Подводник № 1.
В романе Валентина Пикуля «Крейсера» (второе издание «Невидимки») интереснейшим образом описана встреча героя романа мичмана Сергея Николаевича Панафидина с отцом всех подводников нашего Отечества капитаном 2 ранга Беклемишевым. « – Беклемишев Михаил Николаевич, честь имею… во Владивостоке командую подводными лодками, которые я сам и доставил из Петербурга на железнодорожных платформах… Беседовать с Беклемишевым было одно удовольствие. Он оказался человеком высокой культуры, технически грамотным, на уровне последних достижений науки. Михаил Николаевич был фанатиком подводного плавания, считавшим, что будущее морских войн – удар из под воды!»
При жизни Беклемишева соратники называли его русским капитаном Немо. К началу 20-го века, а точнее еще в 1900 году ни в одном военно-морском флоте мира не было боевых подводных лодок, а тем более соединений. Но зато в первые три года нового века великие морские державы наперебой принялись строить подводные миноносцы, особенно после американо-испанской войны. Подводные лодки строились в США, Франции, Германии, Италии, Великобритании и России. Причем Россия при этом строительстве не отставала, а опережала, как по количеству, так и по качеству.
Подводная лодка родилась как оружие внезапного удара – тайного и беспощадного. Всякий раз, когда к берегам страны подступали неприятельские эскадры, патриоты Отечества убеждали своих консервативных адмиралов ударить по противнику из-под воды тараном, миной (торпедой), артиллерией и даже ракетами. Подводные лодки изобретали крепостные крестьяне и монахи, фотографы и отставные кавалеристы, инженеры и безграмотные авантюристы. А вот в России за дело взялись профессионалы: инженер-кораблестроитель Бубнов Иван Григорьевич и моряк-минер Беклемишев Михаил Николаевич. В этом тандеме сошлись талант и дерзость, опыт и расчет. Для соблюдения режима секретности слово подводная лодка не употреблялась, использовался термин «миноносец» № 113 замененный в последствие на «Дельфин». Прежде чем браться за неизведанное дело, любой конструктор изучает все, что создано его коллегами и предшественниками. Именно поэтому, в 1901 году, Беклемишев, будучи на то время преподавателем Кронштадтских минных офицерских классов, побывал на судоверфях США, Великобритании, Германии и Италии, в тех странах где уже строились первые опытовые подводные лодки. Обобщив полученные сведения, в том числе и побывав на пробных погружениях лодки американца Голланда, Бубнов с Беклемишевым разработали свой проект, намного превосходивший Голланда. Если сравнить российскую «Дельфин» и американскую «Фультон» (Голланда), то сравнение будет не в пользу американской конструкторской мысли. «Дельфин» погружался на двадцать метров глубже (50 против 30), имел скорость на полтора узла больше (6 против 4,5) и в два раза мощнее был вооружен (две торпеды против одной). После «Дельфина» Бубнов с Беклемишевым разработали и спустили на воду «Касатку» с водоизмещением в 140 тонн. За ней в серию пошли «Скат», «Налим», «Мокрель».
Российский подводный флот – наш Отечественный флот – зарождался не в тихой заводи «Маркизовой лужи» как называли моряки Финский залив. Огненный водоворот русско-японской войны, трагедия Цусимы и беззащитность Владивостока с моря втягивал в себя новорожденные подводные миноносцы прямо со стапелей и железнодорожных платформ. Российское адмиралтейство в последний момент поняло, что только подводный флот сможет предотвратить катастрофу. И только что построенные, заново собранные на стателях «Дальзавода», опасные скорее для своих экипажей, чем для противника, «Дельфины, Форели, Касатки, Скаты, Налимы и Сомы», смело и решительно выходили в Японское море, в Тихий океан не для того, чтобы Владеть Востоком, а чтобы защитить Российский Дальний Восток. Каждый выход в море подводной лодки сейчас – это риск оправданный и неизбежный, а выход в море тогда – это подвиг. Тогда был заведен такой ритуал – перед выходом в море весь экипаж писал завещания, конверты с ними сдавались командиру отряда и хранились в сейфе. По возвращению на базу конверты с завещаниями уничтожались, а с каждым очередным выходом все повторялось вновь. Да и само нахождение в море, особенно под водой в то время уже было подвигом. Холодильников или, наоборот, обогревателей воздуха не было, кают для отдыха не существовало. Питание правда было отличным, «как на убой» – шутили подводники. О приборах регенерации воздуха речи еще не шло, пригодность воздуха для жизни в отсеках определяли так – если спичка не воспламенялась, а только шипела – значит пора всплывать. И во главе этих смелых и отчаянных первооткрывателей подводных глубин стоял подводник № 1 капитан 2 ранга Беклемишев М.Н. Мы знаем имена первооткрывателей авиации и космонавтики, создателей атомного оружия и компьютеров, но далеко не каждый офицер флота, не говоря уже о новом молодом поколении, назовет имена создателей первых боевых отечественных подводных лодок.
Немає коментарів:
Дописати коментар