понеділок, серпня 08, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА ТЕМНОВА В.П.


С прибытием из отпуска мне объявили приказ о моем назначении на должность командира БЧ-4, начальника РТС на подводную лодку «К-87», проходившую тогда средний ремонт на СРЗ-10 в г.Полярном в губе Пала. Командиром лодки был капитан 1 ранга Суворов Николай Михайлович. Я уже упоминал выше об этом экипаже. Подводная лодка уже 3 года стояла в ремонте. Экипаж жил в казарме. Жилье экипажу не выделялось. Семьи л/состава экипажа жили в Западной Лице, и 1 раз в месяц офицеров и мичманов посменно отпускали на неделю к семьям на побывку. Добирались домой  через г. Мурманск или напрямую на попутках по грунтовым дорогам через полярные сопки.

Сначала я не сразу осознал и понял, куда попал. После бурной служебной деятельности в боевой дивизии – тихий спокойный плановый вялотекущий ремонт, жизнь в казарме, холостяцкий быт, по вечерам - тихое бытовое пьянство некоторых офицеров и, как мне показалось, превращение л/состава пла в работяг. Для меня это был сильный стресс и трагедия в полном смысле этого слова. Я много раз пожалел, что согласился на повышение. Хотелось вернуть все обратно, но … служба есть служба, и надо было выдержать этот удар судьбы.
Я стал еженедельно звонить в Западную Лицу и просить моего бывшего командира кап. 1 ранга Ворошнина В.Н. помочь мне с переводом на любую другую, боевую  пла нашей дивизии. Но в то время на дивизии не было свободной должности по моей специальности.
Мне пришлось смириться с судьбой, продолжать ремонт своего заведования,  корабля и ждать возможности своего перевода в Западную Лицу.
Экипаж в целом был молодой и неплохой. В нем царил уставной порядок. По недельному распорядку у нас проходили и полит.занятия, и занятия по специальности в виде ремонтной подготовки, и комсомольские и партийные собрания, и культ. походы в кинотеатр г. Полярного и т.д. Но отсутствие рядом семьи и свободные вечера меня тяготили. Хочется вспомнить и назвать фамилии офицеров экипажа пла «К-87», с которыми мне пришлось связать свою судьбу и с которыми пришлось пережить много нелегких событий, таких как окончание ремонта, сдача корабля, переименование экипажа во второй, унизительные разборки и упреки за некачественный ремонт корабля со стороны нового командования 11-й дивизии. Командиром дивизии в то время был кап.1 ранга Томко Е.А., начальником политотдела - кап.1 ранга Васильев Б.М.
А ведь наш экипаж  был первым на 11 дивизии, кто прошел и закончил средний ремонт пла в г. Полярном. На подводной лодке было проведено более 120-и модернизационных работ. После  ремонта наша подводная лодка совершила переход подо льдами Северного Ледовитого океана на Камчатку, где успешно выполняла длительное время задачи боевой подготовки и боевой службы до постановки ее в 1990 году в «отстой» с последующим списанием и утилизацией.
Вот офицеры экипажа «К-87»: командир кап. 1 ранга Суворов Н.М., СПК – кап.3 ранга Фомин Б.Д., ПК – кап.-л-т  Владимир Владимирович Довгулевич, командир БЧ-1 кап.-л-т Мажуго Михаил Александрович, командир ЭНГ Фларид Рашитович Исангулов, ком-р БЧ-2 кап-л-т Владимир Михайлович Ледовской, командир БЧ-3 ст.л-т Геннадий Колоньков, ком-р ГАГ, И-РТС Сергей Бобриков, ( на Камчатке станет командиром пла пр. 671РТМ), КД-1 кап.3 ранга Владимир МихайловичЧистоходов, ( сейчас он служит в военной приемке в НПО «Рубин»), КД-2 кап.-л-т Косенко Юрий Александрович, КД-3 кап.3 ранга Чигвинцев Василий Викторович, командиры групп БЧ-5 ст.л-т Кривошеин Юрий, ( он к сожалению рано ушел из жизни, он просто спился), ст.л-т Рябчук Володя, (его тоже уже нет в живых), ст.л-т Куренной Юрий, в будущем изменивший свою фамилию на Трофимова, ст.л-т Вахненко Владимир Иванович. Как потом выяснилось, все офицеры имели хорошую подготовку по специальности, многие из них закончили военные училища с отличием.
В 1977 году мне предложили пойти по командной линии и предложили должность помощника командира пла нашей 11-й дивизии. В надежде уйти из ремонта на действующую лодку я согласился, хотя я постоянно спрашивал себя, а справлюсь ли я с обязанностями помощника? Но судьба опять преподнесла мне очередной сюрприз. В ноябре 1977 года меня назначают помощником командира на мою же подводную лодку «К-87» вместо кап.-л-та Довгулевича.
Я смирился со своим  назначением и со своей судьбой. Просто стал фаталистом.
В конце 1977 года закончился средний ремонт нашей пла «К-87», и поступил приказ о передаче ее второму, 379 экипажу под командованием только что назначенного на должность командира кап. 3 ранга Гусева Алексея Алексеевича. К сожалению его уже нет в живых, он трагически погиб на зимней рыбалке в Приморье. Его предшественник, кап. 1 ранга Пашков Николай Григорьевич, был переведен для дальнейшей службы в УЦ г. Сосновый Бор. Этот экипаж был перволинейным, а нем предстоял большой  и нелегкий период выхода в 1-ю линию из-за потери навыков морской и боевой практики за 5 лет ремонта. Кроме того, наши экипажи переименовали. Экипаж кап. 1 ранга Суворова Н.М. стал 379 экипажем, а экипаж кап.3 ранга Гусева – экипажем «К-87» и командиры обменялись печатями. Затем подводную лодку «К-87» переименовали в пла «К-212» и  приказали подготовить ее к переводу на Камчатку северным путем в 1978 году.
