суботу, вересня 03, 2011

Из воспоминаний капитана 1 ранга Теминдарова Назыфа Адельшевича


На Северном флоте

На стажировку на Северный флот мы ехали довольно большой группой. С прибытием в Мурманск нас разделили по разным соединениям и кораблям. Наша группа подводников, пожалуй, самая большая, долго ждала на причале прибытия представителя из города Полярный. Наконец, пришёл пыхтящий паром, старенький буксир-угольщик, и на нём мы, стоя на кормовой палубе за большой трубой, добрались до базы подводных лодок в Полярный, который расположен почти у самого выхода из Кольского залива. Буксир-тихоход нас всех обильно посыпал из своей большой трубы угольной пылью и, пока он доставил нас до причала, мы все изрядно продрогли на свежем ветру.

Вошли мы в красивую Екатерининскую гавань через южный, довольно узкий, проход. Слева по ходу возвышался крутой скалистый берег, на вершине сопки которого был виден всем знакомый профиль И.В. Сталина. А справа был довольно красивый зелёный остров, названный почему-то «Островом любви». Меня очень привлекло и поразило обилие разных оттенков красок на сопках и на острове в эту ещё раннюю осень. А было это, кажется, в конце августа месяца. Склоны сопок были покрыты, как мозаичные картины, отдельными участками разноцветных растений. От нежно серых тонов лишайника до сочно зелёных и пурпурно-красных участков каких-то ягодников. Всё это на фоне свинцового цвета холодного заполярного неба, навевало тихую грусть об уходящем лете.
На причале уже ждали представители экипажей подводных лодок, и нас сразу разобрали по кораблям. Мы с мичманом-минёром Пикалёвым А.И. попали на одну из двух новых подводных лодок 613 проекта, которые только-только начали поступать на Северный флот.
А в Полярном в это время базировались в основном подводные лодки военных и послевоенных лет постройки. Это подводные лодки типа «Щ» («Щуки»), несколько подводных лодок типа «С» («Сталинцы»), большие подводные лодки типа «Л» («Ленинцы») и крейсерские типа «К» («Катюши»), которые после капитального ремонта были уже переоборудованы и оснащены новыми тогда ГАС и РЛС.
Но я был очень доволен, что попал на практически самую современную в нашем флоте подводную лодку 613 проекта, на которой, думал, придётся служить в дальнейшем.
Встретил нас с Пикалёвым выпускник пятьдесят второго года выпуска нашего училища – штурман лейтенант Володя Хвощ. Впоследствии он стал командиром подводной лодки и слушателем Военно-морской академии. О дальнейшей судьбе его, к сожалению, ничего не знаю. Но в моём становлении штурманом подводной лодки, я считаю, он сыграл заметную роль. Связанный с ним один забавный случай я хочу сейчас изложить.
В те годы Северный флот был на большом подъёме, и туда часто приезжали разные корреспонденты из различных газет. За месяц до нашего прибытия на стажировку приехал в Полярный один корреспондент из газеты «Красная звезда» и хотел побеседовать с экипажем именно этой подводной лодки, где был штурманом наш выпускник Володя Хвощ.
Володя был с хорошо накачанными мышцами спортсмен-гимнаст, который на подводной лодке умел быстрее всех выскакивать из центрального поста на мостик подводной лодки и буквально нырять вниз головой с мостика в ЦП. Он это делал умело, перехватываясь за поручни в боевой рубке и переворачиваясь. Далее нормально вниз ногами быстро спускался в ЦП. Так вот, когда прибыл на корабль корреспондент, наш Володя был на мостике. Корреспондент спросил у Володи:
– Могу ли я повидаться с замполитом командира подводной лодки?
Тот ответил:
– Да, пожалуйста! Замполит у себя в каюте.
И по своей привычке быстро нырнул вниз головой в люк и спустился вниз. Бедолага-корреспондент, считая, что так и надо спускаться внутрь подводной лодки, тоже полез в люк вниз головой и, конечно, грохнулся в ЦП, вывихнув при этом большой палец правой руки, сломал себе ключицу и получил серьёзный ушиб и сотрясение головы. Пришлось его на скорой помощи госпитализировать. На этом его творческая командировка на Северный флот была закончена.
Этот анекдотичный случай ходил потом на Северном флоте в пересказах много лет. В разных вариантах я слышал эту историю неоднократно.
Стажировка на подводной лодке для меня прошла хорошо и полезно. Володя Хвощ научил меня многому ценному для штурмана подводной лодки. Как целесообразно расположить штурманские инструменты и карты в тесном закутке отсека с крохотным штурманским столом, как оформлять документы на получение и сдачу штурманского имущества в гидрографическом отделе, как быстро и точно пеленговать мысы и маяки в море в различных условиях погоды, и многому другому.
Он же со своим другом, лейтенантом со странной фамилией Балабух, в день прибытия разыграл с нами не очень приятную шутку. С прибытием в казарму нас разместили в помещении, где жили офицеры подводной лодки. Это был участок казармы, отгороженный двухъярусными койками от кубрика матросов. Перед ужином Володя Хвощ пригласил нас с Пикалёвым в этот угол. Там на письменном столе были разложены вскрытые банки консервов с треской в масле и печенью трески, порядочный кусок сливочного масла и горка печенья. Всё это выдавалось тогда офицерам как дополнительный паёк. Стояли там также два больших графина с прозрачной жидкостью. По команде Володи, лейтенант Балабух налил два гранёных стакана до половины и протянул нам с Пикалёвым, а Володя Хвощ при этом торжественно изрек:
– Ну, братишки-мичманы, с прибытием вас на Северный флот и с причастием по законам Заполярья!
Балабух подбодрил нас и добавил:
– Не волнуйтесь, «шило» разведено по нашей широте. Только пить залпом, одновременно оба.
Мы так и сделали. На первом же глотке поперхнулись от ожога в горле таким раствором. В этот же момент Балабух услужливо плеснул нам ещё из другого графина. Считая, что это вода, мы невольно сделали ещё по глотку. Но это был уже чистый спирт. Тут у меня перехватило дыхание, хлынула обратно эта жидкость изо рта и носа. Из глаз брызнули слёзы. А лейтенанты, глядя на наш вид, покатывались от смеха. Вот так нас «причастили» при приёме на Северный флот.

Немає коментарів: