Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
неділя, серпня 28, 2011
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА МИХАИЛА КУДИШИНА
В ДАЛЬНЕМ ПОХОДЕ
В июле 2960 года подводная лодка «С - 271» (командир ПЛ капитан 2 ранга Богнар, старший помощник капитан-лейтенант Зубарев, заместитель командира по политчасти капитан 3 ранга Манаенко, командир БЧ-5 капитан-лейтенант Дзауров), первая на 156 Бригаде ПЛ, совершила автономный поход в Атлантику.
По команде «по местам стоять, со швартовых сниматься» вечером 26 апреля лодка плавно отошла от 5 причала и взяла курс на Лиепаю. Здесь мы пополнила запасы топлива, ВВД, пресной воды. Воду сверх 11 тонн приняли в носовую цистерну кольцевого зазора, в уравнительную и торпедозаместительную цистерны. Погрузили свежие овощи, хлеб в целофановых мешках и другие припасы. Перед выходом из Лиепаи экипажи напутствовал Командующий ДКБФ адмирал Орел А.Е.
28 июля в ночь лодка вышла с море, принимая все меры по соблюдению скрытности. Вместе с нами идет начальник штаба Лиепайской бригады ПЛ капитан 1 ранга Преображенский. Он возглавляет группу лодок, к нам в кильватер пристроились «С-264» и «С - 265».
Во время похода, особенно во время перехода в надводном положении, на лодке была организована политучеба, информация о событиях в мире и стране, в свободное время смотрели фильмы в первом отсеке, коротали время за настольными играми, на карте в 4 отсеке- отмечали место и пройденное расстояние. Жизнь и деятельность экипажа освещалась в боевых листках.
При прохождении проливной зоны все чаще стали появляться корабли и самолеты НАТО. Они иногда -опасно маневрировали, близко приближались, фотографировали. При выходе в Северное море подводные лодки дозаправились топливом с танкера «Ловать». Далее прдолжадн движение скрытно, в подводном положении. Вышли в Северное море, пересекли его, вышли в Норвежское море и стали огибать северную часть Англии.
При прхождении между Фарерскими и Шотландскими островами нас засекли английские сторожевые корабли. Командир начал маневрировать и уклоняться, но они упорно следовали за нами. Лодка погрузилась на глубину 100 метров, затем, на 120 метров и корабли потеряли с нами контакт. Командир изменением курса оторвался от преследования.
На расстоянии около 2000 миль от Риги на лодке произошла первая серьезная поломка, вышли из строя дизели: потекла втулка цилиндра правого двигателя и дал течь масляный холодильник.
Командир - 2 ранга Богнар и капитан 1 ранга Преображенский вместе с командиром БЧ-5 и старшиной команды мичманом Борисовым решили произвести ремонт и продолжать плавание. На глубине 100 метров, двигаясь под мотором экономхода мотористы выгрузили втулку дизеля и заменяли на запасную. При разборке масляного насоса оказалось, что медные трубки от сотрясения отпаялись и стали течь. Газовой сварки на ПЛ не было, решили паять, проявив настоящую морскую смекалку. Мотористы Воскобойников, Ткаченко, Колобанов, Левенец во главе с мичманом Борисовым 18 часов без сна и отдыха устраняли неисправности. Температура в отсеке поднялась до 40 - 50 градусов.
Поход продолжался. Днем шли на глубине 50 - 100 метров, ночью всплывали, выбрасывали мусор, вентилировали отсеки, заряжали аккумуляторы под РДП, срочно погружались при обнаружении локатором самолетов НАТО. Лодка в эфир не выходила, радисты работали только на прием радиограмм с информацией и командами. Плавая в таком режиме, удавалось спать по 2 - 3 часа и команда стала уставать, появились случаи сна на вахте. Для снятия нагрузки командир принял решение подсменным вахтенным отдыхать и не вставать при погружении и всплытии. Капитан 2 ранга Богнар отдыхал в центральном отсеке около компаса, постелив на скамейку меховую куртку,
Пробыв в Атлантике 15 суток, командование корабля решило устроить в 5 отсеке душ. Ночью под РДП при работающем дизеле мылись забортной водой нагретой при охлаждении двигателя. Боцман выдал специальное мыло и разовое белье. Одновременно мылись два человека. Пресной водой смывали соль с головы. Для протирки тела каждую неделю доктор ходил по отсекам и раздавал марлезые салфетки, смоченые спиртом.
В трюмной части много внимания уделялось системе гидравлики. Масло в системе нагревалось до температуры 40 - 50 градусов. Очень экономно расходовали пресную воду, для умывания и мойки восуды брали воду из уравнительной. Я лично отпускал воду коку для приготовления пищи. Таким образом в сутки расход воды сокращался до 200 литров (при включенной системе расход составлял 1200 литров). За время похода мы израсходовали только 6 тонн, по приходу в Лиепаю оставалось 5 тонн.
Во время плавания продолжались поломки техники. Мотористы еще сменили три втулки на дизелях, у них закончились запасные и приходилось паять старые. Серьезные неисправности возникли ка колонке воздуха высокого давления - стали пропускать воздух клапана продувания средней и носовой группы главного балласта В отсеках стало повышаться давление, запас ВВД приходилось пополнять.
С разрешения командира группы движения старшего лейтшанта Лексика я на глубине отключил колонку, снял оба клапана, прошорошнл гнезда и отшлифовал мелкой наждачной бумагой. Утечка воздуха прекратилась, на ремонт ушло 20 минут. Подводники могут оценить, какую угрозу мог бы представить этот ремонт в случае неообходимости аварийно продуть, балласт.
Недалеко от Азорских островов нам предстояло «атаковать» крейсер, который шел с Севера в Средиземное море. Наводка для атаки осуществлялась с берега. Крейсер шел скоростью 18 узлов. Завеса наших трех лодок находилась у островов, мы должны были «атаковать» крейсер последними. До нас крейсер проходил через завесы группы лодок Северного флота.
Как выяснилось потом, атаковать удалось не всем. Атомные лодки это сделали по несколько раз, а многое дизельные не смогли. Наша лодка заняла позицию, ждала крейсер, курсировала на глубине 20 метров, ночью подвсплывала под переекоп. Наконец крейсер обнаружили, но он от нас уходил и мы его догнать, естественно, не смогли. Две учебные торпеды остались неиспользованными.
Наконец мы направились к Бискайскому заливу. Пробыв под водой 17 суток лодка всплыла на траверзе французского города Брест. Проливы Ла-Манш и Па-Де-Кале проходили днем. Во время прохождения проливов произошла еще одна поломка - лопнул холодильник 2 ступени левого дизель-компрессора ДК-2. В Северном море мы подошли к спасателю «Агатана», заварили там трубки холодильника и ввели в строй компрессор. На «Агатане» нам рассказали, что в Атлантике 10 суток бушевал сильный шторм, им изрядно досталось, но мы под водой этого не ощущали.
Датские проливы проходили ночью, там начались учения стран НАТО. Корабли освещали нас прожекторами, над лодкой пролетали самолеты. Выполняв постааленные задачи, мы возвртились в Лиепаю. Вся команда была награждена значком «За дальний поход». Нам дали усиленный паек и 10 суток отдыха.
Таким остался в моей памяти первый автономный доход в Атлантику, совершенный 50 лет назад.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар