вівторок, вересня 06, 2011

Магомед Толбоев: «Кое-как подлатали и начали летать»

Самые надежные советские истребители, полтора десятилетия простояв под дождем и снегом, стали «летающими гробами»
Снова небоевые потери в наших Военно-Воздушных силах. Ранним утром 6 сентября почти сразу после взлета под Пермью разбился истребитель-перехватчик МиГ-31.
http://svpressa.ru/accidents/article/47543/
Экипаж самолета в составе полковника Столпянского и майора Горбачева погиб.
По сообщению Минобороны РФ, этот МиГ-31 вылетел с аэродрома 6977-ой авиабазы МО РФ Большое Савино в 06.48. Через четыре минуты он исчез с экранов радиолокационных станций. Примерно в 8 утра разбитый истребитель был обнаружен у деревни Болгары, которая находится в 11 километрах от аэродрома. Тела погибших пилотов были найдены прибывшими на место спасателями.
Корреспондент «СП» связалась с администрацией сельского поселения Култавское, к которому территориально относится деревня Болгары.Главы администрации Андрея Щекалева на месте не оказалось. «Андрей Викторович уехал на происшествие», - пояснила секретарь Юля.
«СП»: - Что вам известно о катастрофе?
- Знаем, что упал военный самолет. Но Болгары от нас далеко, километром пять, поэтому ничего конкретного вам сказать не могу.
«СП»: - Может, вы видели какие-то вспышки или слушали взрыв?
- Нет. Ничего такого мы не видели.
«СП»: - А на земле кто-нибудь пострадал? Вы не знаете?
- Андрей Викторович сказал, что летчики, вроде бы, увели машину от деревни. И произошло все в поле за деревней, где-то у оврага.
Как обычно, чтобы понять, что привело к беде, надо дождаться заключения экспертов. Да и сведения об обстоятельствах трагедии противоречивы. По горячим следам официальные представители Минобороны РФ рассказали, что истребитель «сел на пашню, перевернулся и сгорел», По версии губернатора Пермского края Олега Чиркунова, приведенной в его страничке на «Живом журнале», самолет упал в овраг, рядом с которым находились дачные домики.
Однако более правдоподобной выглядит версия неназванного источника информагентства «РИА-Новости» в силовых структурах, близкого к комиссии по расследованию случившегося. Согласно его данным, истребитель взорвался в воздухе. Лишь это исчерпывающе объясняет, почему экипаж аварийного МиГа не воспользовался исключительно надежными катапультами, установленными на его борту. А также почему командир экипажа полковник Столпянский ничего не успел сообщить руководителю полетов.
За последний год это вторая потеря 6977-ой авиабазы «Сокол». 19 ноября 2010 года истребитель МиГ-31 с этой авиабазы в ходе планового полета рухнул на лес 60 километрах северо-восточнее Перми. Летчики Станислав Коваленков и Дмитрий Медведкин отрабатывали в небе фигуры пилотажа. Когда истребитель выполнял так называемую полубочку, машина свалилась в плоский штопор, вывести из которого истребитель не удалось. На высоте около 3,5 тысячи метров оба пилота катапультировались. Ущерб составил 131 млн рублей.
А в марте этого года стало известно, что летчиков упавшего МиГа могут заставить выплатить его полную стоимость. Закон предусматривает такое наказание, однако военные прокуроры не смогли припомнить случая, чтобы пилот до последней копейки ответил за потерю авиатехники. Дело не только в огромной цене самолета, за который по исполнительному листу офицер не сможет рассчитаться до конца своей жизни. Обычно судьи не выносят такого вердикта, если у них нет стопроцентной уверенности, что виновником аварии стал именно летчик. Доказать это без данных бортового самописца (а в случае с пермским крушением в 2010 году «черные ящики» расшифровать не удалось) чрезвычайно сложно.
18 марта 2011 года – после завершения проверки – по факту ноябрьского крушения было возбуждено уголовное. В суд дело пока не передано.

Комментарий заслуженного летчика-испытателя РФ, Героя России, полковника Магомеда Толбоева.

«СП»: - Магомед, по горячим следам утверждают, что истребитель взорвался через 4 минуты после взлета. Каковы могут быть причины?
- Да какие угодно. Например, обрыв форсажной трубы. Или вышел из строя топливный турбонасос, который на форсаже качает гигантское количество топлива – до 6 тонн в час. Керосин вспыхнул – взрыв.
«СП»: - То есть, вопросы к тем, кто готовил МиГ-31 на аэродроме?
- К ним – конечно. Но еще больше вопросов к тем, кто отвечает за состояние наших Военно-Воздушных сил в целом. С начала 90-х годов все эти машины практически не летали. Стояли под дождем, под снегом, под ураганами. Конечно, техника приходила в негодность. Теперь кое-как подлатали и начали летать.
«СП»: - Подлатали недостаточно?
- Я этого не знаю. Это главком ВВС должен вам рассказать. Я знаю только, что самолетный парк ВВС сейчас в лучшем случае в удовлетворительном состоянии. А должен быть, как минимум, в хорошем.
«СП»: - Если пилоты не катапультировались, значит аварийная ситуация развивалась мгновенно?
- Не обязательно. Может, под ними населенные пункты были. Тогда командир по инструкции обязан был вначале отвернуть истребитель от них, а только потом прыгать.
«СП»: - Но погибшую машину пилотировали двое. Почему не выпрыгнул хотя бы один летчик?
- Это технически невозможно. Если срабатывают, то только обе катапульты с интервалом в 0,6 секунды. Интервал необходим, чтобы тот, кто покидает самолет вторым, не попал под пороховую струю от катапульты первого.
«СП»: - Вы сами-то летали на МиГ-31?
- Много раз. Отличный самолет. Простой в пилотировании, надежный. Это едва ли не единственный истребитель, за весь испытательный цикл которого не было ни одной катастрофы из-за отказа техники. Все остальные бились. А МиГ-31 на испытаниях только один погиб – 4 апреля 1984 года. На моих глазах это было. Пилотировал его Герой Советского Союза Федотов. Но он пошел на посадку, неверно оценив вес самолета. Датчик показывал, что топливные баки почти пустые, а на самом деле там оставалось несколько тонн.
«СП»: - Но при эксплуатации МиГ-31 в войсках катастрофы случались?
- Во времена Советского Союза – ни одной.

Из досье «СП».

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Это первый советский боевой самолет четвертого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей. На вооружении ВВС России состоят более 160 таких самолетов, еще 100 машин находятся в резерве. Парк этих самолетов сильно изношен, последняя машина выпущена в 1994 году, и с тех пор лишь небольшая их часть прошла модернизацию.
6977-я авиабаза «Сокол» сформирована на базе знаменитого 764-й истребительный авиаполк ПВО. Именно его пилоты Борис Айвазян и Сергей Сафронов 1 мая 1960 года поднимались на перехват американского высотного самолета-разведчика U-2 Фрэнсиса Пауэрса под Свердловском. При этом старший лейтенант Сафронов был сбит свердловскими зенитчиками и погиб.

Немає коментарів: