Когда телеканал «Россия» сообщил о кончине адмирала Эдуарда Балтина, я сразу вспомнила строки из эпиграммы 90-х годов севастопольской поэтессы Майи Лобовой:
Кучма и Ельцин – му…ки,
Играют флотом в поддавки.
Вот Ельцин спьяну или сдуру
Сдаёт заглавную фигуру.
Да, это Балтин – адмирал,
Что флаг советский не спускал,
Которому он присягал…
Да, перехлёсты на грани фола, являясь фирменным стилем жанра, дают лаконичную, но исчерпывающую характеристику героям эпиграмм.
Вспомнилась пресс-конференция, которую командующий Черноморским флотом адмирал Э. Балтин завершил необычно, показав несколько фотографий, остановивших мгновения дальних боевых походов в арктических льдах. Особенно запомнилась мне подводная лодка, сумевшая, кажется, вопреки законам физики всплыть после катастрофического столкновения. Комментируя эти кадры, адмирал не без иронии заметил, что, несмотря на трудности, в союзные годы служилось интереснее, а сейчас – скучно, и грустный подтекст этой иронии был в том, что флоту нелегко приходится от бесконечных столкновений с политическими амбициями верхов суверенных держав.
С января 1993 по февраль 1996 гг. адмирал Эдуард Балтин впервые в мировой практике находился у штурвала ЧФ под началом двух президентов (и, соответственно, Верховных главнокомандующих) новоиспечённых суверенных государств. Фарватер флота изобиловал штормами экономической нестабильности и рифами политических противоречий в череде бесконечных межгосударственных соглашений. Незалежная Украина стремилась создать собственные Военно-Морские Силы за счёт одностороннего переподчинения кораблей и частей ЧФ, захватить как можно больше флотского имущества, чтобы крепче обосноваться в Севастополе, а российскому Черноморскому флоту предоставить «птичьи» права базирования – краткосрочную аренду.
Вот и был озабочен командующий решением неразрешимой задачи: как в этих условиях сохранить российский Черноморский флот? Видимо, это стремление как раз и не пришлось по душе властям предержащим как в России, так и на Украине. Как следствие, «решением двух президентов» флотоводец был отправлен в отставку.
Но… эта отставка стала для адмирала Балтина отправной точкой целенаправленного движения по новому фарватеру – государственно-политическому.
Интервью, которое предлагается вашему вниманию, состоялось на исходе 1995 года. Но размышления и прогнозы флотоводца оказались удивительно созвучны нашим дням. Судите сами…
–Эдуард Дмитриевич, неужели на поход в гражданскую власть вас подвигло нечто субъективное – властолюбие, тщеславие, желание «поиграть в политику»…
–Какое властолюбие, если в моём подчинении – десятки тысяч человек! Наивно предполагать и тщеславие, ибо Родина не обделила меня ни вниманием, ни наградами. И политики хватало с избытком. Причина в другом. Я – военный человек, привыкший к беспрекословному выполнению приказов, – столкнулся с невозможностью их выполнения, а отдельные из них вообще нахожу недопустимыми. В такой ситуации есть два пути: подать в отставку либо попытаться что-то изменить.
–В чём, на ваш взгляд, причина политической нестабильности?
––Если подходить к вопросу глобально – в аморфном состоянии механизма государственной политики, в основу которой изначально заложены ложные тезисы и посылки. Эта политика может быть жизнеспособной до известных пределов, а в перспективе – губительна.
–Разве в союзном прошлом государственно-политическое устройство было идеальным?
–К началу 70-х годов система сбалансированного мирового устройства сложилась и упрочилась во всех областях – политической, экономической, военной. Экономическому диктату «большой семёрки» противостоял СЭВ, блоку НАТО – Варшавский пакт. Такой паритет позволил человечеству прожить более 40 лет без глобальных и с минимумом локальных военных конфликтов.
–Но эту стабильность в основном обеспечивал Советский Союз, вынужденный наращивать гонку вооружений.
–К сожалению, это происходило потому, что политические догмы преобладали над экономической целесообразностью. Но даже в самых смелых прогнозах западные аналитики не предвидели столь быстрого краха «бастионов социализма», о чём свидетельствовало признание госсекретаря США Джеймса Бейкера, крайне удивлённого «темпами и масштабами демократических революций в Восточной Европе». Исходя из этих реалий, Бейкер констатировал: «Наша главная задача – постараться использовать эти изменения в интересах мира и безопасности США». А как же иначе, если вожделенный сыр вдруг неожиданно упал прямо в лапы лисы…
–Такая реакция Запада наталкивает на мысль не о внешних, а о внутренних причинах краха.
–Да, система социализма была взорвана изнутри «перестроечным» правительством во главе с «отцом нового мышления» – злым гением породившей его системы и одновременно жертвой собственных заблуждений.
Думается, историки дадут должную оценку дикому политическому шабашу на обломках страны с тысячелетней историей – параду суверенитетов, повлекшему за собой целый ряд межнациональных конфликтов и сделавшему беженцами и мигрантами сотни тысяч людей. Дурным сном кажется происшедшее с Вооружёнными Силами. Разорваны в клочья системы ядерного и обычного передового базирования, низведён до уровня пасынка трёхсотлетний российский флот, растаскиваются по закоулкам запасы стратегического сырья и оружия, подрублена под корень система военного образования, уникальные производства унижены до выпуска чайников и кастрюль…
–Союз не вернуть. Легче ответить на вопрос «кто виноват?», чем на не менее «вечный» – «что делать?».
–Специалистам в области государственного строительства хорошо известно, что страна считается суверенной тогда, когда у населяющих её народов (в лице их легитимных представителей) находятся семь основных властных рычагов: концептуальные, идеологические, информационные, экономические, силовые, политические и дипломатические. Прежде всего – концептуальные, под которыми подразумеваются собственные научные теории и алгоритмы государственного строительства.
–Есть ли такая концепция у суверенной России?
–Лишь её видимость, а фактически – навязанные извне архаичные псевдодемократические модели, предназначенные для колониальных стран.
–Чем подтверждается столь убийственный вывод?
–Более 80 процентов доходной части госбюджета России составляет выручка от продажи сырья и энергоносителей – то есть, страна де-факто стала сырьевым придатком более удачливых соседей. При сокращении объёма производства до 60 процентов многократно выросли затраты на внутренние нужды, вследствие чего сумма внешнего долга Западу достигла уже 150 миллиардов долларов, а население катастрофически нищает. «Шариковской» делёжкой для подавляющего большинства россиян обернулась и приватизация, с которой разнокалиберные зарубежные эксперты и советники вовсе не случайно торопили российское правительство. До 80 процентов «голосующих» акций оказалось у немногих «новых русских», сколотивших состояние в период законодательной неразберихи, а также у иностранных корпораций, действовавших на российском рынке через подставных лиц. В их пользу приватизировано немало предприятий ВПК, нефте- и газодобычи, цветной металлургии, энергетики и других ведущих отраслей. Запад приобрёл в России столько новых технологий, что для их обработки создана специальная программа, предусматривающая приглашение российских специалистов, а, проще говоря, «покупку мозгов» с целью рассекречивания государственных и военных тайн. Мы ещё вспомним и горько пожалеем об этом легкомыслии.
–Вы намекаете на военную опасность для России?
–Факты налицо. После самороспуска Варшавского Договора НАТО не только сохраняет свою структуру, но и усиливает её за счёт вовлечения новых партнеров, В то же время идёт вытеснение России с её вековых геополитических позиций даже в ближнем зарубежье. Потеряны порты в Балтийском и Черном морях, налицо «дуга нестабильности»: Черное море – Чечня – Грузия – и далее по Средней Азии до границы с КНР.
Характерно, что Запад решает, «сколько демократии» нам достаточно, руководствуясь при этом двойными стандартами. Комиссии из СБСЕ и Европарламента молчат о расстрелах безоружных курдов в Турции, конфликтах в Ирландии, бомбёжках Сербской Краины, зато активно обсуждают ситуацию в Чечне…
И при возможном столкновении российских и западных интересов вполне вероятны действия по апробированной схеме: надуманный повод, «благословение» ООН – и…
–…И в ядерной «третьей мировой» не будет победителей и побеждённых…
–«Третья мировая», фактически начавшаяся с разрушения Берлинской стены, уже идёт, только не в «классическом» (хватит на наш век двух предыдущих мировых войн), а в «бархатном» варианте – информационно-стратегическом наступлении на наши государственные позиции, в программируемом формировании нашей политики с целью разрушения российской государственности. И в экономике, и в идеологии «успехи» налицо. Выросло целое поколение, которое, «выбирая пепси», вряд ли сможет осознать всю глубину наших идейно-нравственных потерь, выступить в защиту истории и традиций своих предков, против продолжающейся колонизации страны.
Последним из недоступных Западу бастионов остаётся, считаю, лишь военная мощь России, сохранившаяся в нынешних условиях поистине чудом – наверное, благодаря колоссальному запасу прочности российского солдата.
Именно Вооружённые Силы должны стать щитом России и гарантией её самобытного и независимого пути развития, коль скоро он будет выбран. Поход военных во власть в переломный период истории Российского государства считаю вполне закономерным. Военный человек, как никто другой, способен полностью подчинить себя интересам государства, проникнуться всеми его проблемами, выработать верную стратегию и тактику действий и нести полную ответственность за каждое принятое решение. Ведь служба государству – это наша профессия.
Слова воин и патриот всегда были неразделимы. Права на ошибку Россия уже не имеет…
***
Бой старинных часов в кабинете командующего словно символизировал неумолимый ход истории и напоминал, что выход из безнадёжности надо искать и находить как можно скорее…
Эти ответы и сейчас воспринимаются как сигналы SOS. И в XXI веке не теряют актуальности.
И всё с большей отчётливостью мы осознаём, что, покидая «капитанский мостик» Черноморского флота, адмирал Балтин уходил на фарватер истории…
Немає коментарів:
Дописати коментар