Очень тяжело шел процесс приема-передачи подводной лодки. За 5 лет ремонта и 12-ти лет эксплуатации многое имущество пла пришло в негодность, и его необходимо было списать, сдать и получить новое. Много было недоделок по ремонту, и все претензии были к нашему, уже 379 экипажу. Наш экипаж превратился в «заложников» среднего ремонта, и мы в течение всего времени до ухода лодки на Камчатку ремонтировали ее, пополняли ЗИП и имущество, и т. д., одним словом, были экипажем по ее обеспечению. О боевой подготовке экипажа и ввода его в линию не было и речи.
На мои плечи, уже помощника командира, легла вся  работа по повседневной организации, по обустройству экипажа на новом месте, плюс дежурство по столовой дивизии и др. заботы. Дежурство по столовой 11-й дивизии было в то время  самым тяжелым служебным нарядом, когда в твои обязанности вмешивались все, от оперативного дежурного по флотилии до начальника полит. отдела дивизии. Все что-то и чего-то требовали от тебя помимо выполнения инструкций.
Меня, как офицера, идущего по командной линии, вызвали в штаб дивизии и вручили зачетную книжку офицера на допуск к самостоятельному управлению (СУ) подводной лодкой и установили срок сдачи – 2 года. Зачетная книжка состояла из 3-х разделов: зачетный лист, на помощника командира, зачетный лист на СПК, зачетный лист на командира пл. Каждый из этих 3-х зачетных листов состоял фактически из 3-х - 4-х листов.
В начале, я даже растерялся, не знал, за что хвататься, что в первую очередь делать, времени суток не хватало. В штаб дивизии, даже по служебным делам, идти не хотелось. Там не очень-то  жаловали младший офицерский состав с их вопросами и заботами, чувствовалось какое-то барство и высокомерие со стороны командования и офицеров штаба, (на это жаловались  многие офицеры дивизии). Поэтому сдача моих зачетов на СУ казалась мне нереальной мечтой. Порой служба меня так доставала, что не хотелось жить.
Спасибо офицерам и всему 379-му экипажу, который мне всегда оказывал помощь и поддержку. Я все-таки находил время на изучение морского театра, МППСС-72, других боевых документов и понемногу готовился к сдаче зачетов на СУ.
Вскоре я узнал, что была большая программа по переводу всей серии подводных лодок пр. 670 на Камчатку, им на смену уже приходили пла пр. 670М. На Камчатку уже ушли пла «К-201» и «К-429». Готовилась и наша пла, но уже «К-212» и пла «К-325», которой командовал мой бывший старпом по «К-479» капитан 2 ранга Лушин Владимир Петрович.
Многие офицеры не хотели уходить служить на Камчатку, срываться с насиженных мест, уезжать за многие тысячи километров от центра России. И в дивизии начались перемещения л/состава. С экипажа на другую пла ушел наш штурман кап.-л-т  Михаил Александрович Мажуго. Но он все равно затем окажется на Камчатке, правда уже в должности командира пла.
В конце 1978года обе лодки в составе тактической группы ушли северным путем на Камчатку.
Пришел приказ и на наш экипаж, в конце 1978 году убыть самолетом на Камчатку. Служба на Севере в 11 дивизии в последнее время нас так достала, что мы без особого сожаления стали собираться в далекий путь, хотя никакого представления о службе на Камчатке не имели, а отдаленность от родительского дома пугала. В дивизии нам настоятельно советовали,  оставить свои семьи в Западной Лице и лететь без них, а потом, будучи в отпуске, прилететь за ними. Но мы не согласились, решили лететь семьями и стали собирать и отправлять на Камчатку контейнеры с домашними вещами.
Экипаж доукомплектовали недостающим л/составом. К нам назначили нового СПК кап.2 ранга Белоцерковского Юрия, замполита кап. 3 ранга Пузика Виктора Тимофеевича, командира БЧ-4, начальника РТС кап.л-та Гавриша Владимира Владимировича, начальника хим. службы ст.л-та Родионова Олега Юрьевича и начальника мед. службы майора Беляева А.А. Врача мы называли его ласково «батенька» за его отцовское отношение к каждому члену экипажа. Но пил он сильно. Сборы, отправка контейнеров и имущества экипажа из казармы, покупка авиабилетов, расчет экипажа, организация сборов, легла на мои плечи. Жилье на Севере я так и не получил, детей еще не было, поэтому мои личные сборы с женой были короткими.
В самом конце 1978 года, накануне Нового 1979 года, наш 379 экипаж вместе с семьями и матросами четырьмя группами убыл самолетами на Камчатку с пересадками в Ленинграде, а одна группа с пересадкой  в Москве. Новый 1979 год мы с женой встретили в Ленинграде, ожидая самолет на Камчатку. Ночевали у родственников нашего командира БЧ-2 кап.-л-та Ледовского В.М. Этот Новый год запомнился нам с женой очень сильными за 30 град. морозами.
Прощай, угрюмый, с полярными ночами Север. 5 лет службы в 11 дивизии научили меня многому, а главное – терпению и смирению с судьбой. Я приобрел хороший опыт службы и на подводной лодке, и на берегу. Спасибо всем северянам, с кем я служил!
  

Немає коментарів: