неділя, вересня 04, 2011

Из воспоминаний капитана 1 ранга Теминдарова Назыфа Адельшевича(продолжение)


Новейшая ПЛ  С-288

Был окончательно сформирован экипаж нашей новой подводной лодки С-288. Командиром был назначен старший лейтенант Карменок Геннадий Романович. Это был высокий, стройный и щеголеватый, чуть начавший полнеть офицер. Такой видный и симпатичный, на какого, обычно, заглядываются девушки и замужние женщины бальзаковской поры.
Он прибыл с кораблём из Риги. Несколько малых подводных лодок были перевезены на специальных платформах по железной дороге из Риги во Владивосток. Старшим помощником и заместителем командира были тоже старшие лейтенанты, а командиры боевых частей, все были молодые лейтенанты. Фамилии и имена всех уже не помню.

В начале апреля, мы поехали в город Баку, в бригаду учебных кораблей для подготовки к приёмке своего нового корабля, который строился на Волге, в городе Сормово. Вот в таких поездках прошли, можно сказать, наши свадебные путешествия. Почти все офицеры нашего корабля в то время были молодожёнами. По дороге в Баку мы сблизились с командиром БЧ-5 Виктором Никитиным и его женой Галей.
Виктор Никитин – выпускник Ленинградского ВВМИУ имени Дзержинского. В дальнейшем служил на одной из первых атомных подводных лодок ТОФ, был награждён какими-то орденами и, кажется, ещё совсем молодым умер.
В Баку наша подготовка была организована хорошо. Мы даже несколько раз выходили в море на однотипной подводной лодке 613 проекта для практического выполнения своих обязанностей каждым членом экипажа. Расчётное время проходит быстро, окончилось и наше учебное время в тёплом и гостеприимном городе Баку, и мы поехали на Волгу, в городок Сормово принимать свою субмарину. Она уже стояла у стенки, в стадии достройки и оснащения всяческими приборами.
Нам довелось повидать интересный момент спуска на воду очередного корпуса подводной лодки. Готовые секции корпуса, собирались на стапеле, с которого спускались наклонные полозья к глубокому затону. После полной готовности корпус корабля, при закрытых люках, проверялся на герметичность и, в назначенный для спуска день и момент, рубились канаты поддерживающие кильблоки. И лодка медленно, бортом, начинала сползать в затон.
Скорость сползания нарастала, и корпус подводной лодки с шумом, разгоняя волну, срывался с рельсов в затон. Подводная лодка уходила полностью под воду с креном на один борт. Через какое-то мгновение, появлялась из воды почти всем корпусом, и снова уходила под воду, уже с креном на другой борт, снова выходила на поверхность и плавно покачиваясь, становилась на ровный киль. Тогда подходили к ней два шустрых буксирчика и отводили «новорождённую» к стенке на достройку. С-288 после загрузки и установки основного оборудования поставили в специальный транспортировочный док. И пошли мы по внутренним водным путям для выхода на Балтику в достроечную базу судостроительного завода в бухте Копли около города Таллинна .В достроечную базу завода на Балтике, возле Таллинна, в бухте Копли, мы пришли уже осенью 1955 года. Там же проводили швартовные и ходовые испытания корабля. В конце декабря месяца был подписан акт приёмки корабля от промышленности в состав Военно-Морского Флота. Корабль был принят, несмотря на целый ряд серьёзных недоделок по всем боевым частям. Принят потому, что было настойчивое указание Главкома ВМФ Горшкова:
– Непременно принять корабль по графику в 1955 году.
Этот случай, явился для меня ещё одним примером большого очковтирательства тогдашнего нашего руководства.
Должен сказать, что Главком Горшков Г.С. не пользовался авторитетом среди корабельных офицеров. Насколько мы уважали, и даже любили, прежнего Главнокомандующего Кузнецова Н.Г., настолько же, пожалуй, не уважали Горшкова.
Мне за свою долгую службу довелось дважды лично встречаться с ним на Тихоокеанском флоте на больших совещаниях офицеров. И оба раза он произвёл на меня неприятное впечатление своим видом и манерами говорить с офицерами, манерами барина – вельможи, вершителя судеб наших. Постоянно окруженный подхалимами своего штаба, Горшков всегда разговаривал каким-то капризно-ворчливым тоном.
На мой взгляд, особенно навредило флоту его угодливое согласие с Н.С. Хрущёвым о сокращении нашего надводного флота, когда пускались под газорезку на металлолом почти достроенные, новые, или после капитального ремонта, вполне современные боевые корабли. Хотя и в настоящее время творится почти то же самое, как это нам ни печально. Уж видно такова горькая судьба нашего флота.
Но я опять отвлёкся от основного направления темы. Теперь буду излагать по анкетному кратко.




Немає коментарів: