вівторок, серпня 30, 2011

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ РОССИИ


пр.1840 LIMA

Большая специальная (опытовая) дизель-электрическая подводная лодка ("БС", подводная база-лаборатория - ПБЛ). Построена в единственном экземпляре (БС-555, заводской №01665) и предназначена для экспериментов в качестве глубоководной базы водолазов, испытаний водолазной техники и выполнения аварийно-спасательных работ. НИОКР начаты ЦПБ "Волна" (СПМБМ "Малахит") совместно с ГНИИ-40 ВМФ СССР по постановлению СМ СССР в сентябре 1967 г. Главный конструктор - Я.Е.Евграфов (с 1971 г. - Е.С.Корсуков, с 1973 г. - С.А.Дементьев).
ТТЗ на создание ПЛ подготовлено ГНИИ-40 и СПМБМ "Малахит". Технический проект ПЛ утвержден в мае 1972 г. (разработан под руководством Е.С.Корсукова) и запланировано строительство ПЛ "Ленинградским Адмиралтейским объединением" (г.Ленинград) с планом сдачи флоту в 1974 г. Разработка конструкторской документации завершена в 1974 г. ПЛ заложена на заводе 26 октября 1977 г., спущена на воду 11 августа 1978 г. Принята в состав ВМФ для опытной эксплуатации 25 января 1980 г. В ходе эксплуатации в 1981-1982 г.г. на ПЛ проведены комплексные испытания систем жизнеобеспечения и водолазного комплекса. Выведена из эксплуатации в связи с необходимостью ремонта в 1991 г. Исключена из состава ВМФ в 1992 г.




ПЛ БС-555 пр.1840 LIMA в ходе испытаний (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)




ПЛ БС-555 пр.1840 LIMA, парад в День ВМФ, г.Севастополь, 1989 г. (http://www.submarine.id.ru)


Конструкция ПЛ - двухкорпусная из стали АК-33 с пределом текучести 8000 кг/кв.см. Внутри прочного корпуса установлены две барокамеры, сообщающиеся между собой и имеющие шлюзовую камеру для выхода из ПЛ (вниз, под киль, с "балконом" для выхода водолазов на грунт). Носовая и кормовая переборки рассчитаны на давление 30 кг/кв.см, остальные - на 10 кг/кв.см.




ПЛ БС-555 пр.1840 LIMA в ходе испытаний. Вид с носа и с кормы (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)


Двигатели:
1 х дизель 2Д42 Коломенского завода мощностью 1900 л.с. при 500 об/мин (работают с системой дистанционного управления ДАУ-2Д42) без системы РДП.
2 х дизель-генератора ДГР-500 мощностью по 500 л.с.
1 х гребной электродвигатель ПГ101 мощностью 1350 л.с.
4 х дополнительных маневровых откидных колонки ПОК-45 с электродвигателями мощностью по 32,5 л.с. (благодаря подруливающим колонкам ПЛ могла двигаться лагом / боком).


Механика - основной движитель - одновальный с винтом фиксированного шага в кольцевой насадке. Для маневрирования ПЛ установлены две пары дополнительных маневровых выдвижных колонок с винтами ПОК-45 (система управления УК-1, скорость вращения винтов 700 об/мин, в рабочем положении откидываются на угол в 45 град. от диаметральной плоскости ПЛ). Электро- (ЭК-10)и дизель-компрессоры ДК-10-2 (для обеспечения барокамер воздухом высокого давления). Горизонтальные рули - кормовые и носовые (складываемые в корпус ПЛ).


Стояночные устройства:
- надводная якорная стоянка обеспечивается при глубине под килем до 60 м (масса якоря 1000 кг, с поворотными лапами и укороченное веретено)
- подводная якорная стоянка обеспечивается на глубинах до 300 м с помощью носовых и кормовых якорных устройств с лебедкой ЛЯГС-7, якорями массой до 3000 кг и канатами длинной ок.600 м и толщиной 23.5 мм. Есть возможность всплытия из подводной якорной стоянки, а так же возможность травления канатов до 12 м при волнении моря.


Энергетика - аккумуляторы 8СМ (изделие 446), количество - 2 группы по 112 шт.


Средства спасения - на ПЛ установлена водооткачивающая система с производительностью 180 куб.м/час на поверхности, до 100 куб.м/час на глубине 100 м и 45 куб.м/час на глубине 200 м. ПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой.


Экипаж - 41 чел (в т.ч. 9 офицеров)


Длина - 85 м
Ширина корпуса - 7.8 м
Ширина по кормовым рулям - 9.5 м
Осадка - 6.54 м
Диаметр прочного корпуса максимальный - 6 м
Площадь вертикального руля - 7.35 кв.м


Водоизмещение надводное - 1872-1878 тонны
Водоизмещение подводное - 2654 тонны
Запас плавучести - 37%


Скорость надводного хода максимальная - 12 уз
Скорость подводного хода максимальная - 8 уз
Скорость подводного хода максимальная на системе ПОК-45 - 3 уз
Скорость подводного хода лаговая - 0.5 уз
Дальность хода надводная (скорость 12 уз) - 200 миль
Дальность хода подводная (скорость 0,3 уз) - 80 миль
Дальность хода подводная (скорость 8 уз) - 25 миль
Глубина погружения рабочая - 300 м
Глубина погружения предельная - 375 м


Автономность:
- по запасам провизии - 25 суток
- по запасам регенерации (под водой) - 127 часов
- по запасам электроэнергии (под водой) - 36 часов


Время непрерывной работы водолазов на глубине 300 м - 2 часа 40 мин
Время нахождения водолазов в барокамере ПЛ при давлении 30 атм - 18 суток


Вооружение: не устанавливалось


Оборудование:
- ГАС МГ-25 (МГ-35 по др.данным)
- ГАС МГВ-5П "Гамма-П"
- ГАС "Луч-6Г"
- поисковая ГАС МГА-8
- телевизионно-оптический комплекс "Шнур" (7 подводных ТВ-камер, расположенных на корпусе ПЛ, 7 ТВ-камер в барокамере, 1 носимая водолазом ТВ-камера и 2 устройства отображения на центральном посту и на посту управления барокамерами)
- РЛС РЛК-101 "Альбатрос"
- радиопеленгатор АРП-53Р "Рамка"
- ответчик системы госопознавания "Хром-КМ" / QUAD LOOP


Общесудовая система управления движением "Лантан", 2Гранит-2", "Мрамор-2". Навигационный обнаружитель круговой НОК-1. Индукционный лаг ЛИ-5М, эхолот НЭЛ-6, гирокурсоуказатель ГКУ-2. Станция связи с водолазами МГВ-5П.


Радиосвязное оборудование ПР-1УК, радиостанции Р-619-1, Р-754, К-684В, "Выстрел", "Плот-М", "Причал", Р-855УМ, Р-105М.


Модификации:
пр.1840 (1980 г.) - первый образец подводной лодки-лаборатории.


пр.18401 (1983 г., проект) - нереализованный проект модернизированной подводной лодки-лаборатории. Решение о создании модернизированного варианта - декабрь 1981 г., ТТЗ утверждено в июле 1982 г. Договор с КБ на разработку подписан в октябре 1983 г. Новая ПЛ дополнительно должна была обеспечить поиск и подъем затонувшей военной техники. Дополнительное оборудование: ГАС "Крильон" для обнаружения затонувших предметов, перископ ПЗКА-5 (более точный), устройство передачи на аварийную ПЛ сжатого воздуха под давлением 200 МПа, навигационная ГАС СНП-10, станция "Глетчер", автоматизированный комплекс средств связи "Микрон-М". Предполагалось произвести модернизацию лодки пр.1840 до уровня пр.18401 на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение". ПЛ пр.1840 поступила на завод для модернизации в 1989 г. В дальнейшем работы прекращены и в 1992 г. лодка списана с ВМФ.








ПЛ БС-555 пр.1840 LIMA (фотографии с сайта http://www.submarine.id.ru)




ПЛ БС-555 пр.1840 LIMA (фото из архива Доктора, http://forums.airbase.ru)




Проекции ПЛ пр.1840 LIMA (обработка проекций с сайта http://deepstorm.ru, 2009 г.)




Статус - СССР (Россия)
- 1989 г. - ПЛ пр.1840 поступает на "Ленинградское Адмиралтейское объединение" для модернизации по пр.18401. Перед уходом с Черного моря в Ленинград произошел инцедент с затоплением плавдока ПД-17 в Феодосии.


- 1992 г. 22 апреля - лодка исключена из состава ВМФ, за время службы ПЛ участвовала в работах по затоновшему лайнеру "Адмирал Нахимов", по поднятию на поверхность затонувших самолетов.


- 1995 г. - в Кронштадте ПЛ БС-555 потопила буксир. Лодка разделана на металлолом.


Источники:
"Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., "Гангут", 2006 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г.
Federation of American Scientists. Сайт http://www.fas.org, 2009 г.

Немає коментарів: