пʼятницю, вересня 23, 2011

Голосов, Рудольф Александрович. Продуть балласт! : полвека служения подводному флоту.  

"В 1978 г. флотилии была поставлена задача: подготовить две подводные лодки 670 проекта — «К-212» и «К-325» к переводу на ТОФ подо льдами центральной Арктики. На флотилию от промышленности начали поступать более совершенные ПЛ 670М проекта и 670 проект передавался в состав ТОФ. Предусматривалось, что лодки пойдут поочередно, то есть вторая начинает переход и уходит под лед, после получения донесения от первой о всплытии в Чукотском море. Опыт подобных переходов к тому времени имелся достаточный, подготовку начали своевременно, и особых сомнений она не вызывала. План перехода разрабатывался штабом флотилии, рассматривался флотом и утверждался ГК ВМФ. При его разработке родилась идея осуществить переход обеих лодок одновременно в составе тактической пэуппы под управлением командира группы с одной из них. Этот вариант давал целый ряд преимуществ. Во первых, лодки 670 проекта, в отличие от всех основных проектов советских атомоходов, имели по одному атомному реактору. В случае его аварии при плавании подо льдом, корабль оказывался в сложной ситуации, поскольку запас энергии аккумуляторной батареи обеспечивал всего несколько часов для проведения ремонта и ввода главной энергетической установки (РЭУ) в действие. В случае аварийной ситуации вторая лодка могла найти полынью, или пробить ее взрывом торпед, и вывести в нее аварийную. Могла также осуществлять техническую консультацию по проведению ремонтных работ. Во вторых, навигационный комплекс «Сигма» этих лодок не обеспечивал необходимой точности курсоуказания при плавании в высоких широтах. Возможность использовать результаты работы двух комплексов повышала навигационную безопасность. В третьих, время всей операции по подледному плаванию сокращалось минимум в два раза. Соответственно уменьшался расход ресурса сил обеспечения и материальных средств. Не последнюю роль играл и моральный фактор, чувство локтя товарищей в сложной обстановке. 
Конечно, требовалось хорошее наставление по совместному плаванию, практическая отработка кораблей в море и обеспечение надежного управления группой. Плавание подводных лодок в группе на 11 дивизии отрабатывалось еще в бытность мою комдивом, поскольку значительно повышало эффективность применения крылатых ракет. Солидный практический опыт был получен при переходе «К-201» и «К-314» через три океана на Камчатку. Плавание в составе группы не забывали и в последующие годы. С учетом опыта и специфики предстоящего плавания доработали наставление и таблицу условных сигналов для звукоподводной связи, стараясь предусмотреть штатные и аварийные ситуации при подледном плавании. 
Маршрут перехода в составе группы разработали по двум вариантам. Первый по параллели 83 градуса до Чукотского моря, второй — по нулевому меридиану через Северный полюс и далее по 180 меридиану. Каждый имел свои преимущества и недостатки. Руководить походом предполагал лично, учитывая его сложность и отсутствие опыта подобного плавания в советском флоте. После тщательной отработки необходимых документов, где-то в конце июля вылетел в Москву для доклада на утверждение главнокомандующему ВМФ. 
В просторном кабинете главкома с большим, метра полтора в диаметре, глобусом справа от входа, за столом заседаний слева у окна разместились несколько заместителей главнокомандующего. Хозяин кабинета Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков сидел за своим столом напротив входа, смотря на входящего спокойным, не особенно приветливым, взглядом. 
— Товарищ главнокомандующий! Командующий первой флотилией подводных лодок контр-адмирал Голосов прибыл для доклада плана! 
— Здравствуйте, товарищ Голосов, докладывайте, что там у вас! — ответствовал главком, выходя из-за стола. 
Расстелив карты, доложил план перехода, разработанный согласно заданию. Вопросов не возникло, поскольку подобные планы уже не единожды реализовывались. 
— Все у вас? 
— По этому плану все. Прошу разрешения доложить другой вариант. 
— Интересно, что за другой вариант? Давайте! 
Внимательно выслушав наши инициативные предложения, главком некоторое время молчал, рассматривая карту с маршрутом. Потом произнес, обращаясь к своим заместителям: «А что? В этом что-то есть!». Все дружно молчали. Высказывать мнение, прежде, чем шеф сформулировал свое, вероятно, не являлось признаком хорошего тона. Задав несколько вопросов по подледному плаванию и готовности к переходу, главком согласился с предложениями и утвердил вариант перехода по 83 параллели. 
Не успел пройти от дверей десятка шагов, как меня догнал адъютант и попросил возвратиться. 
— Покажите еще раз точку всплытия в Чукотском море. По-моему, там глубина маловата. 
Развернув карту, показал. Глубина моря по карте около 70 метров. 
— Это мало. Всплывайте вот здесь! — авторучка главкома поставила жирный кружок на глубине 100 метров. 
Открыл, было, рот, чтобы возразить, но тут же закрыл, мгновенно сообразив о неуместности и бесполезности возражений. Все равно решать придется мне на месте, исходя из обстановки. И отвечать, если что случится при этом, всплывай хоть в точке, утвержденной Советом Министров. 
— Есть! Прошу разрешения возвращаться на Север. 
— Возвращайтесь и готовьте корабли! До свидания! 
Итак, основной организационный вопрос решен! Остальное зависит от нас, от сплоченности льда в районе всплытия в Чукотском море и, конечно же, от госпожи Удачи. К назначенному сроку лодки были готовы. Флагманским кораблем определили «К-325». Командир, капитан 2-го ранга Владимир Петрович Лушин, энергичный, инициативный и жизнерадостный моряк. Со мной в походном штабе штурман, связист, специалист радиотехнической службы и инженер-механик. Учитывая особую важность навигационного обеспечения, флагманским штурманом перехода назначили капитана 1-го ранга Александра Петровича Бурсевича, флагштура нашей флотилии, имевшего большой опыт подледных походов. Кроме того, с нами же шел флагманский штурман ВМФ, контр-адмирал Радий Анатольевич Зубков. «К-212» командовал капитан 3-го ранга Алексей Алексеевич Гусев, относительно недавно назначенный командиром, неплохо показавший себя при отработке задач боевой подготовки. Старшим с ним на переход определили командира 11 дивизии контр-адмирала Томко Егора Андреевича. При нем, как и у нас, небольшой походный штаб. На каждую лодку прикомандировали по маститому политработнику, к нам от политуправления ВМФ, к Гусеву от политуправления СФ. Теперь не пропадем!" 

Немає коментарів: