середу, серпня 10, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА ТЕМНОВА В.П.(продолжение)


Возвращение на Камчатку.
Я был назначен СПК на 305-й экипаж. Командиром к нам на экипаж после учебы в академии пришел кап.2 ранга Сысуев Юрий Николаевич, (в настоящее время он адмирал, долгое время был начальником  ВМА им. Кузнецова). Экипаж был боевой и имел уже много достижений в боевой подготовке. Мы быстро подтвердили линейность с новым командиром, выполнили ряд боевых задач и весной 1983 года убыли на МПП, (межпоходовую подготовку), в УЦ г. Обнинска.

В 1982 году командиром дивизии уже был назначен капитан 1 ранга Алкаев Николай Николаевич, (на соединении в народе его ласково называли «дядей Колей»), он был спокойным, доброжелательным, опытным и уверенным в своем л/составе командиром дивизии. Он сменил контр-адмирала Берзина Альфреда Семеновича, который убыл на 6-е ВОК ВМФ начальником кафедры тактики подводных лодок.
Перед убытием в г. Обнинск мне предложили должность командира 379 экипажа вместо убывающего преподавателем на 6-е ВОК ВМФ кап. 1 ранга Суворова Н.М., и я согласился.
23 июня 1983 года на Камчатке произошла трагедия. В б.Саранная во время дифферентовки перед переходом в район выполнения торпедных стрельб легла на грунт, а точнее затонула, пла «К-429» с 379 экипажем на борту под командованием кап .1 ранга Суворова Н.М. Старшим на борту был НШ 10 дивизии Герой Советского Союза кап. 1 ранга Гусев А.А. Никто не мог тогда даже предположить, что это могло случится с опытным командиром и с опытным экипажем. Эта авария несомненно произошла по вине людей, находившихся на этой пла, но при трагическом стечении многих обстоятельств и событий, предшествовавших этому выходу в море. Все это описано в материалах расследования, но полную правду всего этого никогда и никто не узнает, ее унесло с собой море, как и правду о гибели пла «Комсомолец» и пла «Курск». Неблагодарное это дело, сидеть в теплой каюте на берегу и осуждать людей, которые попали в беду и погибли.
Я знаю одно. На «К-429» в момент аварии никто не струсил и выполнил свой долг до конца, даже в минуту смерти. Это подтвердили и мои товарищи,  будущие мои подчиненные по 379 экипажу, которые остались живы, и которыми я затем командовал и ходил с ними в море. Это кап.2 ранга Ледовской Владимир Михайлович – командир БЧ-2, помощник командира кап. 3 ранга Разборский Александр, командир БЧ-1 кап.3 ранга Краевский Михаил и другие.
После подъема пла и похорон 16-ти погибших подводников был суд. Командира 379 экипажа кап. 1 ранга Суворова Н.М. осудили на 10 лет, а командира БЧ-5 кап. 2 ранга Лиховозова Бориса – на 7 лет. Я в то время уже прибыл с обучения из УЦ г. Обнинск в составе 305 экипажа и присутствовал при зачтении приговора. На зачтение окончательного обвинительного приговора были собраны все командиры пла, спк и командиры БЧ-5 для осознания своей ответственности за исполнение служебных обязанностей и в назидание потомкам. Став командиром 379 экипажа, мы с офицерами экипажа как могли финансово помогали семье Суворовых и ему самому.
Хочется здесь отметить, что еще никто в мировой практике не выводил из затонувшей подводной лодки с глубины 41 метрачерез ТА ТА ( торпедные аппараты), и АСЛ (аварийно-спасательный люк) кормового отсека 104 человека! Это грустный, но все же – опыт.
Но жизнь есть жизнь, и боевая деятельность 10-й дивизии продолжалась по годовому плану. Подводные лодки выходили в море на БП, готовились и выходили на боевые службы.

Как я самостоятельно командовал подводной лодкой.
На одной из лодок нашей дивизии - «К-201», которой командовал кап. 1 ранга Бледнов Борис Гаврилович отсутствовал старпом, и меня на выход в море прикомандировали к его экипажу. Задача была простая. Выйти в полигоны БП и обеспечить выполнение учебных задач надводных кораблей Камчатской военной флотилии по поиску подводной лодки условного противника. Роль этого условного противника и должна была выполнять пла «К-201».
Поднявшись на мостик пла, командир лодки кап. 1 ранга Бледнов Б.Г. приказал мне командовать кораблем, отойти от пирса, выйти из базы и следовать в б. Саранная на дифферентовку. Для меня это было большим подарком, хотя раньше я самостоятельно выполнял некоторые маневры при перешвартовках пл.
Мы успешно вышли из базы, удифференовались в б. Саранная и пошли в район обеспечения. На переходе до точки погружения Борис Гаврилович убыл в свою каюту отдохнуть, приказал мне продолжить командование подводной лодкой и разбудить его после занятия района с подходом обеспечиваемых кораблей. О приеме подводной лодки под свое командование я, как и положено, сделал об этом запись в черновом  вахтенном журнале центрального поста. Мы заняли район, через небольшое время подошли надводные корабли, о чем я доложил Борису Гавриловичу. Он приказал мне дальше командовать кораблем и выполнять поставленную задачу. Я получил инструктаж по УКВ от старшего начальника, находившегося на одном из кораблей, погрузился и а течение всего дня выполнил все маневры, предписанные заданием на обеспечение. Всплыв в заданном районе и получив от надводников благодарность за хорошее обеспечение, мы начали движение в базу. До самой швартовки и подачи трапа на борт Борис Гаврилович ни разу не вмешался в мои действия, а после схода на пирс поблагодарил меня за работу и поставил оценку «отлично». Я до сих пор с благодарностью вспоминаю Бориса Гавриловича, который своим доверием вселил в меня уверенность в управлении подводной лодкой.
Хочется отметить, что все старпомы на нашей 10-й дивизии были прекрасно обучены и самостоятельны в выполнении любых поставленных задач. Все это достигалось благодаря доверию к нам со стороны командования дивизии. Став командиром, мне всегда хотелось ходить в море самостоятельно, без старших на борту, но, к сожалению, это было очень редко.
  
Служба в Учебном центре ВМФ г. Сосновый Бор.

В УЦ ВМФ г. Сосновый Бор я прибыл всей семьей 4 сентября 1991 года. Принял дела и обязанности начальника 16 цикла, цикла практической подготовки.
В моем заведовании находились все комплексные тренажеры, на которых проводились корабельные боевые учения в составе всего экипажа пла и  тренировки корабельных боевых расчетов (КБР).
Основным тренажем в то время был, уникальный комплексный тренажер «Маяк», расположенный в камере-отсеке, который на 100% повторял 3-й отсек пла пр. 705, где располагался ее ГКП и где проходили межпоходовую подготовку экипажи пла этого проекта.
УЦ г. Сосновый Бор – детище ГК ВМФ Горшкова С.Г. Он был предназначен для подготовки экипажей нашей уникальной  пла пр. 705. Это была самая скоростная, (Vмакс.=42 узл.), и самая маленькая пла в мире. ПЛА  автоматизированная, с экипажем в 29 человек, все офицеры, с уникальной ЯЭУ, (ядерной энергетической обстановкой), с ЖМТ, (жидко-металлическим носителем 1-го контура), с прочным корпусом из титана. От нее в море никто не мог уклониться или ускользнуть, это было бесполезно. Командиры подводных лодок и надводных кораблей вероятного противника боялись встретиться с ней в море. Она могла их атаковать, и, используя свои скоростные качества, «убежать»  не только от них, но и от их торпед. Ее называли пла 21 века, т.к. все решения ее конструкции и вооружения  опередили свое время и сегодня применяются в пла уже 4-го поколения. Пла пр. 705 были приняты на вооружение в начале 70-х годов, но прослужили недолго и были отправлены в отстой, а затем списаны в 90-е годы.
После принятия на вооружение, пла 3-го поколения пр. 971, подготовка их экипажей была организована в стенах нашего УЦ. Под эти пла развивалась и учебно-материальная база учебного центра. Создавались новые уникальные комплексные тренажеры: «Диана-Барс», «Парус», «Сосна» и др., но камера-отсек пла пр. 705 продолжала использоваться для подготовки корабельных боевых расчетов пла 3-го поколения по применению торпедного оружия (КБР-Т). Позже, после выработки своего ресурса, камера-отсек стала музеем подводной лодки пр. 705. Сегодня сюда приходят школьники и взрослые, которым очень интересно подышать воздухом подводной лодки и посмотреть, как служат и живут современные подводники.

Приняли меня в коллектив УЦ тепло и радушно, выделили 2-х комнатную квартиру в общежитии и представили всему л/составу на утреннем построении. Коллектив Ц-16 мне достался самый большой в УЦ – 104 человека военнослужащих и гражданских служащих.
Начальником УЦ с 1990 года был контр-адмирал Бедердинов Владимир Арифуллович, сменивший на этой должности контр-адмирала Лебедько. Владимир Арифуллович прежде чем взять меня к себе в УЦ поинтересовался моим прошлым у Валуева В.П, моего бывшего командира дивизии. Он отрекомендовал меня с лучшей стороны.
В командование учебным центром входили грамотные, имевшие большой опыт подводной службы, владевшие методикой обучения подводников офицеры.
Контр-адмирал Бедердинов В.А был переведен в УЦ в 1990 году с должности командира 25 дивизии с Камчатки. Он обладал громадным опытом подводника, вся его служба прошла в прочном корпусе подводных ракетоносцев. Это был требовательный и настойчивый командир, доводивший все дела до конца, он не боялся отстаивать интересы учебного процесса и подготовки подводников в высоких московских кабинетах, в т.ч. и у ГК ВМФ. Большая его заслуга в том, что он  отстоял наш УЦ от его закрытия, доказав необходимость подготовки пла 4-го поколения в нашем УЦ. Разработанная им совместно с СПМБМ «Малахит» и преподавателями УЦ концепция построения берегового тренировочного комплекса для подготовки экипажей пла 4-го поколения в дальнейшем легла в основу его кандидатской диссертации, которую он успешно защитил. Сегодня он уже заканчивает писать докторскую диссертацию.
С прибытием Владимира Арифулловича в УЦ ежегодно стали проводиться сборы по командирской подготовке с приглашением ведущих преподавателей и начальников кафедр ВМА им. Кузнецова. Эти сборы заканчивались проведением командно-штабных учений на уровне штабов дивизий и флотилий. Это способствовало качественному обучению преподавателей УЦ, и поддержанию ими своих знаний на уровне флагманских специалистов соединений и объединений флота.
Его заместитель кап. 1 ранга Денисов Николай Александрович прибыл служить из УЦ г. Комсомольска-на-Амуре. Он активно контролировал учебный процесс, не допускал срывов занятий, посещал учебные мероприятия и, обладая хорошей методикой обучения, помогал преподавателям в организации учебных мероприятий. Он всемерно поддерживал начальников циклов, укреплял их авторитет. До 1995 года в нашем УЦ ежегодно проводились состязания на приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке между флотами, и Николай Александрович возглавлял их организацию. Перед уходом из УЦ на  пенсию он стал председателем  Сосновоборского клуба «Моряков – подводников». Начальником  политического отдела УЦ был кап. 1 ранга Левашев Геннадий Федорович, который постоянно заботился о бытовом устройстве офицеров, мичманов и матросов части.
Через 3 года после меня в УЦ прибыли мои друзья по Камчатке и Северу кап. 1 ранга Кулиш В.П. и кап. 1 ранга Плишкин А.Ф., первый стал зам. командира УЦ, сменив Денисова Н.А, а второй – начальником 3-го, ракетного, цикла.
Тренажеры УЦ старели, они были построены на базе отечественных ЭВМ 2-го поколения. Для развития учебно-материальной базы в УЦ и на 16 цикл стали поступать первые обучающие системы «Гвоздика» и «Позиция-85», построенные уже на основе ПЭВМ.
В тяжелое  для нашей страны время мы не ждали повального обновления учебно-материальной базы и по своей инициативе на цикле создали две группы программистов и электронщиков, которые продлевали ресурс «старой» техники и создавали новые комплексные тренажеры. В эти группы входили прекрасные, грамотные, преданные своему делу люди.
Особо хочу отметить кап.1 ранга запаса Липатова Евгения Григорьевича, главного постановщика задач по моделированию радиотехнического вооружения подводных лодок и гидроакустической среды, который руководил и до сих пор руководит большой группой программистов. Он закончил ВВМИРТУ в г. Гатчина, ( следующее наименование этого ВВМУЗа - ВВМУРЭ им А.С.Попова), служил начальником РТС дизельной подводной лодки на Камчатке, преподавал в УЦ г. Палдиски, который закрыли после развала СССР, затем прибыл к нам в УЦ. Он прекрасно владел теорией радиолокации, гидроакустики, радиотехники и ее практическим применением на кораблях и тренажерах. К сожалению он ушел из жизни в 2008 году.
Результатом работы выше перечисленного л/состава 16 цикла стали созданные их руками тактические тренажеры «Парус», «Маяк-ТМ», «Сосна» и усовершенствованный совместно с сотрудниками НИТИ им. Александрова электромеханический комплексный, единственный в России тренажер «Диана-Барс». Вся эта громадная работа помогла сохранить УЦ от сокращения. Некоторые люди из вышеперечисленного списка уже ушли из УЦ, а кто-то - из жизни.
  
Изгнание из учебного центра. Предательство.
Как говорят в России: «От тюрьмы и сумы не зарекайся!» Я в полной мере прочувствовал и пережил эту поговорку. Мне пришлось вспомнить историю, годы «сталинских» репрессий и оговоров, впервые в жизни столкнуться с  недоверием и непониманием, с разгулом коррупции в продажной государственной системе, в её институтах власти. Но все по порядку.
Моя работа и организаторская деятельность в учебном центре ВМФ по созданию тренажеров и обучаемых систем для обучения экипажей 4-го поколения, взгляд в будущее увлекли и заставили меня с головой окунуться в интереснейшую работу. Очень хотелось создать такие тренажеры и обучающие системы, которые бы обеспечили полноценную подготовку личного состава экипажей подводных лодок и были лучшими в ВМФ за последние годы. Работали в двух направлениях: тактическое и механическое.
Начинали с нуля. Все тренажеры должны были создаваться на новой ЭВТ, (электронно-вычислительной технике), - на ПЭВМ, которые поставлялись к нам из- за рубежа.  Первыми результатами нашей совместной работы с НИИ в 2004 году были обучающие системы на базе ПЭВМ для проведения теоретических занятий и небольших тренировок по специальности.
Программа строительства новых кораблей потребовала строительства современного берегового тренировочного комплекса (БТК) для подготовки их экипажей. По приказу начальника УЦ я возглавил работу группы по координации всех вопросов по созданию учебно-материальной базы БТК с ее разработчиками и изготовителями. Первыми комплексными тренажерами из состава БТК для отработки корабельных боевых расчетов по применению оружия стал тренажер «Коллекция» и по изучению устройства ПЛА и управления ее техническими средствами  - тренажер «Позиция».
Эти тренажеры вошли в состав БТК и стали базовыми, как та «печка», от которой надо было танцевать. Было создано несколько групп преподавателей, имевших большой опыт плавания и эксплуатации оружия и вооружения ПЛА. Преподаватели писали сценарии, ставили задачи программистам предприятий, которые создавали учебную технику, но не знали специфики подводной службы и опыта боевых походов. При создании этих тренажеров мы учитывали опыт создания и недостатки устаревшей учебно-материальной базы, пожелания преподавателей и личного состава подводных лодок.
Работа была проделана колоссальная, переработано много материалов и проведено множество совещаний и согласований с ведущими НИИ ВМФ. Никогда еще не было такого тесного взаимодействия и упорной работы с программистами и изготовителями тренажеров! Техническим заданием на изготовление учебной техники были поставлены задачи отработки не только одиночных действий подводных лодок, но и групповых боевых действий подводных лодок во взаимодействии с разнородными силами флота а также, возможность проведения на тренажерах командных штабных учений (КШУ). Использование ПЭВМ и новых языков программирования позволяло выполнить все пункты технического задания, а электронная почта  обеспечила тесное и быстрое взаимодействие с программистами фирм-разработчиков. Конечно, мы не забывали и о соблюдении  режима секретности. Все закрытые материалы отправляли и получали секретной почтой.
В процессе нашей работы мы набирали большой опыт тренажеростроения. Родилась концепция создания тренажеров, мы добились реализации в них учебных задач в соответствии Методикой обучения слушателей, от входного контроля с допуском к учебному мероприятию на тренажере до выставления автоматизированной оценки каждому обучаемому и всей учебной группе в целом, с распечаткой и передачей итоговых данных в учебный отдел учебного центра.
Это была большая победа и радость всех участников этой работы.
Строительство БТК, (нового здания), затянулось на долгие годы, и поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы отремонтировать, подготовить и разместить на «старых» учебных площадях  два опытовых тренажера «Коллекция» и «Позиция». В 2004 году мы уже начали подготовку л/состава экипажей на этих тренажерах и набирали опыт их эксплуатации, по ходу устраняя недоработки в программном обеспечении и его совершенствование.
На сегодняшний день это лучшие тренажеры в ВМФ России по своему составу, разнообразию и полноте решаемых задачам, для подготовки наших подводников, и мы этим гордимся. Концепция и опыт их создания легли в основу создания следующих тренажеров для БТК. К сожалению, на сегодня возможности тренажеров в полной мере не оценены ни руководством флота, ни даже некоторыми преподавателями УЦ, которые используют их на 60-80%.
В 2006 году мы закончили обучение экипажа ВМС Индии, но передача им  корабля затянулась из-за его неготовности. В конце 2007 года индийская сторона просила провести межпоходовую подготовку экипажа в Индии в их учебном центре. Требовалось собрать группу преподавателей по всем направлениям подготовки.  Некоторые военные преподаватели по состоянию здоровья не смогли поехать, а преподаватели пенсионного возраста отказались, опасаясь за свое здоровье. Из-за этого командировка в Индию оказалась на гране срыва. Меня пригласил к себе зам. командира части по учебной работе и предложил мне поехать и провести учебные мероприятия с экипажем Индии по трем направлениям: тактике, применению оружия и безопасности плавания, при этом сказав, что это президентская программа, и она может оказаться на гране срыва, если мы не соберем «команду» преподавателей. Я думал над этим предложением 2 суток, у меня тоже были свои «болячки», климат в Индии тяжелый, но я согласился поехать, т.к. «за державу обидно» стало. Жена была категорически против моей поездки, и пришлось объяснить ей сложившуюся ситуацию.  Мои близкие друзья преподаватели стали отговаривать меня от этой поездки из-за климата и из-за большой учебной нагрузки, которая ляжет на мои плечи. Тем временем сдача корабля индийской стороне отодвигалась вправо и командировку перенесли на  конец  2009 года. Весной 2009 года мне успешно сделали операцию в Военно-Морской академии, и мои близкие друзья снова стали уговаривать меня не ехать в Индию.  «Уговорили» …, и я согласился не ехать; попросил  командира заменить меня и уехал в отпуск. В этот год 22 августа мне исполнилось 60 лет. Свой юбилей я отметил в г. Сосновый Бор со своими родными и планировал отметить его в своем коллективе 16 цикла после выхода из отпуска. Но … .
По окончанию отпуска в понедельник 14 сентября я вышел на работу. Ничего не предвещало беды. В среду 16 сентября около 10 часов меня вызвал к себе командир части. В его кабинете сидело несколько молодых людей в темных костюмах и темного цвета рубашках. Мне предложили сесть и протянули Постановление военного прокурора Лен.ВМБ, в котором говорилось, что гражданин Темнов В.П. подозревается в готовности передать секретные сведения иностранному государству при выезде за границу, что является тяжким преступлением. В связи с этим разрешаю провести осмотр его квартиры. …….. .
Я ничего не мог сказать. Для меня это было шоком. Я просто растерялся.
Мне предложили проехать на их автомашине ко мне домой. У дверей моего подъезда их уже ждал вооруженный участковый милиционер. Вместе с понятыми у меня изъяли системный блок моего компьютера и мою рабочую «флэшку», которая находилась в моей прикроватной тумбочке. При этом был составлен протокол их изъятия. Характер осмотра квартиры показал, что эти люди уже побывали в нашей квартире, когда мы с женой и сын были на работе, и они знали, где и что лежит, (об этом мне как-то раньше говорила жена, что в нашей квартире кто-то побывал, когда мы пришли домой на обед, но я на ее слова не среагировал, не верил). Далее они предложили проехать с ними на Литейный, для дачи объяснений.
Далее было 8 часов допроса. Мне не было предъявлено ни одной улики по  моему обвинению. Я объяснил, что ни на моем компьютере, ни на моей рабочей «флэшке» не было данных, составляющих государственную и военную тайну. Меня отпустили домой около 23 часов, пообещав вызвать вторично на допрос. У дверей «большого дома» меня ждали мой младший сын Александр и мой самый преданный друг Саша Лазыкин, одноклассник по училищу. Они и отвезли меня домой в г.Сосновый Бор. Спасибо моей жене, которая одна без какой-либо поддержки выяснила, где я нахожусь, и когда меня отпустят. Второй допрос состоялся через неделю. На него я поехал на электричке сам. Длился этот разговор около 7 часов, но опять мне не предъявили ни одной улики по обвинению. Меня снова отпустили, сказав, что возможно придется еще раз встретиться. В учебном центре в нашей преподавательской и в моем сейфе никто осмотр почему-то не делал. Я продолжал  ходить на работу в часть, но меня не пускали ни на один тренажер,  ни в другие учебные кабинеты, в создании которых я принимал самое активное участие. Я просто сидел в преподавательской и не мог поверить, что со мной это произошло. За все годы службы от командира группы до заместителя командира дивизии я никогда не испытывал горечи такого унижения и недоверия. Ведь на флоте я командовал атомной подводной лодкой, был заместителем командира дивизии, мне доверяли секреты особой важности, ядерное оружие и т.д. А здесь, в УЦ …  . Меня просто предали и сдали. Для чего это все было устроено? Кому это было нужно? Ведь командир знал, что я отказался от поездки в Индию, почему он ничего им не сказал? Или эта «сталинская машина» была запущена раньше и не могла уже остановиться? Какова была их цель? На эти вопросы я пытался ответить сам себе. Кто-то заходил ко мне в преподавательскую и успокаивал меня, кто-то равнодушно смотрел на все, что происходит. Командир части не поехал на Литейный  и не пытался как-то защитить меня! Я остался один. В конце сентября я написал заявление с просьбой уволить меня по собственному желанию, и командир подписал. Но на следующее утро меня уже уволили по другой статье. По настоянию Литейного командир части изменил свое решение и 1 октября 2009 года уволил меня по ст. 81 п.6 п/п «в» Трудового кодекса РФ - «Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной) ставшей известной работнику в связи  с исполнением им трудовых обязанностей, в т.ч. разглашения персональных данных других работников», о чем сделали запись в трудовую книжку. Это была подлая расправа со мной. Но это было еще не все. «Шпионские игры» продолжились. Наша подлая система устроила прослушку домашнего и мобильного телефонов. Было ощущение, что в нашей квартире были установлены миниатюрные видеокамеры. Сейчас, в век нанотехнологий, все возможно. Эту мерзость перенести невозможно. Но мы с женой справились и с этим.
Прощай учебный центр, прощайте планы строительства БТК, прощайте тренажеры, в которые я вложил свой громадный труд, свою душу. 18 лет в УЦ , 18 лет надежд и тревог, ожиданий и переживаний и борьбы за качественную подготовку наших подводников. Кто подхватит мою работу? Никто… .  Уже сложилось общество пофигистов!!! Никому ничего не нужно. К руководству во всем пришли совершенно некомпетентные и ленивые люди!!! В глазах у них - только деньги.
Меня постоянно беспокоила мысль, кто же предал меня, кто же так меня ненавидел, кто же мне так завидовал?  И в голову приходила одно и тоже, меня предал мой сослуживец, которого я считал другом. Потому что по характеру моего допроса, по словам, мимике и жестам тех, кто меня допрашивал, мне напоминали разговоры с ним. У меня нет прямых доказательств, но кроме допросов есть факты событий прошлых лет, которые подтверждают, что к этому он приложил немало усилий. Он единственный из всех преподавателей, кто имеет загранпаспорт и ежегодно дважды ездит отдыхать за границу.  Никто из преподавателей не имеет такую возможность оформить себе загранпаспорт и за это «поражение в правах» получает к своему окладу 50% надбавки. Он ее тоже получает…
Не каждый мог пережить то, что я пережил в это время. Я сильный человек и не пал духом. Я нашел работу, благо руки у меня растут из нужного места, и работал физически, принося пользу и радость людям. Ведь закалка то у меня рабочая, я родом из рабочей семьи и работал на заводе. Спасибо моим настоящим друзьям, моим сослуживцам, которые в трудное для меня время протянули мне руку помощи и предложили место работы.
Моя работа по созданию БТК не пропала, был сделан серьезный задел, на который сейчас опираются изготовители этого комплекса, и, надеюсь, что через несколько лет подводники почувствуют разницу в своей подготовке и вспомнят добрым словом «пионеров», создававших БТК нового поколения. Фамилии их я уже называл раньше. Слава им и низкий поклон!
Свобода. Сладкое слово. Каждый человек рождается свободным. Только свободные люди и только свобода творчества могут принести плоды и создать уникальные и нужные людям вещи, совершить новые открытия.
Доверие. Когда человеку не доверяют, то это его оскорбляет и унижает, он не может творчески мыслить и работать, у него опускаются руки, а его труд не принесет радость ни ему, ни людям.
Романтика. Только романтика и светлые мечты дают человеку крылья в его творчестве, в его работе. В этом мире только романтики, влюбленные в свою профессию, в свое любимое дело приносят пользу человечеству и делают новые открытия.
Свобода и вера, любовь к людям, милосердие, умение сопереживать, слушать, понять и помочь человеку – это те добродетели, на которых держится этот мир, и если мы сегодня не поймем это, то наш мир может рухнуть.

Я живу в своем, уже ставшим мне родным, городе Сосновый Бор и встречаю своих бывших сослуживцев, общаюсь с ними, но боль воспоминаний снова и снова посещает меня.  Тот, кто приложил руку ко всей этой провокации со мной, избегают даже случайной встречи не только со мной, но и с моей женой. Бог - им судья! Всем будет воздано по делам их, и может быть, даже в этой жизни!
  

Немає коментарів: