Совгавань, лето 1959 года.
Офицеры подводной лодки С-77 во главе с командиром
Командиром ПЛ С-77 был капитан 3 ранга Михаил Григорьевич Проскунов. Это был строгий, добрый, смелый, знающий своё дело товарищ. Он во многом напоминал мне Ивана Сергеевича Щёголева. Служили мы с Проскуновым продолжительное время сначала на Черноморском флоте, затем, перегнав лодку по внутренним водным системам, на Северном флоте, и потом Северным морским путём перешли на Тихоокеанский флот в Совгавань.
Михаил Григорьевич Проскунов был в последующем вице-адмиралом и занимал высокие посты. Одно время он командовал нашей Средиземноморской эскадрой. Как затем сам рассказывал, однажды не был на берегу двести восемьдесят шесть суток!
Средиземное море, борт крейсера «Дзержинский».
Командующий 5-й эскадрой контр-адмирал Проскунов М.Г. докладывает Министру Обороны Маршалу Гречко А.А.
Последнее его место службы – Главная военная инспекция, где он занимал должность помощника адмирала-инспектора. После переезда М.Г. Проскунова в Москву и нашей встречи с ним, между нами завязалась крепкая мужская дружба. Я бывал у него в инспекции, а чаще у него дома.
Однажды мы с Михаилом Григорьевичем встречали на Ленинградском вокзале его друга-адмирала. Он меня представил так:
– Это мой первый штурман, ой, извини, это мой лучший друг!
Москва в День Победы 9 мая.
Адмиралы-инспекторы Б.Е. Ямковой и М.Г. Проскунов
празднуют вместе с ветеранами флота
Старшим помощником у нас был Владимир Владимирович Перегудов, отличный офицер, интеллигент, знающий себе цену. Мне он очень нравился, и я старался во многом подражать ему.
Старший помощник командира подводной лодки С-77 капитан-лейтенант Перегудов В.В.
Только в конце 1988 года из публикации в газете «Красная звезда» я узнал, что отец В.В. Перегудова инженер-капитан 1 ранга является главным конструктором первого советского подводного атомохода. Когда об этом сказал Проскунову, то он был очень удивлён моей неосведомлённостью. А ведь я бывал с Владимиром Владимировичем в доме его отца на Красной улице в Ленинграде.
Памятен такой случай. Мы тогда базировались в Севастополе. По поводу какого-то праздника был торжественный подъём флага и флагов расцвечивания. Командовал подъёмом старпом. После разрешения командира В.В. Перегудов подал следующую команду:
– Флаг, Гюйс и прочее шило поднять!
То «шило» надолго закрепилось за Владимиром Владимировичем.
После завершения перехода нашей лодки из Полярного в Совгавань Перегудов от нас ушёл. Он был назначен командиром ПЛ С-79. А 8 мая 1956 года его постигла большая неудача. Его лодка села на мель у острова Скрыплёва при входе в пролив Босфор Восточный. Как пишет Брыскин, бывший в то время старпомом на С-79, штурман «Гаврильченко неграмотно вёл прокладку и принял остров за стоящее на якоре судно (в этом месте их сроду не бывало)».
После Дальнего Востока я встречался с Перегудовым пару раз. Однажды летом мы встретились в Мурманске у Пяти углов. Одет он был по гражданке, в чёрной «бобочке», как тогда говорили. Мы приятно с ним побеседовали и плотно закусили в ресторане гостиницы «Арктика». «ВВ», как мы его величали на своей лодке, проинформировал меня, что служит в научно-исследовательском институте, а в Мурманске находится в командировке. Второй раз встретились в Ленинграде, зачем-то побывали в доме его отца на Красной улице. Фасад дома выходил на набережную Невы. Затем пообедали в «Астории» и рассказали друг другу о жизни. Более я с ним не встречался. Позднее узнал, что В.В. Перегудов стал контр-адмиралом.
Замполитом на нашей лодке был капитан-лейтенант Здоровцев Георгий Васильевич. Человек, отлично знавший своё дело, участник Великой Отечественной войны, имевший огромное количество правительственных наград, любимец экипажа.
В годы войны Здоровцев служил старшиной мотористов у дважды Героя Советского Союза катерника А.О. Шабалина. Портрет Г.В. Здоровцева выставлен в музее Северного флота. Последний раз виделся со Здоровцевым в Ленинграде. Посетил его на квартире в октябре 1983 года. Георгий Васильевич был тяжело болен.
Якорная стоянка у острова Диксон, лето 1955 года.
В.И. Утенков и Г.В. Здоровцев на борту ПЛ С-77
Командиром БЧ-5 был М. Босенко, довольно пожилой человек из авиационных техников, участник ВОВ, любитель не зло подшутить над друзьями. Устройство лодки знал хорошо, но во флагманские специалисты переходить не спешил.
Командиром БЧ-2-3 был Иосиф Ихилович Ройтман, интеллигент до мозга костей, истинный товарищ. Он получил среднее образование в Румынии при капитализме, а высшее при социализме в Севастополе. Во время службы на Севере произошёл следующий случай. Мы отрабатывали торпедные стрельбы в полигоне боевой подготовки. Последовала команда командира:
– Носовые торпедные аппараты к выстрелу изготовить!
Из первого отсека от Ройтмана последовало «репете»:
– Готовы приготовиться изготовить носовые торпедные аппараты.
Все, кто слышал эту команду и «репете», «грохнули» от смеха, лодка едва выдержала.
Вахту на мостике Ройтман всегда нёс в отлично сшитой фуражке, независимо от погоды. И вот когда мы проходили Беринговым проливом, одна из чаек умудрилась нагадить на стильную фуражку Ройтмана. Босенко тут же заметил, что это американская чайка, и она знает, кому надо нагадить на голову.
Иосиф Ихилович обычно предпочитал гостиницу казарме. При возможности снимал номер-люкс.
Якорная стоянка у островуа Диксон, август 1955 года.
И.И. Ройтман и В.И. Утенков на ПЛ С-77
Медицину у нас представлял Александр Галицкий. Саша был отличным парнем, всегда хорошо и вовремя снабжал нас продовольствием и денежным довольствием. А в походе любил вздремнуть. Когда было необходимо снять пробу перед обедом и ужином или когда командир требовал его на мостик, то матросы, сбившись с ног, ища его по всей лодке, обнаруживали его на койке в первом отсеке в обнимку с торпедой.
Как-то в походе я здорово простудился и поведал об этом Саше. Он, дружески похлопав меня по спине, изрёк:
– Потерпи, дорогой, скоро придём в базу (до прихода оставалось трое суток), и я отведу тебя в госпиталь.
Я его очень уважал.
Был у нас на лодке Кирилл Маргарянц, но про него я писать не собираюсь, ибо все не хуже меня знают, какой это отличный парень! Да и на лодке он у нас не задержался, быстро ушёл на повышение.
Река Нева, теплоход «Надежда Крупская», 22 октября 1978 года.
С Кириллом Ивановичем я встретился на нашем 25-летнем Юбилее
На переходе Северным морским путём флагманом у нас был контр-адмирал Рассоха. Каждый корабль через определённый промежуток времени докладывал флагману координаты своего места.
Северный морской путь, море Лаптевых, август 1955 года.
Подводные лодки пробиваются за ледоколом через ледяные поля
И вот в море Лаптевых, проходя на траверзе дельты реки Лены, одна из лодок 611 проекта выдала свои координаты за десятиметровой изобатой (ближе к берегу). Адмирал Рассоха выразил своё полное неудовольствие по УКВ соответствующими фразами и добавил, что по месту с такими координатами можно проехать только на телеге, а не ходить на подводной лодке.
Немає коментарів:
Дописати коментар