Чернавин Владимир Николаевич -
Герой Советского Союза, адмирал флота, президент Союза моряков-подводников ВМФ России.
Герой Советского Союза, адмирал флота, президент Союза моряков-подводников ВМФ России.
Родился 22 апреля 1928 года в городе Николаеве. Отец - Чернавин Николай Васильевич (1895 - 1944), в 1916 году призван на флот, дослужился до звания подполковника, в годы войны воевал на Севере, умер во фронтовом госпитале в 1944 году
Детские годы Владимира Чернавина прошли среди военных моряков в Николаеве, Очакове, на Соловецких островах, где служил в то время его отец. Решающую роль во флотской судьбе Чернавина сыграл именно Северный флот. Ему отдано свыше 30 лет жизни. Туда Владимир Николаевич пришел лейтенантом после окончания сначала Бакинского военно-морского подготовительного училища (1944 - 1947), а потом старейшего в России учебного заведения, созданного еще Петром I, Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе (1947 - 1951). Там же, на Севере В.Н. Чернавин последовательно прошел все должности - от командира боевой части подводной лодки до командующего флотом могучей морской державы. За это время он окончил Высшие классы офицерского состава подводного плавания при 1-м Высшем военно-морском училище подводного плавания (1953 - 1954), учебный центр в Обнинске (1960), командный факультет Военно-морской академии (1962 - 1965) и с отличием Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (1967 - 1969).
В.Н.Чернавин вспоминает, что всегда особенно дорожил службой на Северном флоте. Каждый раз, уезжая на учебу, больше всего боялся не возвратиться назад, не возвратиться вновь на Север. И вовсе не потому, что считал другие флоты хуже. Определяющим было и знание театра, и знание людей, и знание реальных условий жизни и службы на этом флоте, и то состояние души, которое в итоге называется патриотизмом применительно не только к ВМФ в целом, но и к Северу и конкретному флоту в частности.
Первой должностью будущего адмирала флота и Главкома ВМФ была должность командира БЧ-2-3 дизельной подводной лодки «С-102» (1951 - 1953). Затем он стал помощником командира подводной лодки «С-102» (1953), старшим помощником командира ПЛ «С-155» Северного флота (1954 - 1956). В феврале 1956 года Владимира Чернавина назначают командиром строящейся в Сормово дизельной подводной лодки «С-347» (613 проект). В ноябре того же года лодку включили в 20-ю отдельную бригаду ПЛ Балтийского флота, а в июне 1957 года ПЛ была переведена на Северный флот.
Многие подводники тех лет признаются: ледовые походы довоенных командиров дизельных подводных лодок не только впечатляли молодых моряков, но всегда волновали их воображение, в мечтах всегда хотелось быть с ними, на их месте. Такие мысли испытывал и Чернавин. И ему повезло! На его дизельную лодку установили новый прибор – эхоледомер, который нужно было всесторонне испытать в море.
Вот почему уже тогда Чернавину много больше, чем кому бы то ни было, пришлось плавать и во льдах, и подо льдами. Служба на «дизелях» вообще дала ему многое, в том числе тот подледный опыт, который очень пригодился, когда он стал командиром атомной подводной лодки первого поколения, и в последующем, когда подледные плавания будут на долгие годы постоянно сопровождать его подводную службу.
В те годы активно разрабатывалась теория и практика группового использования подводных лодок в удаленных районах мирового океана. Для проверки нового наставления по действию подводных лодок в завесах и группах был спланирован специальный поход двух дизельных подводных лодок в Северную Атлантику на полную автономность.
Для выполнения этой задачи были привлечены две дизельные подводные лодки – «С-347» под командованием В.Н.Чернавина и «С-346», которой командовал его хороший товарищ капитан 3 ранга В.И. Зверев. Совместный автономный поход (на 30 суток) состоялся с 30 июля по 28 августа 1958 года в район Бискайского залива по маршруту Кольский залив - Исландия - Фарерские острова. Тогда впервые подводные лодки действовали в завесе, а потом и в группе при передаче управления из Североморска в Москву и обратно. Поход получил высокую оценку командования.
В апреле 1959 года В.Н. Чернавин назначается командиром строящегося атомохода «К-21», получившего свое наименование в честь Краснознаменной ПЛ «К-21» под командованием легендарного Н.А. Лунина.
Первопроходцы атомного подводного флота трудились в непростых условиях, часто с риском для жизни. Сложность и уникальность техники, уникальность технологических решений, первопроходческая миссия завода-строителя не могли не сказаться на надежности первых атомоходов. Ситуация была такова, что атомоходы подчас стояли в бесконечных и продолжительных ремонтах. Но шаг за шагом дела улучшались, хотя и не так быстро. И вот настал день, когда было принято решение о первом походе атомной подводной лодки на полную автономность. В то время эта сложнейшая задача была поставлена экипажу атомохода «К-21», личный состав которого ввел корабль в первую линию и успешно решал все поставленные задачи. 14 мая 1962 года лодка, первой из атомных подводных лодок, вышла в поход в Арктику на полную автономность, пройдя за 51 сутки
Несмотря на все трудности этого уникального похода «К-21» и её экипаж не подвели. Поход был очень и очень непростой, но чрезвычайно важный в истории нашего флота. Успешное выполнение этого похода придало еще больше уверенности экипажам первых атомоходов в освоении новых кораблей, а руководству ВМФ и Северного флота больше смелости, (если можно так сказать) в постановке задач по освоению новых подводных кораблей. А «К-21» была поставлена задача - плавать как можно больше, с целью проведения полного мониторинга всей техники атомохода по моторесурсу. Вот почему в то время «К-21» была в море максимальное время, испытывая всю технику, определяя моторесурс каждого механизма корабля до выхода его из строя, для получения фактического материала по совершенствованию атомоходов первого и последующих поколений. Это была важнейшая задача на перспективу, но очень и очень сложная и трудная задача для экипажа. В это время первая американская атомная лодка «Наутилус» под командованием капитана Андерсена совершили поход на Северный полюс.
Начали готовить такой поход и мы, «К-21» была назначена дублером ПЛ «К-3», которая готовилась к этому походу в качестве корабля №1. При подготовке к решению этой задачи «К-21» следовало: пройти часть маршрута будущего похода к полюсу, отработать и испытать в реальных условиях методику маневрирования под паковыми льдами, поиска и всплытия в полыньях, проламывания льда. А также уточнить вопросы арктической навигации, связи с командным пунктом флота, проверить надежность эксплуатации всех систем и механизмов ПЛА и написать первую инструкцию по подледному плаванию атомных подводных лодок. Председателем комиссии по созданию инструкции был назначен командир «К-21» капитан 2 ранга В.Чернавин. Задача сложная, но чрезвычайно интересная, и она была выполнена успешно.
На заключительном этапе на ПЛ «К-21» прибыл будущий руководитель первого похода ПЛА «К-3» к Северному полюсу командующий флотилией контр-адмирал Петелин А.И., флагманский штурман капитан 1 ранга Эрдман Д.Э. и флагмех флотилии капитан 1 ранга М. Будаев, а так же несколько человек из экипажа «К-3». Это была хорошо отработанная учеба руководства первого похода атомной ПЛ к Северному полюсу.
Вот как пишет об этом Главком ВМФ адмирал флота Горшков С.Г. в своей книге «Во флотском строю»:
«В ходе плаваний шло активное освоение Северного морского пути, подледных плаваний подводных лодок и переходов под паковыми льдами из Баренцева моря на Дальний Восток и обратно.
Так, в 1962 году атомоход, которым командовал тогда капитан 2 ранга В.Н. Чернавин. имел самую большую среди атомных подводных лодок практику подледных плаваний. На этом корабле отрабатывали методику маневрирования под паковыми льдами, всплытие в полынье и практику предстоящего похода к Северному полюсу. На борту этой лодки выходили контр-адмирал Петелин А.И., флагманский штурман флота капитан 1 ранга Эрдман Д.Э. Экипаж надеялся, что честь покорения полюса окажут ему, и моряки готовились к этому основательно, но только как дублеры подобно космическим экипажам.
А честь арктического плавания к полюсу выпала подводной лодке «Ленинский комсомол». Сама судьба определила этот корабль первопроходцем. Подводная лодка «Ленинский комсомол» - первая советская атомная лодка во флоте. Ее экипаж был одним из первых, кто прокладывал новые пути в подледном плавании.
Естественно, что готовили мы и лодку-дублера на случай непредвиденных обстоятельств. Это был атомоход, значительно моложе «Ленинского комсомола». Командовал кораблем, как я уже сказал, капитан 2 ранга В.Н. Чернавин, ныне адмирал флота. Главнокомандующий ВМФ».
И ещё об одном походе подо льды Арктики. В интересах обеспечения безопасности подледных плаваний будущего, а также в интересах немедленного применения стратегических ракет из полярных районов мирового океана нашей промышленностью были созданы специальные торпеды для подрыва льда и всплытия ПЛА в надводное положение в искусственно созданной полынье. Эти торпеды надо было испытать в реальных условиях обстановки. Для этого был спланирован специальный поход ПЛА «К-21» в высокие широты и испытания этих торпед с фактическим подрывом пакового льда различной толщины и различным количеством торпед в залпе. В принципе, испытания предусматривали поиск льда, нужной толщины, стрельба торпедами для его подрыва, всплытие ПЛА, высадки на лед обмерочной партии, обмер искусственной полыньи и оценка результата стрельбы, погружение ПЛА и переход в новый район с повторением стрельбы в других условиях и другим количеством торпед в залпе. В процессе выполнения этой задачи разрабатывались способы поиска искусственной полыньи и оптимальное для этого маневрирование, что оказалось очень не простым делом, так как стрельба производилась с большой дистанции, а всплытие ПЛА проводилось в найденной для этого естественной полынье. И здесь «К-21» и ее экипаж не подвели.
В 1962 году в числе первых командиров атомоходов В.Н. Чернавин был направлен на учебу в Военно-морскую академию. А спустя 3 года он возвратился в свою же 3-ю дивизию атомоходов начальником штаба - заместителем командира дивизии (1965 - 1967). Комдивом в то время был капитан 1 ранга Николай Константинович Игнатов, человек известный на Северном флоте, как опытный и знающий подводник. Вскоре (через год) он станет контр-адмиралом и Героем Советского Союза. В период со 2 февраля по 26 марта 1966 года при первом трансокеанском переходе подводных лодок «К-116» и «К-133» из Баренцева моря на Камчатку через Атлантический океан, сложный в навигационном отношении пролив Дрейка и Тихий океан, В.Н. Чернавин командовал надводными силами обеспечения похода как начальник походного штаба на экспедиционно-океанографическом судне «Г.Сарычев». За этот переход он награжден орденом «Красного Знамени». В 1967 году 39-летний капитан 1 ранга В.Н. Чернавин направляется на учебу в Военную академию Генерального штаба. Все его помыслы были связаны с продолжением службы только на Северном флоте, и только в плавсоставе. Однако после окончания учебы по инициативе начальника военно-морской кафедры этой академии вице-адмирала Черокова был поднят вопрос о назначении Чернавина старшим преподавателем на этой кафедре.
Это предложение Владимир Николаевич воспринял без энтузиазма. Это вовсе не говорит о том, что Чернавин относился без должного уважения к преподавательской работе. В то время преподавателями на кафедре работали люди известные, заслуживающие самого большого уважения и достойные во всех отношениях. Это и вице-адмирал Чероков, и контр-адмиралы Егоров и Ужаровский и многие другие. Просто Чернавин искренне полагал, что исполнение любой должности зависит от многих факторов и, конечно, от соответствующих способностей и характера человека. Тогда и только тогда преподавание не будет сведено к упрощенческому отбыванию номера, к формальному и безликому пересказу каких-то истин и фактов, а будет очень сложным процессом воспитания и формирования не только профессионала, но и личности.
Сам Чернавин не считал себя способным к преподавательской работе. Однако другого мнения по этому вопросу придерживался преподавательский коллектив кафедры и ее начальник. Вице-адмирал Чероков поднял этот вопрос у Главкома ВМФ во время его беседы с выпускниками академии. При предварительной же беседе в управлении кадров В.Н. Чернавину предложили должность командира вновь формируемой дивизии атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения самого нового проекта. От такого назначения даже дух захватывало и вдруг... опасность совсем другого поворота в судьбе.
Главком ВМФ внимательно выслушал предложение и доводы Черокова по распределению и, выслушав мнения самого претендента, резюмировал: «Товарищ Чероков, вам придется подыскать себе другого преподавателя, а на товарища Чернавина у нас другие планы. Да и он, как видите, не хочет. Не будем менять то, что уже спланировано».
Так В.Н. Чернавин в очередной раз оказался на Северном флоте, в Гаджиево (Сайда-губа) командиром формирующейся дивизии атомных подводных лодок стратегического назначения проекта 667А. В то время это были самые современные «стратеги». Они только входили в строй и их нужно было осваивать, как говорится, с нуля.
Эскадрой тогда командовал, а после формирования 19-й дивизии, флотилией атомоходов контр-адмирал Георгий Лукич Неволин. Как вспоминает Чернавин человек он энергичный, знающий, беспокойный и ищущий, влюбленный в свою профессию и до конца отдающийся службе. Те, кто в это время служили в Гаджиево, помнят: очень много времени офицеры уделяли разработке новых тактических приемов. Командующий лично руководил этим направлением. И не случайно именно в тот период были разработаны все основополагающие документы по применению оружия, эксплуатации стратегических подводных крейсеров и обучению личного состава, которые потом реализовывались не только на Северном, но и на Тихоокеанском флоте.
С 1969 по 1974 год В.Н. Чернавин последовательно прошел должности командира дивизии подводных лодок второго поколения (1969 - 1972), начальник штаба - заместитель командующего и член Военного совета флотилии ПЛ (1972 - 1973), командующий той же флотилией и член Военного совета флота (1973 - 1974).
То время изобиловало сложными и далекими походами атомного флота Советского Союза и нужно было выхаживать и технику, и людей, чтобы такие походы совершать. Обладая большими организаторскими способностями, В.Н. Чернавин сформировал и внес значительный вклад в становление соединения, повышение его боевой готовности. Командуя дивизией, а затем и флотилией, оснащенной атомными подводными ракетоносцами, он целеустремленно и умело проводил работу по освоению новых кораблей и их вооружения, совершенствованию тактики использования и выработки новых приёмов боевой деятельности ракетных ПЛ. Под его руководством успешно проводились походы на боевую службу и обеспечивалась высокая успешность ракетных стрельб, осуществлялись дальние межтеатровые переходы. По итогам боевой подготовки в 1974 году флотилия заняла первое место на Северном флоте. Должное внимание В.Н. Чернавин уделял обучению командиров ПЛ и командиров соединений, неоднократно выходил в море на проведение учений и боевых упражнений, в ходе которых передавал свой богатый опыт, в том числе и подледной навигации. Воспитал плеяду грамотных и инициативных офицеров-подводников.
В.Н. Чернавин руководил подготовкой и в период с 8 января по 19 марта 1971 года, когда возглавил переход ПЛ «К-408» с Северного на Тихоокеанский флот к месту постоянного базирования вокруг мыса Горн. В этом походе прошел тем же маршрутом, что и в 1966 году на экспедиционно-океанографическом судне «Г. Сарычев», только теперь уже под водой. За образцовое выполнение задания командования, мужество и большую ответственность он был награжден орденом Ленина.
В октябре 1972 года контр-адмирал В.Н.Чернавин был старшим первого похода стратегического ракетоносца «К-245» (командир-капитан 2 ранга А.С.Афанасьев) в высокие широты со всплытием в географической точке Северного полюса. По маршруту перехода проводилось испытание нового навигационного комплекса, а также отрабатывались ракетные стрельбы.
В 1974 году В.Н.Чернавина назначают начальником штаба - первым заместителем командующего, а в 1977 году - командующим Северным флотом. Очередной крутой поворот в жизни и службе...
Оценивая деятельность Владимира Николаевича в должности начальника штаба, командующий Северным флотом адмирал флота Г.М. Егоров отмечал: «Высоко подготовленный, волевой и инициативный адмирал. Вступив в должность начальника штаба - первого заместителя командующего флотом, уверенно врос в обстановку на флоте, грамотно руководит управлениями и отделами штаба. Планирование боевой подготовки и начало учебного года штабом флота проведены организованно. Правильно организует и нацеливает деятельность штаба и органов управления на современное и качественное выполнение оперативных планов, поддержание сил флота в установленной боевой готовности, повышении качественных показателей в боевой и политической подготовке и совершенствования тактического мастерства командиров соединений флота».
В 1977 году Северный флот подвергся комплексному инспектированию по всем вопросам боевой готовности и боевой подготовки инспекцией МО под руководством Маршала Советского Союза Москаленко К.С.
В целом инспектирование прошло удовлетворительно, но по некоторым вопросам у инспекции были серьезные претензии. Особенно настораживало и вызывало беспокойство низкие показатели, некоторых соединений по ракетным, торпедным стрельбам, и другим вопросам. А так как Северный флот всегда занимал особое положение в составе нашего ВМФ, то Министром обороны Маршалом Советского Союза Устиновым Д.Ф. было принято решение обсудить результаты инспектирования Северного флота на коллегии МО. Обсуждение было очень строгим, подробным и, мягко говоря, нелицеприятным.
В итоге Министром Обороны был дан срок 2 года на исправление ситуации с повторным инспектированием Северного флота в полном объёме через 2 года, т.е. в 1979 году. Следует сказать, что отчитывался на коллегии МО вице-адмирал Черна вин В.Н., который в самом конце инспектирования 01.7.1977 года был назначен командующим Северным флотом. Вспоминает В.Чернавин: «Два года - и много и мало, но больше нам было не дано. Предстояло, не теряя времени, самокритично, с предельной тщательностью разобраться в причинах неудач, разработать в короткие сроки эффективные меры резкого улучшения качества учебы. Надо было зажечь и поднять тысячи людей, многочисленные коллективы на самоотверженный труд в деле повышения боеготовности флота»...
Забегая вперед и не вдаваясь в подробности следует сказать, что инспекцию 1979 года Северный флот выдержал блестяще, что было отмечено в приказе МО, в котором объявлялась благодарность всему руководству флота, а многие участники тех событий были награждены и поощрены Министром обороны и председателем инспекции Маршалом Советского Союза Москаленко К.С.
На посту командующего флотом адмирал В.Н.Чернавин сыграл большую роль в дальнейшем совершенствовании боевой готовности флота, укреплении его боевой мощи. Под его руководством в намеченные сроки осваивались и принимались на вооружение атомные подводные крейсера, дизельные подводные лодки, надводные корабли и самолеты более совершенных проектов, отрабатывались тактические приемы использования оружия и техники. Североморские атомоходы постоянно совершали походы в удаленные районы океана, межфлотские переходы подо льдами Арктики и вокруг Африки на ТОФ, несли боевую службу не только в ранее освоенных районах, но и в глубинах южной Атлантики и Индийском океане. Силы флота успешно участвовали в оперативно-стратегических и командно-штабных учениях, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие флота с войсками Лениградского военного округа, ПВО страны, частями дальней авиации, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. В 1979 и 1980 годах Северный флот по итогам боевой и политической подготовки занимал первое место в Военно-Морском Флоте.
«Во главе Северного флота стоял опытный подводник адмирал Владимир Николаевич Чернавин. Вся его завидная служба прошла на подводных лодках Северного флота. Он командовал их соединениями, три года возглавлял штаб СФ. Умело руководил самым мощным по составу флотом, действовавшим на важнейшем океанском направлении», - так вспоминал Главком ВМФ Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков. («Во флотском строю» стр.262).
«За большой вклад в повышение боевой готовности сил флота и умелое руководство ими в сложных условиях Мирового океана» Указом Президиума Верховного Совета СССР адмиралу В.Н.Чернавину присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1981 году последовало высокое назначение. Адмирал В.Н.Чернавин становится начальником Главного штаба ВМФ - первым заместителем Главнокомандующего и членом Военного совета ВМФ. В 1985 году его назначают Главнокомандующим Военно-Морским Флотом СССР - заместителем Министра обороны СССР (1985 - 1992). Затем он становится первым Главнокомандующим ВМФ России (01.1992 - 11.1992).
В книге «Главный штаб ВМФ: история и современность 1696 - 1997» (МЛ998) сказано: «Адмирал флота В.Н.Чернавин стал первым из советских военных моряков послевоенных поколений, поднявшимся на высшую ступень штабной службы в ВМФ... Богатый опыт помог ему и на новом поприще в полной мере проявить свои недюженные способности и блестящую профессиональную подготовку. Его отличали тактичный и интеллигентный стиль отношений с подчиненными, личная организованность, умение находить контакт с руководством. Его талант был оценен по достоинству. В середине 1980-х годов он стал первым начальником ГШ ВМФ, выдвинутым на должность главнокомандующего ВМФ». К концу 80-х годов в СССР был создан мощный атомный подводный ракетно-ядерный флот, который освоил мировой океан и нес боевую службу на его просторах вместе с надводными кораблями и морской авиацией. Ежедневно в Океане находилось до 180 - 200 боевых кораблей и судов.
Естественно, вся работа по управлению столь могучими силами флота в море и на берегу, отслеживанию обстановки особенно в районах боевой службы и межтеатровых переходов была в сфере постоянного внимания Главкома ВМФ В.Н.Чернавина, который, отличался высоким профессионализмом и твердостью руководства, высокой требовательностью к себе и подчиненным в обеспечении высокой боевой готовности сил ВМФ («флотоводцы, адмиралы и генералы советского флота» стр. 12). Флот жил многогранной и полнокровной жизнью.
Под руководством адмирала флота В.Н.Чернавина была разработана и в марте 1987 года проведена операция под кодовым названием «Атрина», которая стала главкомовским дебютом. Её замыслом предусматривалось скрытое развертывание дивизии атомных подводных лодок Северного флота в Западной Атлантике с целью вскрытия оперативной обстановки в этом районе.
Впервые за всю историю отечественного подводного плавания в океан вышла почти целая дивизия атомных подводных лодок. Вот как описывает обстановку Н.Черкашин в своей статье «Мы атаковали «Америку» скрытно...» в журнале «24 часа» (1997. №5): «В условленный день, в назначенный час атомные подводные крейсера повернули все вдруг и исчезли в глубинах Атлантики. Так из походной колонны - довольно растянутой во времени и пространстве - образовалась завеса, быстро смещающаяся на вест. Помимо всех прочих задач, завеса имела целью вскрыть подводную и надводную судоходную обстановку в той части океана, которая плохо освещалась другими средствами морской разведки».
На поиск завесы были посланы десятки патрульных самолетов, мощные противолодочные силы США и их союзников, которые в течение 8-ми суток не могли обнаружить наши корабли, вошедшие в Саргассово море-Бермудский треугольник. О наших ПЛА. идущих к побережью США было доложено президенту Рейгану. В результате была получена важная информация о противолодочных силах и средствах вероятного противника в Атлантике. Сам поход показал, что при необходимости отечественный подводный флот может действовать достаточно скрытно для нанесения ответного удара, и имел большое морально-психологическое значение для наших моряков.
К сожалению, именно период службы В.Н.Чернавина в должности Главкома ВМФ в конечном итоге сложился и для него самого, и для флота страны трагично. Трагедия была глобальной для судьбы нашей страны и нашего народа. С распадом СССР Военно-Морской флот на Балтике, юге России, Каспии потерял большую часть военно-морских баз, инфраструктуры, значительные запасы оружия и технических средств. В этих сложных условиях Главнокомандующий ВМФ основные усилия органов управления. Главного штаба ВМФ направлял на сохранение корабельного состава, основных боевых соединений флотов, приведение организационной структуры в соответствии с новым боевым и численным составом и содержанием стоящих перед ВМФ задач. Остро встал вопрос о судьбе Черноморского флота. Отстаивая интересы России, В.Н.Чернавин решительно выступил против его раздела, добиваясь сохранения ЧФ как единого боевого организма под юрисдикцией России с подчинением главнокомандующему ОВС СНГ. Однако при близорукости и явном попустительстве руководства России Украина в отношении трех военных округов и Черноморского флота заняла позицию их силового захвата. Кравчук провозгласил тезис: все, что находится на территории Украины, является собственностью Украины, а т.к. Черноморский флот в основном базировался в Крыму, то он (Черноморский флот) собственность Украины. Здесь бы руководству России разъяснить Кравчуку, что Украина была одной из дотационных республик СССР и меньше всего она имела отношение к Вооруженным Силам СССР вообще и к строительству и содержанию Черноморского флота в частности, а Крым никогда не был Украинским, но... Так войска Киевского, Одесского и Прикарпатского военных округов тихо превратились в составные части украинских вооруженных сил, что было воспринято и руководством Министерства обороны России спокойно. Было очевидно, что следующая акция захвата нависла над Черноморским флотом. Президент Украины Кравчук для осуществления прихватизации Черноморского флота послал в Севастополь свою делегацию во главе с первым заместителем председателя Верховного Совета Украины В.Дурдунец. В составе делегации начальник украинской службы безопасности, представители верховного совета Украины, Минобороны, деятели Руха и другие. Но, что самое главное, так это то, что Дурдунец вез Указ Президента Украины о взятии Черноморского флота под юрисдикцию Украины.
Главком ВМФ В.Чернавин был готов к этой акции и с группой офицеров Главного штаба вылетел в Севастополь для недопущения и срыва этой акции. Именно в Севастополе представители Украины были вынуждены сесть за стол переговоров и столкнулись с решительным сопротивлением делегации России во главе с В.Чернавиным и были вынуждены убраться из Севастополя ни с чем. Именно эти решительные действия сорвали план захвата Черноморского флота по образцу захвата трех военных округов СССР Украиной и перевели ситуацию в русло переговоров. Эти переговоры впоследствии длились 8 лет, возглавлял их от России посол Дубинин Ю.В. и в конечном итоге Черноморских флот остался там, где и должен быть - в России.
Нетрудно себе представить: не прояви жесткости и решительности в самом начале ситуации - не о чем потом было бы и переговаривать, и договариваться. Вопрос был бы решен сразу же по образу и подобию трех военных округов СССР. Не получилось.
С февраля 1993 года адмирал флота В.Н.Чернавин в распоряжении Главкома ВМФ РФ, а затем - в отставке. Он продолжает общественную работу на посту президента Союза моряков-подводников ВМФ России. В
«Объявляю Вам благодарность за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству». Это всеобъемлющая оценка пути, длинною в жизнь.
В.Н.Чернавин - Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина (1971, 1981), орденами Октябрьской революции (1976), Красного Знамени (1966), Красной звезды (1988), Мужества (1994), именным оружием, иностранными орденами и медалями. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов. Он автор книг «На морских и океанских просторах» (М. Знание. 1987) и «Атомный подводный...Флот в судьбе России», «Размышления после походов и штормов» (МЛ 997), «Борьба на коммуникациях: уроки воин и современность» (М.Патриот 2003), а также ряда публикаций в периодических изданиях. Владимир Николаевич считает, что в жизни и на службе ему везло на встречи с людьми неравнодушными, ищущими, инициативными, преданными делу, профессионалами высокого уровня. Именно этим людям, - бывшим начальникам и подчиненным он обязан, прежде всего, тем, что его служба складывалась на различных должностях и интересно, и творчески. И этим Владимир Николаевич дорожит больше всего.
В настоящее время живет и работает в Москве.
(Подготовлено по материалам из архива Союза моряков-подводников)
Главные даты биографии.
22 апреля 1928 - родился в городе Николаеве на Украине.
1944 - 1947 - обучение в Бакинском военно-морском подготовительном училище.
1947 - 1951 - обучение в Высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе.
1951 - 1953 - назначен командиром боевой части 2-3 дизельной подводной лодки "С-102".
5.1953 - 12.1953 - назначен старшим помощником командира подводной лодки "С-102".
1953 - 1954 - обучение на Высших классах офицерского состава подводного плавания при 1 Высшем военно-морском училище подводного плавания.
1954 - 1956 - назначен старшим помощником командира ПЛ "С-155" Северного флота.
Январь 1956 - назначен командиром ПЛ "С-347" 104 бригады строящихся подводных лодок ВМФ г.Горький.
Февраль 1956 - назначен командиром дизельной подводной лодки "С-347" (613 проект).
1957 - переход с Балтийского флота на Северный флот.
Апрель 1959 - 1961 - назначен командиром строящегося атомохода "К-21".
1962 - 1965 - обучение на командном факультете Военно-морской академии.
1965 - 1967 - назначен начальником штаба - заместителем командира 3-й дивизии атомных ПЛ Северного Флота.
1966 - учатие в первом кругосветном походе двух ПЛА ("К-116" и "К-133") - начальник походного штаба на ЭОС «Сарычев» вокруг Южной Америки проливом Дрейка.
1967 - 1969 - обучение в Военной академии Генерального штаба ВС СССР (окончил с отличием).
1969 - 1972 - назначен командиром 19 дивизии подводных лодок второго поколения РПК СН.
Октябрь 1972 - в воинском звании "контр-адмирал" был старшим первого похода стратегического ракетоносца "К-245" к Северному Полюсу.
1971 - руководитель перехода первого РПК СН "К-408" с Северного флота на Камчатку с несением боевой службы в Атлантическом и Тихом океанах.
1972 - 1973 - назначен начальником штаба - заместителем командующего и членом Военного совета З-й флотилии ПЛ.
1973 - 1974 - назначен командующим той же флотилией и членом Военного совета флота.
1974 - 1977 - назначен начальником штаба - первым заместителем командующего Северного флота.
1977 - 1981 - назначен командующим Северным флотом.
1981 - назначен начальником Главного штаба ВМФ - первым заместителем Главнокомандующего и членом Военного совета ВМФ.
18.02.1981 - Герой Советского Союза.
1985 - 1992 - главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР - заместитель Министра обороны СССР.
01.1992 - 11.1992 - главнокомандующий ВМФ России.
С февраля 1993 - в распоряжении главкома ВМФ РФ.
С 1992 года по настоящее время Президент Союза моряков-подводников ВМФ.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 10 и 11 созывов, народным депутатом СССР.
Автор книг:
• «На морских и океанских просторах» (М.Знание. 1987).
• «Атомный подводный ...Флот в судьбе России» (1997).
• «Размышления после походов и штормов (1997).
• «Борьба на коммуникациях: уроки войн и современность» (2003).
Государственные награды:
1966 - Орден Боевого Красного Знамени.
1971 - Орден Ленина.
1976 - Орден Октябрьской революции.
1981 - Орден Ленина.
1988 - Орден Красной звезды.
1994 - Орден Мужества.
Немає коментарів:
Дописати коментар