неділя, вересня 18, 2011

Дизельные или атомные подводные лодки?


Было и такое время в нашей стране, когда всерьез обсуждалась проблема: а стоит ли продолжать строительство неатомных подводных кораблей. На сегодняшний день они проигрывают атомоходам и в глубине погружения, и в скорости подводного хода. Но, пожалуй, самый главный их недостаток состоит в необходимости регулярно всплывать для зарядки аккумуляторных батарей.

Чтобы прояснить ситуацию по этому вопросу, я решил за разъяснениями обратиться к подводнику – тихоокеанцу вся служба которого на флоте прошла именно на таких кораблях, - капитану 1 ранга Сергею Анатольевичу Баталину. Вот что он мне поведал.
Не совсем верно в данной ситуации рассматривать неатомные ПЛ в отрыве от атомоходов. Это две взаимосвязанные стороны одного и того же явления, суть которого состоит в постоянном стремлении человека покорять морские глубины и использовать их, прежде всего, в военных целях.
После Второй мировой войны дизельные подводные лодки советского ВМФ решали целый ряд сложных и актуальных задач:
- во-первых, они всерьез и надолго вышли в океан, выполняя задачи, которые ставила холодная война, противостояние двух сверхдержав. Порой им приходилось выполнять поставленные задачи «на грани фола», как это было в годы Карибского кризиса, ибо руководство Министерства обороны не до конца представляло себе их тактические возможности, а руководство флота не всегда имело возможность напомнить об этом.
- во-вторых, дизельные лодки выполнили серию гравиметрических измерений в океане, которые были необходимы для тех, кто осваивает космос и применяет межконтинентальные баллистические ракеты.
- в-третьих, они дали профессионально подготовленные кадры моряков-подводников, которые стали ядром атомного подводного флота. Так, например, все уральцы, командовавшие флотилиями атомоходов, начинали службу на «дизелях»: и А.И.Петелин, и Ю.М.Патрушев, и А.И.Устьянцев, и В.М.Храмцов.
- неатомные ПЛ дополняли и дополняют атомный подводный флот, а в перспективе могут взять на себя решение многих задач в море, которые сегодня решаются атомоходами.
- они выполняли и выполняют многие задачи опытовых судов, которые привлекают для испытаний новых образцов оружия и технических средств, предназначенных для атомного подводного флота. И первые баллистические ракеты морского базирования, и первые крылатые ракеты первоначально запускались с дизельных подводных лодок, они же стали их первыми носителями и вошли в корабельный состав флота.
Одной из наиболее удачных дизельных ПЛ, созданных в России, стала ПЛ 877 проекта и ее модификации. Эти корабли оснащены эффективным торпедным оружием, радиоэлектронными и гидроакустическими средствами. Их отличают высокая акустическая скрытность, повышенный уровень живучести, относительная простота в эксплуатации и более комфортный уровень условий обитания экипажа.
В Комсомольске-на-Амуре подводные лодки 877 проекта – «Варшавянки» строились с начала 80-х и до 1994 года. Эти корабли наряду с их предшественницами 641 проекта входили в состав шести бригад подводных лодок, которые базировались от Камчатки на севере до Владивостока на юге.
Капитану 1 ранга Баталину довелось пройти все эти пункты базирования неатомных ПЛ. А служба его в основном поделилась почти поровну между Камчаткой и Владивостоком. Начинал он ее в 1981 году молодым лейтенантом, выпускником штурманского факультета ТОВВМУ им.С.О.Макарова на 613 проекте, продолжал на 641, а на командирский мостик взошел уже на 877 проекте.
На мой вопрос – что запомнилось за долгие годы тихоокеанской подводной службы, Сергей Анатольевич рассказал следующие истории.
Начало начал, первый корабль, на котором довелось сходить на первую боевую службу – ПЛ 613 проекта. Лодка «со стажем», уже были ограничения по глубине погружения, торпедной стрельбе, а мы вдруг по неизвестным причинам начали проваливаться на глубину, близкую к предельной. Корпус затрещал, «пассажиры» стали высказывать обеспокоенность, а командир как ни в чем не бывало продолжал отдавать распоряжения ровным и спокойным голосом. В конечном итоге лодка вернулась на заданную глубину и мы продолжали выполнение задач боевой службы. Это был наглядный урок для молодых офицеров: командир корабля, ни при каких обстоятельствах, не должен суетиться и повышать голос. Естественно, что такому спокойствию должна предшествовать огромная каждодневная работа по сплочению и подготовке экипажа. В итоге появляется взаимная уверенность экипажа и командира в том, что в любой ситуации они будут действовать слаженно и профессионально.
Запомнилась первая боевая служба в качестве командира корабля. Старшим на борту пошел в море капитан 1 ранга Остаповский. Очень грамотный и опытный офицер, но и в то же время строгий и принципиальный до педантизма наставник. Не давал расслабляться, постоянно ставил вводные, заставил работать напряженно все 45 суток. Некоторые офицеры на него обижались, полагая, что он излишне внимателен к их действиям, постоянно наблюдает, контролирует, усложняет и без того непростую обстановку в ЦП новыми задачами. По происшествии лет вместе с опытом появилась убежденность в том, что именно так и должен поступать настоящий учитель: не только постоянно быть рядом в готовности прийти на помощь, но и помогать приобретать навыки самостоятельных действий в различных нештатных ситуациях. И если продолжить о наставниках, которым я благодарен за науку подводной службы, то это и А.А.Побожий – ныне вице-адмирал, и А.Н.Войтович – ныне контр-адмирал. Это прекрасные моряки, настоящие профессионалы – подводники, они меня многому научили. Именно они помогли мне взойти на командирский мостик.
Итак, первая боевая служба командира ПЛ Баталина завершилась успешно, о чем доложено «наверх». И все последующие автономки он совершал уже самостоятельно. Каждая из них – это напряженная работа в море. Работают машины и механизмы, заступают на вахту боевые смены и только командир один и он отвечает за все, что происходит на корабле. И посоветоваться уже не с кем, разве что с Господом Богом. Если время на принятие решения позврляет, можно задать себе вопрос – а как в этой ситуации поступил бы, скажем, Сан Саныч (Побожий) или Андрей Николаевич (Войтович). А если времени на подобные раздумья нет, то здесь срабатывает сформированный навык поведения в нештатных ситуациях в четком соответствии с руководящими документами.
Во время боевой службы проходят, согласно плану, корабельные учения, экипаж отрабатывает действия по борьбе за живучесть. Но постоянная и основная задача: обнаружение цели, классификация контакта, определение курса, скорости и дистанции до нее. Анализируя маршруты следования «не наших» ПЛ, районы их боевой службы, КБР тренируется выходить в атаку. Поэтому идем по заданному курсу и постоянно слушаем море. И вероятный противник делает тоже самое – слушает море. Если корабль разведки обнаруживает нас раньше, чем мы его, то вызовет авиацию ПЛО, та, в свою очередь, закидает предполагаемый район нашего нахождения гидроакустическими буями, определит элементы движения и будет выходить в атаку. Уж лучше мы это сделаем. Поэтому в случае возможного обнаружения уклоняемся, уходим на глубину, ложимся на жидкий грунт и т.п.
Не могу не упомянуть о семье Сергея Анатольевича, ибо это дает возможность отчасти объяснить, как наши уральцы попадают на флот и становятся настоящими покорителями морских глубин. Баталин родился в семье профессиональных военных. Отец – Анатолий Федорович, офицер ВВС, участник Великой отечественно войны. Старший брат Юрий командовал ПЛ 641 проекта на Северном флоте. Жена Лена (кстати, с ней он учился в одном классе) – офицер запаса, начальник терапевтического отделения гарнизонной поликлиники. Сын Данил – офицер, служит в Вооруженных Силах. В такой семье слова из известного фильма «есть такая профессия – Родину защищать» не просто крылатая фраза, а генеральный курс, изначально выбираемый в жизни.
Из книги Павла Саенко
«У океана Тихого есть берег уральский», Екатеринбург, 2010

Немає коментарів: