Что стало бы со страной(СССР), если бы ГКЧП победил и если бы его вообще не было
Стародубцев также разубеждает, что СССР был потерян в результате "драки Горбачева с Ельциным". "К великому сожалению, это не так. Ельцин и Горбачев были единомышленниками в вопросах развала страны, уничтожения партии и государства. Они оба считали, что нужно подписать Союзный договор, в результате которого СССР сначала превращался в конфедерацию, а потом бы рассыпался", - говорит он.
"Это два отморозка, которые выросли в рядах нашей партии и предали ее. Им обоим было все равно, что творится с народом. Они только постоянно врали и обещали. А люди умирали с голоду, их хоронили в полиэтиленовых мешках, и все это называлось как бы демократией. Под флагом демократии раздавили тысячелетнюю империю, которую никто не мог победить, даже фашисты. Теперь мы уже никого не победим, мы даже Грузию не победим. ГКЧП лишь попытался остановить этих двоих, и если бы нас не было, они бы раздробили страну еще раньше", - убежден депутат-коммунист.
По его словам, победа ГКЧП не только сохранила бы страну, но и стала бы началом "нормальных реформ". "Не было бы всех этих ужасов в экономике, оборонном комплексе, не была бы разгромлена армия. А сейчас горят леса, тонут корабли, падают самолеты, и все это продолжается 20 лет", - указывает бывший путчист.
По убеждению Стародубцева, сейчас страна находится в еще более тяжелом положении, чем это было 20 лет назад, и если бы сегодня вновь возник ГКЧП, он бы к нему присоединился. Точно так же он поступил бы и вернувшись в 1991 год. Однако все нужно было сделать совершенно иначе, считает он.
"Не надо было гнать в Москву тяжелую технику. Нужно было кому-то из нас не отходить от телекамер, чтобы вести непрерывный прямой диалог с народом. Объяснять ему, в каком положении находится страна. Надо было растолковать простым людям, что так называемая оппозиция на самом деле уже перехватывала власть и вела страну к разгрому. Объяснить, что мы ее хотим остановить. Но мы плохо работали со СМИ. В результате мы были не поняты, оболганы и потерпели поражение".
Руслан Хасбулатов, который ныне возглавляет кафедру мировой экономики Российской академии им. Плеханова, с такой же твердостью защищает собственные позиции. "Конечно, я бы вновь выступил против ГКЧП, ну а как же иначе? Устранение союзного президента Горбачева - это была незаконная акция. Мы готовимся обсуждать и подписывать Союзный договор, и вдруг на тебе! После нескольких лет демократии, свободы кто-то объявляет чрезвычайное положение, комендантский час. Это их решение было преступным, необдуманным, плохо подготовленным. При всем уважении к их желанию сохранить Союз нельзя было так! Все хотели спасти Союз, и я хотел! И с годами укрепляюсь во мнении, что его можно и нужно было сохранить. Но не так же!" - негодует он.
Победа ГКЧП, по его словам, не привела бы ни к чему хорошему. "Если бы гэкачеписты утвердились - это все равно имело бы временный характер. Ухудшилась бы не только политическая ситуация. Еще более обострились бы и экономические проблемы. Они бы довели до того, что начались бы бунты. И не удержалось бы это правительство все равно", - уверен он.
"Если бы не ГКЧП, то я думаю, что с какими-то оговорками Союзный договор был бы подписан. Да, Союз превратился бы в конфедерацию, но эта конфедерация была бы более жизнеспособной. К ней потом могли присоединиться и некоторые страны из-за пределов СССР. А в итоге путча Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали договор, который ни в какие рамки не лезет. Какой-то наспех нарисованный на коленке безграмотный документ, не имеющий никакого стержня. СНГ стало насмешкой", - констатирует Хасбулатов.
Ельцин был растерян и смирился с поражением, но его вовремя "встряхнули", а потом он "заделался царем"
Из интервью Хасбулатова вырисовывается любопытная характеристика Бориса Ельцина, который в то время вызывал у своих сторонников горячий восторг, зачитав с танка Таманской дивизии у Белого дома знаменитое послание с осуждением ГКЧП.
По словам Хасбулатова, когда было объявлено о создании ГКЧП, он тут же помчался к Ельцину и застал его "совершенно растерянным и уже смирившимся", и на него пришлось "нажать", чтобы вынудить к сопротивлению. "Я говорю: надо драться! Давайте в квартире Ельцина сделаем штаб, будем узнавать обстановку, пригласим всех соратников из парламента и правительства. Подготовим документ - воззвание к народу. Чтобы из него было ясно, что мы не только не являемся сторонниками ГКЧП, но и энергично выступаем против. Вот с этого и началась осмысленная борьба", - вспоминает бывший председатель Верховного Совета РСФСР.
"В квартире у Ельцина я все время торопил с написанием обращения, потому что ждал, что в любой момент нас могут арестовать. У Полторанина (министра печати - прим. ред.) дрожали руки, он никак не мог начать, я отобрал у него ручку и сам стал писать", - продолжает он.
"Потом я созвал президиум Верховного Совета, и на нем в 11 часов мы приняли решение о созыве чрезвычайной сессии, а в 12 Ельцин залез на танк. И чем больше людей собиралось у Белого дома - тем прочнее становились наши позиции. Но в начале цель была только одна - не потерять лицо", - заключил Хасбулатов.
После провала путча, по оценке Хасбулатова, сменилась ориентация Ельцина и его советников, которые решили избавиться от Горбачева ценой гибели СССР. А когда и это удалось, и Ельцин вошел в Кремль, "он почувствовал себя царем и изменился до неузнаваемости. Облик, стиль работы... У него и раньше-то были хаотические, бездумные действия, но я, находясь рядом, имел возможность их сглаживать".
"А потом набежали царедворцы, в том числе и из бывшего окружения Горбачева, которые поощряли все шараханья. Ельцин никогда не разбирался в экономике, но был одержим стремлением понравиться и американцам, и европейцам... - продолжает один из его самых видных сторонников. -Некоторые шаги Ельцина в первые годы власти могли бы привести и к распаду уже России. Но Верховный Совет РФ во главе со мной его одергивал. Он злился, и все это закончилось конфликтом, в результате которого меня приравняли к гэкачепистам и тоже отправили в тюрьму. И выпустили по амнистии вместе с ними".
Немає коментарів:
Дописати коментар