На Северном
флоте
На стажировку
на Северный флот мы ехали довольно большой группой. С прибытием в Мурманск нас
разделили по разным соединениям и кораблям. Наша группа подводников, пожалуй,
самая большая, долго ждала на причале прибытия представителя из города
Полярный. Наконец, пришёл пыхтящий паром, старенький буксир-угольщик, и на нём
мы, стоя на кормовой палубе за большой трубой, добрались до базы подводных
лодок в Полярный, который расположен почти у самого выхода из Кольского залива.
Буксир-тихоход нас всех обильно посыпал из своей большой трубы угольной пылью
и, пока он доставил нас до причала, мы все изрядно продрогли на свежем ветру.
Вошли мы в
красивую Екатерининскую гавань через южный, довольно узкий, проход. Слева по
ходу возвышался крутой скалистый берег, на вершине сопки которого был виден
всем знакомый профиль И.В. Сталина. А справа был довольно красивый зелёный
остров, названный почему-то «Островом любви». Меня очень привлекло и поразило
обилие разных оттенков красок на сопках и на острове в эту ещё раннюю осень. А
было это, кажется, в конце августа месяца. Склоны сопок были покрыты, как
мозаичные картины, отдельными участками разноцветных растений. От нежно серых
тонов лишайника до сочно зелёных и пурпурно-красных участков каких-то
ягодников. Всё это на фоне свинцового цвета холодного заполярного неба, навевало
тихую грусть об уходящем лете.
На причале уже
ждали представители экипажей подводных лодок, и нас сразу разобрали по кораблям.
Мы с мичманом-минёром Пикалёвым А.И. попали на одну из двух новых подводных
лодок 613 проекта, которые только-только начали поступать на Северный флот.
А в Полярном в
это время базировались в основном подводные лодки военных и послевоенных лет
постройки. Это подводные лодки типа «Щ» («Щуки»), несколько подводных лодок типа «С» («Сталинцы»),
большие подводные лодки типа «Л» («Ленинцы») и крейсерские типа «К» («Катюши»),
которые после капитального ремонта были уже переоборудованы и оснащены новыми
тогда ГАС и РЛС.
Но я был очень
доволен, что попал на практически самую современную в нашем флоте подводную
лодку 613 проекта, на которой, думал, придётся служить в дальнейшем.
Встретил нас с
Пикалёвым выпускник пятьдесят второго года выпуска нашего училища – штурман
лейтенант Володя Хвощ. Впоследствии он стал командиром подводной лодки и
слушателем Военно-морской академии. О дальнейшей судьбе его, к сожалению, ничего
не знаю. Но в моём становлении штурманом подводной лодки, я считаю, он сыграл
заметную роль. Связанный с ним один забавный случай я хочу сейчас изложить.
В те годы Северный
флот был на большом подъёме, и туда часто приезжали разные корреспонденты из
различных газет. За месяц до нашего прибытия на стажировку приехал в Полярный
один корреспондент из газеты «Красная звезда» и хотел побеседовать с экипажем
именно этой подводной лодки, где был штурманом наш выпускник Володя Хвощ.
Володя был с
хорошо накачанными мышцами спортсмен-гимнаст, который на подводной лодке умел
быстрее всех выскакивать из центрального поста на мостик подводной лодки и
буквально нырять вниз головой с мостика в ЦП. Он это делал умело,
перехватываясь за поручни в боевой рубке и переворачиваясь. Далее нормально
вниз ногами быстро спускался в ЦП. Так вот, когда прибыл на корабль
корреспондент, наш Володя был на мостике. Корреспондент спросил у Володи:
– Могу ли я
повидаться с замполитом командира подводной лодки?
Тот ответил:
– Да, пожалуйста!
Замполит у себя в каюте.
И по своей
привычке быстро нырнул вниз головой в люк и спустился вниз. Бедолага-корреспондент,
считая, что так и надо спускаться внутрь подводной лодки, тоже полез в люк вниз
головой и, конечно, грохнулся в ЦП, вывихнув при этом большой палец правой руки,
сломал себе ключицу и получил серьёзный ушиб и сотрясение головы. Пришлось его на
скорой помощи госпитализировать. На этом его творческая командировка на
Северный флот была закончена.
Этот анекдотичный
случай ходил потом на Северном флоте в пересказах много лет. В разных вариантах
я слышал эту историю неоднократно.
Стажировка на
подводной лодке для меня прошла хорошо и полезно. Володя Хвощ научил меня
многому ценному для штурмана подводной лодки. Как целесообразно расположить
штурманские инструменты и карты в тесном закутке отсека с крохотным штурманским
столом, как оформлять документы на получение и сдачу штурманского имущества в
гидрографическом отделе, как быстро и точно пеленговать мысы и маяки в море в
различных условиях погоды, и многому другому.
Он же со своим
другом, лейтенантом со странной фамилией Балабух, в день прибытия разыграл с
нами не очень приятную шутку. С прибытием в казарму нас разместили в помещении,
где жили офицеры подводной лодки. Это был участок казармы, отгороженный
двухъярусными койками от кубрика матросов. Перед ужином Володя Хвощ пригласил
нас с Пикалёвым в этот угол. Там на письменном столе были разложены вскрытые
банки консервов с треской в масле и печенью трески, порядочный кусок сливочного
масла и горка печенья. Всё это выдавалось тогда офицерам как дополнительный паёк.
Стояли там также два больших графина с прозрачной жидкостью. По команде Володи,
лейтенант Балабух налил два гранёных стакана до половины и протянул нам с
Пикалёвым, а Володя Хвощ при этом торжественно изрек:
– Ну,
братишки-мичманы, с прибытием вас на Северный флот и с причастием по законам
Заполярья!
Балабух
подбодрил нас и добавил:
– Не
волнуйтесь, «шило» разведено по нашей широте. Только пить залпом, одновременно
оба.
Мы так и
сделали. На первом же глотке поперхнулись от ожога в горле таким раствором. В
этот же момент Балабух услужливо плеснул нам ещё из другого графина. Считая,
что это вода, мы невольно сделали ещё по глотку. Но это был уже чистый спирт.
Тут у меня перехватило дыхание, хлынула обратно эта жидкость изо рта и носа. Из
глаз брызнули слёзы. А лейтенанты, глядя на наш вид, покатывались от смеха. Вот
так нас «причастили» при приёме на Северный флот.
Немає коментарів:
Дописати коментар