ИТАЛЬЯНСКИЙ СЧЕТ
Муссолини, мечтавший вытеснить Англию и Францию со Средиземного моря "маре нострум", то есть "наше море", как он любил его называть, - хорошо понимал, что для этого потребуется мощный военный флот. И фашистская Италия начинает строить такой флот - флот, рассчитанный на владение Средиземным морем. Наряду с надводными кораблями итальянцы большое внимание уделили и подводным лодкам. Достаточно сказать, что на 1 сентября 1939 года - на день начала войны - Италия располагала 115 подлодками - больше, чем любая другая западноевропейская держава.
Главный упор был сделан на лодки среднего водоизмещения. Они начали строиться с 1924 года, когда были заложены лодки типа "Пизани" и "Мамели". При водоизмещении 790/1000 тонн они несли одно 100-мм орудие и 6 торпедных аппаратов. Скорость хода 17/9 узлов. За ними в 1928 году последовали средние лодки типа "Скволо" и "Сантороза", в 1931 году начали строиться многочисленные средние лодки типа "Аргонаута", а в 1933-м - типа "Сирена". По программе 1935-1937 годов закладываются средние лодки - так называемые малые крейсерские типа "Перна" и "Арго", отличающиеся от типа "Аргонаута" лишь увеличенной глубиной погружения. Все эти лодки вооружались одним 100-мм орудием и 6 торпедными аппаратами. К началу войны они составили основу итальянского подводного флота - 73 процента числящегося в его составе лодок.
Одновременно разрабатывались и лодки большего водоизмещения. В 1925 году были заложены лодки типа "Балилья", ставшие основным прототипом итальянских больших лодок, из которых наиболее удачными считаются лодки типа "Пьетро Кальви". При водоизмещении 1475/1998 тонн и скорости хода 17/8,5 узла они несли два 120-мм орудия и 8 торпедных аппаратов. На долю больших лодок приходилось 16 процентов численности итальянского подводного флота.
Кроме того, в Италии строились новые подводные заградители да со времен Первой мировой войны остались лодки малого водоизмещения для действий в прибрежных водах.
С начала боевых действий до июля 1943 года, когда Италия вышла из войны, итальянские подводные лодки воевали главным образом на Средиземном море, а также в Атлантике. Результаты их операций - около 700 тысяч тонн потопленного и поврежденного союзнического тоннажа, 4 потопленных крейсера, 2 эсминца и 2 подводные лодки. Единственным крупным успехом итальянцев в минувшей войне был первый - и весьма удачный - опыт применения человекоуправляемых торпед. 17 декабря 1940 года две такие торпеды скрытно проникли на Александрийский рейд, заложили заряды под два английских линкора "Куин Элизабет" и "Вэлиент" и надолго вывели их из строя. Но за эти успехи итальянский подводный флот заплатил дорогой ценой. Из 157 лодок, числившихся в списках в течение войны, 84 были потоплены, 34 капитулировали перед союзниками, 10 захвачены немцами, 20 уничтожены своими экипажами, 9 разоружены. Таким образом, на долю итальянского флота, первоначально самого крупного среди держав фашистской "оси", выпали наименьшие успехи.
Немає коментарів:
Дописати коментар