неділю, вересня 25, 2011

ПАМЯТИ ПОДВОДНИКА,КОМАНДИРА ПОСВЯЩАЕТСЯ

 Из воспоминаний командира БЧ-3 ПЛ «К-83» капитана 3 ранга Позднякова Бориса Михайловича. 
Весной 1960 года в районе острова Кильдин, при пересадке адмирала Виноградова Н.И. на катер(он шел в губу Долгая), лодка коснулась грунта при пьяном командире БЧ-1 капитан-лейтенанте Ильине В. и зеленом лейтенанте Куц Э.Г. – командир ЭНГ. Я был в отпуске. Лодка пошла в Гремиху, там стала в док и заделала небольшую пробоину в передней части днища. За этот «подвиг» командир БЧ-1 был строго наказан, командир ПЛ Елсуков Г.Н.- снят с должности и демобилизован, зам. командира по политчасти снят с должности и демобилизован, как « не обеспечивший должного политического руководства и потерявшего политическую принципиальную бдительность». 



Мне комбриг Хомчик С.С. задробил перевод по запросу Чернавина В.Н. – помощником командира на атомоход. Хотя меня в момент аварии на ПЛ не было. А если и был, то что я мог бы сделать. 
По моему переводу Хомчик сказал: «Я аварийщиков по службе не продвигаю». 
На смену Елсукову Г.В. пришел капитан 3 ранга Семашкевич Феликс Борисович. 

В 1962 году в период Карибского кризиса ПЛ «К-83» была обеспечена и вооружена всем необходимым для ведения боевых действий против США и вышла в море. Приказ о возвращении в базу был получен в море в связи с договоренностью Кеннеди – Хрущева. 

В 1964 году капитан 2 ранга Семашкевич Ф.Б. был назначен начальником штаба 16 ДиПЛ в губе Оленья и получил звание «капитан 1 ранга», но я в это время учился на командирских классах в г. Ленинграде. 

После классов получил назначение на ПЛ «К-79» – помощником командира ПЛ. 


Спуск ПЛ «Б-42» («К-83») на воду. 

В сентябре 1959 года лодку в торжественной обстановке спускали со стапелей завода. 
Экипаж был выстроен у стапелей. 
Сдаточная команда и часть личного состава ПЛ находилась на лодке. 
В момент, когда ПЛ начала движение на салазках в воду, бросили три бутылки шампанского: в носовую часть, в район мидльшпангоута и кормовую часть. 
Две первые бутылки ударились куда следует и шампанское белыми пятнами расплылось по свежевыкрашенному корпусу ПЛ стекая вниз и смешиваясь с Беломорской водой. 
В кормовую часть бросал бутылку командир ПЛ капитан 2 ранга Елсуков Г.Н. Но, видимо, ему не хватило сил. Бутылка не долетела и упала в районе стапелей не разбившись! 
Находившийся рядом командир БЧ-5 Беркман Е.Б. поднял эту бутылку и влепил ее в один из винтов ПЛ. 
Заводские рабочие приумолкли и говорили, что промах командира – плохая примета и что ему на этой лодке не повезет! Что вскоре и случилось! 
ВОТ И НЕ ВЕРЬ ПРИМЕТАМ! 
Из воспоминаний командира БЧ-3 ПЛ «Б-42», «К-83» капитана 3 ранга Позднякова Б.М. 

***** 
И еще, «Из воспоминаний Б.М.Позднякова»: 

...Лодка двигалась к берегу на самых малых ходах, постоянно маневрируя и постоянно контролируя глубину под килем эхолотом «НЭЛ-5».
Командир ПЛ Елсуков Г.В. находился на мостике, и неоднократно говорил адмиралу Виноградову, что дальше нельзя, можем сесть на мель, но адмирал Виноградов упорно повторял: «Ближе»…, пока из ЦП не поступил доклад: «Глубина 0». 
Елсуков Г.В. был грамотный и толковый командир. Любил швартоваться с полного хода, на пирсе народ уже начинает нервничать…и тут следует команда: «Три мотора полный назад!» и субмарина останавливается, как вкопанная, в сантиметре от плавпирса.
Корабельный Устав ВМФ гласит: «Лихость маневра, свидетельствует о недисциплинорованности командира!», но практика показывает, что именно из таких командиров получаются хорошие Флотоводцы! «Кто не рискует, тот не пьет шампанского!» 

Елсуков Г.В. любил пошутить и похохмить даже на службе, иногда правда коряво. Рассказывают будто Елсуков Г.В. однажды бросил дымовую шашку в штурманскую рубку и запер ее. Штурман наглотался дыма, обиделся и хотел жаловаться, хотя у него под руками был ИДА и противогаз. 
А когда дежурил по бригаде в Полярном(был командиром ПЛ 613 проекта – БН 12), то часто бросал взрыв-пакет в рубочный люк и проверял таким образом дежурную вахту ПЛ, или подбрасывал спящему на вахте матросу взрыв-пакет в банку из под галет… И потом слушает, как матрос в ЦП истошным голосом орет в «Каштан»: «Цетральный! Центральный! Взрыв в районе такого-то шпангоута!…». 
Вот таким, неординарным человеком был капитан 2 ранга Елсуков Геннадий Васильевич… 

Далее скажу так: лучше, чем описал в своих воспоминаниях Борис Михайлович Поздняков посадку на мель ПЛ «К-83» у о-ва Кильдин и о первом командире «К-83» капитане 2 ранга Елсукове Г.В. я ничем дополнить не могу! На 140 ОБПЛ СФ его любили. 
Скажу только одно: ПЛ «К-79», на которой я тогда служил, тоже шла в Гремиху, был сбор-поход, должны были быть торпедные стрельбы или еще что-то!
Но что-то, как всегда на флоте не сложилось у штаба Флота и нас всех оттуда завернули снова в Оленью губу. 

Адмирал Виноградов Н.И. шел на «К-83», так как там был его сын: инженер-старший лейтенант Виноградов Вячеслав Николаевич, командир БЧ-4-РТС. 
Адмирал шел с инспекцией в губу Долгая, там базировались торпедные катера…Кто ему мог противоречить, он же был в то время Заместитель Главкома ВМФ СССР. 
Почему решили его высаживать у о-ва Кильдин? Одному богу известно. Лучше было высадить адмирала ближе к входу в губу Долгая, да где угодно, он же пересаживался на катер. А юго-западная оконечность о-ва Кильдин, если мне не изменяет память, там есть пороги и даже осыхающе камни при малой воде, т.е. при отливе. А приливы и отливы на Баренцевом море достигают до 4 метров. 
Когда мы ходили с рейда Могильного(восточная оконечность о-ва Кильдин) через пролив «Кильдинская салма», то всегда старались держаться ближе к материку, т.е. к берегу, где расположена губа Долгая, особенно после той аварии, за которую поплатился капитан 2 ранга Елсуков Г.В., кстати неплохой командир и хороший человек.
Я его знал по Полярному. Он командовал лодкой 613 проекта, бортовой номер 12. Командиром БЧ-1-4 там был мой дружок, однокашник и земляк по Ташкенту(вместе поступали в ТООВМУ г. Владивосток) в 1950 году - старший лейтенант Курбатов Виктор Николаевич. Он то мне все это и рассказал. 

Имеется фото «К-83» с ТОФа, куда она была перебазирована после модернизации. 
Приказом Минсудпрома СССР от 26.02.1973г. начала переоборудование под корабль-ретранслятор(проект 629р).

В 1979 году «К-83» стала «БС-83». Дальнейшая судьба этой ПЛ мне не известна. Вот все, что есть у меня по «К-83». 

”Поздняков"




Немає коментарів: