Славный крейсер (Воспоминания командира)
Страны цивилизованного Запада вновь продемонстрировали своё право на военное вмешательство в жизнь любой страны, которую они сочтут не достаточно демократичной. На этот раз бомбами создают демократию в Ливии. Но стоит вспомнить, что подобная ситуация уже была в Ливии ровно 25 лет назад, когда у берегов Ливии две авианосные ударные группы 6-го флота США были готовы нанести удар. Но в тот раз напасть не решились - рядом находиля новейший советский крейсер, готовый уничтожить их в любой момент крылатыми ракетами.
27 июля 1979 года со стапеля Николаевского судостроительного заво-да им. 61 Коммунара торжественно был спущен на воду реки Ингул ракет-ный крейсер «Слава», который стал пятым кораблем в истории русского флота, носящем это имя... А боевой флаг предыдущего крейсера «Слава» был передан новому кораблю и поднят 30 января 1983 года последним его командиром - контр-адмиралом Н.Б.Мясоедовым.
Корабли с именем «Слава» вписали немало ярких страниц в историю Рос-сийского флота.
В июне 1770 года, когда Россия вела борьбу за выход к южным морям, в боевом составе сил русской эскадры в Средиземном море находился 16-пушечный фрегат «Слава». Во время знаменитого Чесменского сражения фрегат «Слава» встретил отряд турецких судов из 13 единиц. Вступив с ними в бой, фрегат потопил два корабля, четыре сжег, три взял призом, а затем дерзким десантом экипаж высадился на берег и захватил вражескую батарею. Так было положено начало героической родословной кораблей этого названия.
Через 18 лет, во время войны России со Швецией (1788—1790 г.г.), в Эландском, а затем в Ревельском морских сражениях отличился другой - 38-пушечный фрегат «Слава» Балтийского флота.
В 1917 году во время Моонзундской операции в сражении с превосходящими силами противника, прорывающегося в Финский залив, броненосный линкор «Слава» Балтийского флота получил повреждения и был затоплен командой прямо у входа в Моонзундский канал. Тем самым путь на революцион-ный Петроград для противника был закрыт. Это был подвиг сродни
легендарному «Варягу». Бой линкора «Слава» с немецкими кораблями замечательно изложен в книге «Моонзунд» писателем маринистом B.С. Пикулем.
За неделю до начала Великой Отечественной войны в составе Черно-морского флота появился крейсер, который тоже впоследствии получил название «Слава». По своим габаритам он был одним из самых больших кораблей на Черноморском флоте. Во время боевых действий ему торпедой оторвало... 27 метров кормы. Однако корабль при этом не потерял живучести и своим ходом смог дойти до Новороссийска. Спустя некоторое время «Слава» снова была в боевом строю. И только в 1967 году крейсер был выведен из состава боевых кораблей флота.
Ветераны крейсера «Слава» в гостях у В.М. Молотова (в центре) в день его 95-летия 9 марта 1985 г. г. Москва.
Пятая «Слава» спроектирована Северным производственно-конструкторским бюро во главе с главным конструктором лауреатом Государственной премии Валентином Ивановичем Мутихиным. Ракетный крейсер «Слава» относился к кораблям третьего поколения. Он был заложен на стапеле судостроительного завода в Николаеве 5 ноября 1976 г., а спущен на воду 27 июля 1979 года. В этот год я командовал гвардейским большим противолодоч-ным кораблем «Сообразительный», который проходил ремонт в заводе и мне не-посредственно вместе с экипажем пришлось обеспечивать спуск «Славы» на воду. Я тогда и не предполагал, что судьба моя на многие годы будет связана с этим крейсером. В декабре 1982 года успешно прошли заводские и государст-венные испытания корабля. На момент поднятия на нём Военно-морского флага он являлся не просто современным кораблем, но и одним из лучших крейсеров мира по своим боевым возможностям. Интерес к «Славе» был настолько велик, что в первый же его выход в Средиземное море в 1983 году над ним постоянно «висела» авиация различных государств. За неполные три месяца плавания иностранцы совершили 930 облетов корабля, и ракетный крейсер непрерывно сопровождали корабли ВМС НАТО.
Празднование 5-летия подъёма Военно-Морского Флага на РКР «Слава» 30 января 1988 г. г.Севастополь.
Внешний вид советского ракетного крейсера и скрытая в нем мощь настолько впечатляли даже видавших виды военных моряков, что когда «Слава», например, повстречалась с английским авианосцем «Инвинсибл», с последнего был передан семафор: «Восхищен. Командир».
Однако новым кораблем восхищались не только за рубежом. Уже в первом походе по достоинству его смогли оценить в первую очередь моряки, служившие на нем. Первая такая возможность представилась во время перехода корабля на Северный флот. В Бискайском заливе корабельная группа попала в полосу жестокого шторма. Ни один из кораблей сопровождения не смог противостоять ему, поэтому они были вынуждены идти ближе к берегу. «Слава» же будучи головным кораблем, продолжила свой путь как ни в чем не бывало.
Высокие ходовые качества этот корабль продемонстрировал и три года спустя в 1986 году, когда по тревоге был отправлен в район Ливии, где к тому времени там сложилась нестабильная военно-политическая обстановка. В течение полутора месяцев крейсер одновременно осуществлял слежение за двумя авианосными ударными группами 6-го флота США.
Крейсер представлял собой и достаточно серьезного боевого противника, так как был оснащен самыми современными на то время видами вооружения. Об уровне установленного на его борту оружия и техники говорил хотя бы тот факт, что еще 30 лет назад этот корабль уже был оснащен тремя (!) космическими системами: связи, разведки и целеуказания, навигации, чем даже на сегодняшний день может похвастать далеко не каждый более современный корабль.
Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов и Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков на борту РКР «Слава», их встречает первый командир капитан I ранга В.О. Москаленко 1983 год, г. Севастополь.
В составе его экипажа, состоящего, между прочим, ни много ни мало из 550 человек, каждый четвертый является представителем офицерско-мичманского состава. Матросы срочной службы на 70 процентов выполняли в большей части операторскую работу, а примерно каждый пятый из них для того, чтобы справиться с возложенной на него задачей, должен был пройти спе-циальный курс обучения.
В том же 1983 году, когда над «Славой» был поднят военно-морской флаг, этот корабль совместно с атомным крейсером «Киров» впервые в истории Советского Военно-Морского Флота принял участие в учениях по отражению атаки пяти крылатых ракет одновременно. При этом экипажу ракетного крейсера «Слава» удалось не просто поразить опасные цели, но сделать это еще и лучше других.
В июне 1984 года после окончания военно-морской академии я был назначен командиром единственного на то время в составе ВМФ СССР ракетного крейсера «Слава». Принимать крейсер мне пришлось непосредственно в Средиземном море на боевой службе, где я сменил первого командира – Москаленко Вадима Олеговича, ныне контр-адмирала в отставке, и именно там я впервые увидел «Славу». Так началась моя служба командиром ракетного крейсера…
Слева направо: капитан II ранга Крикунов В.А. – второй командир «Славы»; капитан I ранга Москаленко В.О. – первый командир, лауреат Государственной премии; капитан III ранга Попов Л.Н. – заместитель командира по политчасти. Сентябрь 1984 г., Средиземное море.
По итогам боевой службы уже осенью 1984 года «Слава» становится от-личным кораблем в Военно-морском флоте СССР. А год спустя Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота В.Н. Чернавин вручил лично мне, тогда еще капитану 2 ранга, вымпел Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть ракетному крейсеру «Слава», проявленные в морских учениях и походах в 1985 г.»
За неполные семь лет, что корабль находился в составе боевых сил Черноморского флота до постановки его в завод, экипаж провел долгих 20 месяцев в дальних походах. Случались годы, как, например, 1986-й, когда офицеры корабля ночевали на берегу считанные разы.
Хочется отметить, что ежегодно уровень боевой готовности крейсера оценивался на самом высоком уровне. Так, в 1985 году на зачетную ракетную стрельбу ударным комплексом на крейсере в море выходил Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Варшавского
Главнокомандующий объединенными Вооруженными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза В.Г.Куликов прибыл на борт РКР «Слава» для выхода в море 1985 год, г. Севастополь.
Договора Маршал Советского Союза В.Г. Куликов, в 1986 году – Генеральный инспектор Вооруженных Сил СССР генерал армии В.Л. Говоров, в марте 1987 года две недели на борту РКР «Слава» в Средиземном море нахо-дился Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота В.Н. Чернавин, а в марте 1988 года на крейсере «Слава» выходил на боевую службу Командующий Черноморским флотом адмирал М.Н. Хронопуло. Так что слава для «Славы» доставалась огромным напряженным трудом всего экипажа крейсера в дальних морских длительных походах.
Генеральный инспектор ВС СССР генерал армии С.Л. Говоров и Командующий Черноморским флотом адмирал М.Н. Хронопуло в море на РКР «Слава» 1986 год, г. Севастополь.
Но пожалуй, самой почетной и исторической миссией, которую пришлось выполнить ракетному крейсеру «Слава», являлось его участие в обеспечении встречи президентов — США Д.Буша и СССР М.Горбачева — на о. Мальта. По ее окончании Джордж Буш высказал в телеграмме на имя Министерства ино-странных дел в Москве свое восхищение «Славой». Успешное выполнение этой задачи принесло крейсеру мировую известность.
Встреча Президента Мальты Ч.Табоне с супругой М. Табоне на борту РКР «Слава» 4 декабря 1989 г., бухта Марсашллок, о. Мальта.
В августе 1990 года ракетный крейсер «Слава» принял участие в Ялтин-ской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружи-ем, находящимся на борту боевых кораблей по личному указанию М.С.Горбачева. В эти дни на крейсере побывало множество ученых с мировым именем, а также министры обороны США, Китая, Кубы, Сирии, Финляндии, главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, Главнокомандующий ВМС Индии.
17 декабря 1990 года крейсер «Слава» своим ходом вошел в акваторию родного завода в Николаеве для планового ремонта. Тысячи заводчан торжественно встречали корабль - гордость завода. И никто тогда еще не предполагал, что совершившийся вскоре развал СССР, длительная неопределенность участи Черноморского флота, хронические неплатежи могли бы поставить крест на судьбе «Славы», а ремонт корабля затянется на долгие одиннадцать лет... И только в июне 1997 года на корабле был поднят Андреевский Военно-морской флаг Российской Федерации. До этого все эти годы крейсер нес службу под флагом ВМФ СССР! Хотя украинские адмиралы пытались склонить экипаж переприсягнуть Украине и поднять желто-голубой флаг. Но члены экипажа всегда помнили, что они - «Славяне»!
Народная артистка СССР Э. Быстрицкая на встрече с моряками РКР «Слава» 1987 год, г. Севастополь.
Вот и вспомнились мне слова нашего корабельного поэта, мичмана Ва-силия Кравченко:
Да, были дальние походы,
Не дни прошли, промчались годы,
Остались за кормой.
А нынче я ушел на берег.
Но вот надолго ли? Не верю -
Уже я чувствую потерю,
Где славный крейсер мой?
Нам у причала гнить никак нельзя.
В походах дальних все мы знаем толк.
У нас одна суровая стезя -
Уйти в моря и выполнить свой долг.
Почти три века флоту россиян,
Никто три этих века не сотрет.
Нас ждет еще великий океан.
Да будешь вечен ты, Российский Флот!
Но вернемся ко времени ремонта крейсера на заводе. Денег для окончания ремонта не хватало и эту проблему взялся решить мэр г.Москвы Ю.М. Лужков. 16 мая 1995 года крейсеру «Слава» присвоили новое имя -«Москва». И вскоре на ремонт «Москвы» было выделено более 3,5 млрд рублей. Дальше финансовая поддержка стала постоянной и возрастающей.
В 2001 году ракетный крейсер, ставший к этому времени гвардейским, вновь появился на рейде Севастопольской бухты. Летом 2002 года он вышел в воды Средиземного моря...
А. Пахмутова и Н. Добронравов знакомятся с РКР «Слава» 1986 год, г. Севастополь.
Мы гордимся тем, что гвардейский ракетный крейсер «Москва» по-прежнему в строю боевых кораблей Военно-Морского Флота Российской Феде-рации. Является флагманом Черноморского флота и достойно продолжает боевые традиции всех кораблей, которые носили имя «Слава».
В жизни «Славы» был замечательный многолетний период шефских связей и яркой дружбы с Арзамасским приборостроительным объединением с 1980 г. по 1995 г. Инициатором этих связей был адмирал А.И. Сорокин – заместитель начальника Главного политуправления СА и ВМФ.
Встреча с Генеральным директором Арзамасского приборостроительного завода П.И. Пландиным 1986 год, г. Арзамас.
Шефство заводчан над экипажем РКР «Слава» сыграло большую роль в патриотическом воспитании молодежи и позволило нам решить множество важных вопросов по печатной продукции, сувенирам, улучшению быта моряков, трудоустройства матросов после окончания службы в Арзамасе с их дальнейшим обучением и получением высшего образования. Генеральный директор завода в те годы Павел Иванович Пландин, а затем сменивший его Старцев Юрий Павлович сделали все от них зависящее, чтобы наши шефские связи были лучшими в СССР. Большой и добрый вклад в это дело внесли прекрасные представители города и завода В.П. Пучков, Н.М. Апутин, Н.А.Живов, С.Т. Метла, В.В. Просвирин. До сих пор моряки, приехавшие в Арзамас после увольнения, там живут, трудятся, создали семьи и называют их «Славяне». Моряки крейсера помнят о наших друзьях заводчанах по сей день.
Наши шефы Н.М. Апутин и В.П. Пучков в Севастополе 1985 год.
Многое изменилось за эти годы, но у меня в памяти стоит незабываемая картина - «Слава» у причала в Пирее в Греции, а палуба его засыпана красными гвоздиками... Это был триумф нашей страны, Военно-морского флота, поклонение гению конструкторов, ученых, инженеров, рабочих - всем тем, чьи руки и ум создали «Славу», а героями были офицеры, мичманы, матросы, что освоили новейшую боевую технику, и вывели крейсер в Мировой океан.
Вспомним их имена. Это: - главный конструктор, Герой Социалистического труда В.И. Мути-хин; ответственный сдатчик крейсера М.Г.Жело; командир электромеханической боевой части капитан 2 ранга В.Фененко; командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 2 ранга Н.Манчевский; командир крейсера капитан 1 ранга В.О.Москаленко (за освоение нового крейсера он был удостоен звания лауреата Государственной премии); заместитель по политчасти капитан 2 ранга А.К.Чебыкин; капитан 2 ранга В.Коновал, капитан 3 ранга В.Макеев, капитан-лейтенант Ю.Нестеров, старший лейтенант В.Климентов, старший лейтенант В.Сергеев, капитан-лейтенант Б.Байшуканов; мичманы М.Цыганюк, П.Влас, Р.Островский, М.Геплюк; старшина 1 статьи К.Гнездилов; старшины 2-й статьи В.Усович, А.Лялин; матросы А.Иванов, С.Пастухов, Е.Лесников... Их, а также всех, кто служил на этом крейсере, объединяет одно имя - «Слава».
Вспомним их имена. Это: - главный конструктор, Герой Социалистического труда В.И. Мути-хин; ответственный сдатчик крейсера М.Г.Жело; командир электромеханической боевой части капитан 2 ранга В.Фененко; командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 2 ранга Н.Манчевский; командир крейсера капитан 1 ранга В.О.Москаленко (за освоение нового крейсера он был удостоен звания лауреата Государственной премии); заместитель по политчасти капитан 2 ранга А.К.Чебыкин; капитан 2 ранга В.Коновал, капитан 3 ранга В.Макеев, капитан-лейтенант Ю.Нестеров, старший лейтенант В.Климентов, старший лейтенант В.Сергеев, капитан-лейтенант Б.Байшуканов; мичманы М.Цыганюк, П.Влас, Р.Островский, М.Геплюк; старшина 1 статьи К.Гнездилов; старшины 2-й статьи В.Усович, А.Лялин; матросы А.Иванов, С.Пастухов, Е.Лесников... Их, а также всех, кто служил на этом крейсере, объединяет одно имя - «Слава».
Судьба разбросала «Славян» по всей России. И все же, несмотря ни на что, хочется верить, что даром ничего не проходит, и у руля российской государственности вновь появятся люди, способные с полной ответственностью и основанием заявить, что, как завещал Петр Великий: «Там, где поднят Российский флаг, он не будет спущен никогда!».
Честь имею!
Капитан 1 ранга в отставке
Крикунов В.А., командир РКР «Слава» с 1984 по 1988 г.г., председатель Ново-сибирского регионального отделения ДПФ
Ракетный крейсер «Слава» в море Май 1986 года.
Немає коментарів:
Дописати коментар