суботу, вересня 03, 2011

ВИЦЕ-АДМИРАЛ ЧЕРНОВ Е.Д. О СВОЕЙ СЛУЖБЕ ПОД КОМАНДЫВАНИЕМ ЛЕОНОВА П.Ф.-БУДУЩЕГО КОМАНДИРА АПЛ К-27.


Снова  служу  старпомом

Был назначен старшим помощником командира подводной лодки       С-231 проекта 613, состоящей в первой линии. Командовал лодкой Павел Фёдорович Леонов. Хороший был командир. Служить с ним было легко. Позднее он стал известен флоту как командир АПЛ К-27 из-за аварии на этом корабле с трагическими последствиями.
Дела принимал у однокашника Кости Макарова, который уходил на командирские классы.

Служба на ПЛ С-231 была напряжённая. Постоянно находились в море. Иногда ночью приходили в базу пополнить запасы, а рано утром уходили. Отдыхать было некогда.
В Гремихе жилья не было, но было название – жилой городок Островной. В нём на улице Новой только что построили дом № 1, а других домов не было. Вот и всё! И всё-таки мне дали квартиру в этом доме на третьем этаже. Вскоре приехала моя Кира с четырёхлетней Таней и годовалым Димой. Каменная тундра окружала наш дом, обдуваемый ветрами со всех сторон. Вокруг ни травинки, ни кустика. Даже обычного для Севера мха не было – всё сдували постоянные ветра. До магазина – несколько километров, но в нём, как правило, ничего нет.
Лодки базировались в губе Островной, которая вытянута и открыта в направлении норд-вест. Именно с этого направления идут шторма. Бухта продувалась вдоль насквозь, так как не имела естественной защиты от ветров. Почти постоянно на посту висели два красных огня штормового предупреждения. Поэтому лодки всё время стояли на якорях из-за шторма или в ожидании шторма. Стоять у причалов было опасно. Если лодка не отошла вовремя, её начинало бить о причал. Некоторые лодки были похожи на тощих лошадей: шпангоуты выпирали, как рёбра, а лёгкий корпус вдавлен и поцарапан. Позднее построили дамбу, которая защищала вход в бухту от большой волны.
Однажды в воскресенье я взял годовалого Димку с собой на службу. Четыре километра от дома до пирса я нёс его на себе. И неожиданно, совсем внезапно налетел сильнейший шторм. Приказа лодкам отходить и встать на якоря, к счастью, не последовало, так как было уже поздно это делать, но все были в готовности. Целые сутки сын провёл в моей каюте на плавбазе «Двина», пока бушевал шторм. Он ползал по койке и звал: – «Мама, мама!». А Кира дома буквально сходила с ума в полном неведении. Что-либо сообщить ей – невозможно, так как никакой связи нет, телефонов там не было. Слава богу, всё кончилось благополучно, но Кира больше не отпускала детей со мной на службу.
Лодки в Гремихе составляли 209-ю бригаду подводных лодок 613 проекта. Командиром бригады был капитан 1 ранга Маслов Фёдор Иванович. На бригаду он пришёл после академии, а ранее был командиром подводной лодки 611 проекта. Это был грамотный и строгий комбриг. Нас он учил и контролировал, постоянно анализируя наши действия. Поблажек не давал. Позднее он стал контр-адмиралом.
Почти на всех лодках служили наши однокашники: Володя Семёнов, Толя Кюбар, Миша Пихтилёв, Юра Квятковский, Коля Попов, Костя Макаров, Толя Сенюшкин. Все служили успешно и были уже «на выданьи», то есть готовились стать командирами подводных лодок.
Первыми были назначены Юра Квятковский и Коля Попов, а затем Миша Пихтилёв и Вова Семёнов. А я и Костя Макаров ушли старпомами на атомные лодки.
Как ни странно, служа в одной бригаде, встречались мы редко, поскольку все были заняты напряжённейшей боевой подготовкой. У каждой ПЛ был свой план БП. Были очень заняты его выполнением, постоянно находились в море, часто сменяя друг друга в полигонах. Мне вспоминаются всего один-два случайных лёгких «междусобойчика» на перепутьи в сокращённом составе...
На ПЛ С-231 я прослужил старпомом десять месяцев.

Немає коментарів: