял их облик и существенное отличие от предыдущих серий. Головную подводную лодку проекта 613 заложили в г.Горьком на заводе «Красное Сормово» 13 марта 1950 года. 21 октября 1950 года ее спустили на воду. 2 декабря 1951 года подводная лодка вступила в состав ВМФ СССР. Вторым заводом, начавшим строительство подводных лодок 613 проекта, был Черноморский судостроительный завод в Николаеве. С 1953 года к строительству подводных лодок этого проекта приступили в Ленинграде и в Комсомольске-на-Амуре. Всего были построены 215 подводных лодок 613 проекта. В истории отечественного подводного кораблестроения эта была самая большая серия подводных лодок.
Впоследствии на основе проекта 613 стали создаваться многочисленные модификации опытных подводных лодок и лодок специального назначения, предназначенных для испытания новой техники и оружия. Так появись подводные лодки проекта 613С, 613Ц, 613АД, 613РВ, 640, 644б 666 и другие. Во второй половине 1948 года был завершен технический проект подводной лодки с единым двигателем, получивший наименование «Проект 615». В марте 1950 года на заводе №-196 в Ленинграде заложили подводную лодку М-254 проекта 615. По результатам испытаний М-254 в 1953 году правительство приняло решение о строительстве 35 подводных лодок проекта А615. Однако в период с 1955 по 1957 года произошли пожары и взрывы при работе энергоустановки по замкнутому циклу. В обиходе подводные лодки проекта А615 прозвали «зажигалками». Также было принято решение о создании подводной лодки проекта 617 с ПГТУ по типу немецкой XXVI серии. Опытную подводную лодку проекта 617 заложили на заводе №-196 в феврале 1951 года, на воду спустили через год. В 1956 году подводная лодка вошла в состав флота. В начале 1960-х годов после аварии лодку списали и вскоре разобрали на металл.
Работы по созданию новой океанской подводной лодки, предназначенной для замены больших подводных лодок довоенных проектов, начались еще во время войны. В 1948 году технический проект был завершен и утвержден как проект 611. Головную подводную лодку проекта 611 заложили на ленинградском заводе «Судомех» в январе 1951 года. В состав флота она вошла в 1953 году. В дальнейшем серия подводных лодок из 26 единиц строилась в Ленинграде и Северодвинске. Несколько подводных лодок проекта 611 были переоборудованы в носители первых морских ракет Р-11ФМ. Позднее на основе проекта В611 был выполнен проект АВ611.
К первым шагам атомного подводного кораблестроения Военно-Морской флот не имел никакого отношения. Проектировать первую атомную подводную лодку судостроительная промышленность начала по инициативе ученых. 12 сентября 1952 года за подписью И.Сталина вышло постановление Совета Министров СССР о начале работ по созданию атомной подводной лодки. С 1958 года началось проектирование и строительство подводных лодок по следующим направлениям:
- подводные лодки с АЭУ, имевшие на вооружении баллистические ракеты для стрельбы по административным, военно-промышленным центрам и военным базам на территории противника, а также торпедное оружие для самообороны (проекты 658, 658М);
- подводные лодки с АЭУ, имевшие на вооружении крылатые ракеты для стрельбы по береговым и морским целям, а также торпедное оружие для поражения надводных кораблей и подводных лодок (проекты 659, 675);
- подводные лодки с АЭУ и торпедным вооружением (проекты 627, 627А, 645);
-подводные лодки большие дизель-электрические с крылатыми ракетами и торпедным вооружением (проекты 651, 641, 633).
Первая атомная подводная лодка проектировалась в соответствии с тактико-техническим заданием, разработанным министерством среднего машиностроения. Проект получил номер 627, а подводная лодка – обозначение К-3. После замечаний представителей ВМФ, проект был переработан заново и получил наименование 627А. Головная лодка сохранила старое обозначение и была заложена на Северодвинском машиностроительном заводе 25 сентября 1955 года. На воду спустили 9 августа 1957 года. Подводный ход от ядерной энергетической установки подводная лодка дала впервые 4 июля 1958 года. В январе 1959 года первая атомная подводная лодка вступила в состав ВМФ СССР. В ноябре 1960 года в состав ВМФ была принята головная атомная подводная лодка К-19 проекта 658. С середины 60-х годов ХХ века началось строительство отечественного океанского Военно-Морского флота. С поступлением от промышленности атомных подводных лодок проектов 670, 671,705 и их модификаций ВМФ обретал способность решать многоплановые задачи на океанских направлениях. Подводные лодки Военно-Морского флота в XX веке стремительно преодолели путь от своеобразного подкласса миноносцев к самостоятельному роду стратегических ракетно-ядерных сил государства. Подобного в военно-морской истории не происходило ни с одним из классов боевых кораблей. С 1955 года на отечественных верфях были построены около двух с половиной сотен атомных подводных лодок – более половины созданных в мире. В 80-х годах СССР обогнал США по количественному составу атомных подводных лодок, и их соотношение 1:1.35 в пользу СССР, удерживалось вплоть до начала 90-х годов. С 1967 года до середины 80-х годов промышленность дала 300 подводных лодок, в том числе 196 атомных. За период с 1955 года по 1994 год были построены 243 атомные подводные лодки. Почти на каждой из подводных лодок, вошедших в состав Военно-Морского флота в послевоенное время, проходил службу выпускник Севастопольского ВВМИУ.
Но годы освоения новых подводных лодок не обошлись, к сожалению, без аварий и жертв. Сказывалось многочисленность типов строившихся подводных лодок, особенно их модификаций, а в общей сложности – свыше 97 различных проектов подводных лодок, воплощенных в металл, с оружием на борту. Особое влияние на состояние материальной части личного состава оказывали условия базирования самых боеспособных наших флотов: Северного и Тихоокеанского. На ограниченных по размеру акваториях проводили боевую подготовку до 25 атомных подводных лодок. Ни один флот мира не оказывался в подобных условиях. Бичом атомных подводных лодок являлись аварии. На первых атомных подводных лодках было отмечено 286 различных неисправностей. С 1964 года только на Северном флоте на атомных подводных лодках произошли 144 технические аварии. Среди причин, приводивших к авариям, особенно тревожной являлась сдача промышленностью подводных лодок с повышенной шумностью. Достаточно сказать, что первенцы атомных подводных лодок К-3, К-5, К-8, К-14, К-19 имели шумность в 100 раз превышавшую шумность американских атомных ПЛ. В результате большинство из двух десятков подводных столкновений произошло именно по этой причине, а также из-за недостаточно грамотных действий подводников. За 50 лет строительства подводного флота и освоения новых подводных кораблей ВМФ потерял свыше 750 офицеров, мичманов и старшин и матросов, в том числе 60% - с дизель-электрических подводных лодок. Первой серьезной аварией, произошедшей в подводном флоте после Великой Отечественной войны, стало столкновение 1 июня 1948 года в Японском море подводных лодок М-19 и М-12. В результате аварии М-19 затонула на глубине около 15 метров. Благодаря грамотным и своевременно принятым мерам все 19 членов экипажа были спасены, а сама подводная лодка уже на следующий день была поднята и вскоре введена в строй. По этому происшествию не было сделано никаких серьезных организационных выводов. В большинстве исследований, посвященных подводным авариям и катастрофам, этот случай, как правило, даже не упоминается. Первая авария на советских атомных подводных лодках имела место 13 октября 1960 года, когда на К-8 произошел разрыв парогенератора, что привело к радиационному облучению большой группы моряков. По различным причинам погибли подводные лодки С-117, М-200, С-80, Б-37, К-129, К-8, С-178, К-219, Б-33, К-278, К-141, К-159. Попавшие в непредсказуемые ситуации экипажи подводных лодок, (почти на каждой подводной лодке проходил службу выпускник Севастопольского ВВМИУ), делали все возможное для спасения своих кораблей. Их объединяют героизм и стойкость, мужественная, самоотверженная, упорная борьба за живучесть подводной лодки, верность своему воинскому долгу. Готовность к подвигу - это характерная черта психологического облика выпускника Севастопольского ВВМИУ, следствие особенностей его специфичной службы и преданности Отечеству.
Жизнь каждого подводника, как и жизнь каждого человека бесценна. И нет, по существу никакой разницы, в какое время – мирное или военное, и по какой причине гибнут подводная лодка и члены ее экипажа. И все-таки по-человечески вдвойне обидно, когда это происходит в мирное время. Искренне надеюсь, что скорбный список погибших выпускников Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища, будет навсегда исчерпан.
Работа по увековечиванию памяти погибших выпускников Севастопольского ВВМИУ на этом не закончена. Постоянно продолжающая поступать уже в ходе издательского цикла этой книги информация по рассматриваемой теме ясно свидетельствует о том, что она отнюдь не может быть исчерпана предложенной вашему вниманию данной работой. Эти новые данные позволяют говорить о продолжении исследовательской работы в рамках заявленной темы – как в ходе архивного поиска, так и в процессе общения и дискуссий с выпускниками училища в России, Украине, Белоруссии, ближнем и дальнем зарубежье. Буду благодарен за любую помощь в этом деле, но в особенности за материалы о тех, чьей памяти посвящена эта книга. Будут интересовать любые материалы, касающиеся погибших выпускников Севастопольского ВВМИУ. Эти материалы, а также свои впечатления об этой книге и отзывы на нее прошу направлять на адрес издательства или на E-mail: admiral667a@mail.ru.
Выражаю глубокую признательность Валентине Лаппе, предоставившей фотографии для Книги Памяти выпускников СВВМИУ, погибших при исполнении служебных обязанностей, Геннадию Кораблеву за предоставленную коллекцию знаков и жетонов погибших подводных лодок.
Владимир Бойко
капитан I ранга
ветеран-подводник ВМФ РФ
выпускник СВВМИУ-75
Немає коментарів:
Дописати коментар