неділя, серпня 07, 2011

ИЗ АРХИВА О ВМФ

Прощальный реверанс чудо-субмарины "Золотая рыбка"

Общество | 24.07.2008

Россия прощается с "Золотой рыбкой". Атомная подводная лодка К-222 переведена с производственного объединения "Севмаш" к причалу Центра судоремонта "Звездочка" для утилизации. Опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 - уникальная субмарина, до сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении. «К-162», позднее переименованная в К-222, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая подводная лодка в мире. Скорость ее хода составила 44,7 узла (82,8 км/ч). Это достижение не превзойдено до сих пор нигде в мире. Субмарина, которая должна была стать родоначальницей целого класса подводных лодок, так и осталась в одном экземпляре: государство не нашло денег на строительство уникальных экземпляров. В 1989 году «Золотая рыбка» была исключена из состава ВМФ, передают Вести

Корабль строился на "Севмаше" 6 лет, и только в 1969 году был произведен пробный запуск. Когда после скоростных испытаний лодка всплыла, члены государственной комиссии поблагодарили и поздравили личный состав, проектантов и  друг друга с успешным завершением, а Брежневу с моря направили шифровку: "Докладываем. Голубая лента скорости в руках советских подводников". Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. Над созданием этого уникального корабля работали тысячи специалистов, и каждый должен был хранить тайну. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику и оборудование. Из-за этого сильно увеличились сроки разработки проекта, потребовалось больше денег, зато корабль в итоге получился уникальным. За дороговизну постройки субмарина получила среди моряков наименование "Золотая рыбка". За годы плавания «рыбка» не сделала ни одноговыстрела: ведь война, которая велась между США и СССР, была холодной.
Капитан «Золотой рыбки» петербуржец Юрий Голубков поделился морскими секретами с корреспондентом издания «Смена». «К-162» была экспериментальной, - рассказывал капитан. - Во-первых, это до сих пор единственная в мире подлодка, корпус которой сделан целиком из титана. Это дерзкое решение позволило лодке погружаться на глубину до 400 метров! В те времена американцы чувствовали себя в Атлантическом океане и Средиземном море вольготно, потому что наши подлодки не могли угнаться за их авианосцами. Быстроходная «К-162», оснащенная крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, вызвала у американских военных страх и уважение. В американских секретных документах ее почтительно называли «Папа». На подлодке «К-162» впервые были использованы цифровые системы телемеханики и автоматики. Те технологии, которые сегодня мы привычно называем компьютерными, были тогда абсолютным новшеством. Секретность вокруг проекта была строжайшая. Даже жена и сын капитана не знали, на какой лодке он выходит в море. Только спустя 40 лет моряки смогли рассказать о том, где работали.
Рассматривалось три альтернативных материала для изготовления корпуса - сталь, алюминий или титан. Выбрали титан, хотя базы по его производству не было - она создавалась одновременно с постройкой лодки. Титан антикоррозийный, маломагнитный и очень прочный.  Легкий корпус лодки имел в поперечном сечении круговую форму с кормовой оконечностью типа "раздвоенная корма" с разнесенными на 5 метров гребными винтами (позднее подобная схема расположения винтов будет заимствована на лодки пр.949 и 949А). На флоте такая схема получила название "штаны", пишет Википедия. Носовая часть подлодки состояла из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Они были расположены друг над другом так, что в сечении представляли восьмерку. Верхний цилиндр — первый отсек, нижний цилиндр — второй отсек. Однако, на скоростях выше 35 узлов из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту лодки до 100 децибел. Подобный шум не только сводил с ума экипаж, но и лишал лодку скрытности. Но это, по сути, был единственный недостаток тайного чудо-корабля. 
Кстати, с похожего засекреченного проекта началась история подводного кораблестроения в России. "Потаенное судно" предложил построить в 18 веке плотник Ефим Никонов. Известно, что в 1721 г. лодка была испытана в присутствии Петра Первого. Никонов даже затребовал вооружение для своего подводного корабля, так называемые "огненные трубы", по-видимому, имелись в виду примитивные пороховые огнеметы. Со смертью Петра работа прекратилась, а подводная лодка сгнила в заброшенном сарае. Та же участь постигла и «потаенную» Золотую рыбку, которая годами покрывалась плесенью в доке. Что ж, мир праху твоему, чудо-корабль советского флота.
Гусакова Ирина

Немає коментарів: