субота, серпня 27, 2011

 ЕЩЕ НЕМНОГО, И ФЛОТ РОССИИ ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ ФЛОТОМ
На тверской земле раньше самыми крупными водными поверхностями были Селигер да Волга, затем прибрежные части Рыбинского и Московского водохранилищ. Тем не менее, тверских флотоводцев и известных моряков наш край вырастил для России немало: Иван Голенищев-Кутузов, легендарный лейтенант Дмитрий Ильин, вице-адмирал Макар Ратманов, Павел Панафидин, Петр Анжу, Владимир Корнилов, Николай Колокольцев, Григорий Боровиков, Василий Власов, Филипп Октябрьский (Иванов). Они становились "морской душой" во времена, когда государство и общество свой флот причисляли к основным приоритетам.

      ИМПЕРАТОР Александр III сказал фразу, не переставшую быть актуальной и сейчас: "У России есть только два верных союзника - это ее армия и флот". Совсем недавно наш Военно-морской флот (ВМФ) полностью оправдывал это определение - он был океанским. В этом все моряки огромную заслугу приписывают Адмиралу Флота Советского Союза, с января 1956 года Главнокомандующему ВМФ Сергею Горшкову. При его участии и инициативе флот оснащался современными кораблями, новейшим вооружением, соединения на всех морях были в высокой боевой готовности, корабли ходили в дальние океанские походы, наш флаг демонстрировал мощь СССР везде. Так было.
      Молодые парни стремились попасть на флот, морская форма была высоко престижной. Рассказывает бывший офицер медицинской службы, майор запаса Виктор Богданов.
      - Я окончил в 1976 году Военно-медицинскую академию в Петербурге (тогда Ленинграде) и в звании лейтенанта медицинской службы получил назначение на Тихоокеанский флот, на дизельную подводную лодку 641 проекта, по американской классификации - класса "Фокстрот". Служба началась у побережья Камчатки. В обязанность морского врача кроме прочих входила главная функция: подготовка экипажа к автономному плаванию длительностью до 3 месяцев, изредка к "банановым" походам к берегам Африки на 7-9 месяцев с заходом на промежуточные базы Камрань (Вьетнам) и Бомбей (Индия). Ходили и за Берингов пролив, наш флот охранял дальние рубежи от проникновения возможного противника. Но чаще наша подлодка ходила в Восточно-Китайское, Японское и Желтое моря, возле Курил. Сейчас такой интенсивности, как можно сделать вывод из публикаций, нет.
      Как врач, отвечающий за здоровье экипажа, могу сказать, что моряки заболевали редко - отбор на флот осуществлялся тщательно. Корабль и подлодка - коллективное оружие, в одиночку не сделать ничего, все зависит от слаженной работы каждого и всех. На дизельной подлодке экипаж 85 человек плюс постоянно 2-3, а то и больше, прикомандированных, которые плавали с целью или изучения чего-либо, или испытания какой-нибудь системы или устройства. То же, мы знаем, было и на АПЛ "Курск". Служба на подлодке тяжелая, тяжелее, чем на надводных кораблях, поэтому здоровье экипажа к концу походов снижалось, и я не сидел без дела. Единственное, что мне ни разу не пришлось делать, так это выполнять хирургические операции, как-то все время обходилось.
      Отвечу и на вопрос о сексе. Можно, конечно, повторить дурацкий ответ, что в СССР секса не было, но то, что во время дальних походов морякам приходится испытывать известные физиологические неудобства, - факт. Плавучих баз с борделями, как у американцев, в СССР и сейчас в России не было и нет, и проблема эта до сих пор не решена. Предвижу кривые усмешки, но смешного тут мало, речь идет о здоровье молодых парней, о боеспособности экипажей. На флоте с этим делом каждый выкручивается индивидуально.
      Забота о "человеческом факторе" на флоте проявлялась постоянно. Вспоминаю лозунг, который даже висел в кают-компаниях и который приписывают адмиралу Горшкову: "Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварийность создают люди своей безграмотностью и халатностью". Глядя на нынешние катастрофы на ВМФ и в ВВС, я часто вспоминаю эти слова.
      На флоте так: корабль на приколе, нет походов - экипаж без реального дела медленно, но верно разлагается, падает дисциплина, снижается чувство товарищества, уважение к офицерам. Нам грозит серьезная опасность - развал флота как огромного человеческого коллектива. Нужны реальные дела, походы, учения, а их нет. Множество кораблей привязано к пирсам, наш ВМФ сегодня - это блеск былого и нищета настоящего. Что это за флот, в котором для плавания одного корабля ему сливают топливо десять! Питание матросов стало хуже, увеличился уровень воровства корабельного имущества, служить стало гораздо тяжелей, не изжита "годовщина" - по сухопутному "дедовщина". Нынешний флот - это много железа, много людей и много бардака. Что такое бардак на флоте? Это наказание невиновных и награждение непричастных. Что и наблюдаем.
      Можно ли возродить былую славу флота? Можно, если кончить заниматься самоедством и нормально вливать во флот деньги. России без флота не быть.
      
      В подтверждение слов майора запаса медицинской службы Виктора Богданова приведем опубликованные данные. Флоту выделяется 8-10% расходов, выделяемых в федеральном бюджете суммарно по разделам "Национальная оборона" и "Расходы на проведение военной реформы", что в 2-3 раза меньше потребности. Если так будет продолжаться, то через 10-15 лет наш ВМФ полностью исчезнет "естественным" образом.
      Корабль - не танк и не самолет, его за месяц-два, даже за год не построить. И уж тем более эскадру. Упустишь год - пиши пропало, исчезнет верный России союзник.

Борис Ершов
СЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА МОРЯКА
Отважному моряку-подводнику, капитану третьего ранга Василию Антоновичу Тихонову посвящаю       В НОЯБРЕ 1944 года уроженец Тверской области Василий Тихонов был призван в армию. Служил в Москве, учился и готовился в военное училище. В 1952 году закончил Рязанское общевойсковое командное военное училище. Молодой лейтенант направляется в часть морской пехоты и проходит военную службу на острове Кильдин, расположенном в Баренцевом море, вблизи побережья.
      - Большой остров? - спрашиваю я Василия Антоновича.
      - Два километра длиной и один в поперечнике, весь скалистый. Высота скалы пятьдесят метров над водой. Местные жители и мои солдаты его называли "черной скалой", - отвечает он.
      После этой "черной скалы" учился и закончил военно-политическое училище в Ярославле. И чтобы стать замполитом на подводной лодке ВМФ, был направлен на учебу в Ленинградское военно-морское училище имени Жданова, которое окончил в 1963 году. После - Полярный, где начал замполитом подводной лодки "Челябинский комсомолец".
      Мы встретились с ним в канун Дня Военно-морского флота. Вспоминая минувшее, Василий Антонович задумался, достал альбом со многими фотографиями и положил передо мной:
      - Вот посмотрите моих орлов, братьев по экипажу подлодки. Прошло тридцать лет, как с ними плавал, а их имена помню, не забыл. Хорошие были ребята! До слез жалко их и себя за то, что так быстро проскочили годы и мы состарились. Мне уже исполнилось семьдесят четыре года. Глаза болят, надо делать операцию. Говорят, катаракта. Да, как им не болеть-то, я ведь кроме трех военных училищ заочно окончил Ленинградский госуниверситет, исторический факультет. Мучил себя шесть лет, но не бросил. 
      - А почему все моряки подлодки голенькие, в одних трусиках? - спросил я Василия.
      - Эти фотографии сделаны тогда, когда лодка была в подводном положении на глубине двести пятьдесят метров. Внутри лодки температура доходила до пятидесяти градусов тепла, и весь экипаж, в том числе и офицеры, были в одних трусах. С нас ручьем лил пот! Мы тогда шли из порта Полярного в Средиземное море. Это был самый трудный дальний поход в моей морской военной службе, - закончил Василий Антонович. Но воспоминания продолжались.
      ...Ритмично стучат поршни мощного дизеля лодки, два таких же - в резерве. Лодка "Челябинский комсомолец", штатного состава 125 человек, под командованием капитана 2-го ранга Виктора Яковлевича Тимошенкова и его заместителя по политчасти капитана 3-го ранга Василия Антоновича Тихонова, обогнув скандинавские страны, пройдя через пролив Ла-Манш, вышла в Бискайский залив, к северным берегам Испании. Позади 25 дней похода в надводном положении. Впереди Атлантический океан, мировой океан, и идти придется в подводном положении. Мировой океан - нейтральные воды, и в нем хозяин тот, кто сильнее другого. Шла "холодная война". Под водой надо было проявлять повышенную бдительность, не дать себя обнаружить сильному "охотнику", знать и уметь применять маневры и уходить от преследователя.
      Позади остался Гибралтар, и наша лодка вошла в воды Средиземного моря. Через несколько суток подводники уже стояли в египетском порту Александрия и заправляли свой корабль дизельным топливом.
      - Товарищ командир! Получена шифровка из Москвы. Вот её содержание, - доложил шифровщик и протянул руку с листом бумаги. В телеграмме значилось несколько скупых слов: "Вам надлежит выйти в квадрат четыре. Задача - боевое патрулирование и слежение за действиями кораблей НАТО. Связь по схеме номер один. Очередной сеанс - в 12.00 часов".
      Лодка выходила в заданный квадрат, в район побережья Туниса. Через два часа хода начальник РТС, старший лейтенант Юрий Бакан, доложил:
      - Справа и слева, в двухстах метрах, нас сопровождают эсминцы НАТО. За кормой идет третий эсминец, в трехстах метрах. Короче, мы взяты в "клещи". Продолжаем слежение за противником.
      - Погружаемся еще на семьдесят и на тихих, малых, оборотах винта делаем поворот направо, на север, в сторону Сицилии. До неё около двадцати километров. Сейчас время двадцать ноль-ноль, через час будет темно. У берегов Сицилии всплывем и продуем лодку, дадим кислород экипажу, у меня все, - предложил комиссар.
      - Решение смелое, но риск есть. Сможем ли мы под брюхом правого эсминца пройти? Вот в чем гвоздь нашей проблемы, - тихо и спокойно говорил командир лодки Тимошенков, глядя на карту и видя "коридор" в двенадцать километров, между тунисским портом Бизерта и южным берегом Сицилии.
      - Штурман! Ваше мнение?
      - Я согласен с комиссаром. Надо попробовать. Без риска победы не бывает, - ответил штурман.
Старый моряк замолчал. Он смотрел на фотографию, на которой рядом с ним сидели его командир (капитан 2-го ранга Виктор Тимошенков) и молодые моряки-подводники, лейтенанты, которые сейчас уже командиры атомных подводных крейсеров. Я заметил, как Василию Антоновичу было трудно сдержать навернувшуюся скупую слезу.
      Я понимал его: позади прошла такая трудная и опасная для жизни его морская служба подводника, был дружный, братский коллектив, который воспитал он, комиссар прославленной подводной лодки "Челябинский комсомолец", а сейчас он седой и больной старик. Обидно на старость - почему она такая безжалостная к человеку, хорошему, доброму и отзывчивому, готовому помочь любому.
      - Василий Антонович! Вам тогда удалось оторваться от судов НАТО? - спросил я. И снова он, словно разбуженный по тревоге, взбодрился, положил фото на стол и ответил:
      - Да, нам удалось тогда перехитрить врага, мы вырвались из их "тисков" и выполнили приказ командования флота, морально и материально помогли нашему дружественному тогда Египту в египетско-израильском конфликте 1966 года.
      В августе 1966 года наш корабль вернулся в Полярный.
      - Счастливая у вас судьба, Василий Антонович! Ваши дочки, Галя и Ира, окончили институты, получили любимые профессии, работают. У них растут ваши внуки, один из них уже мечтает о море. О вас, как о хорошем учителе, военруке СШ №34, на Соминке, знают многие родители, детей которых вы учили добру и любви к Родине. В школе вы создали богатый музей боевой славы Военно-морского флота.
      Завидная судьба у вас! - говорю я ему и желаю доброго здоровья.

Немає коментарів: