вівторок, вересня 06, 2011


. "Города" третьего поколения
Первый АПРК проекта 949, имевший тактический номер К-525 и названный Архан­гельск, вошел в состав Северного флота на три года раньше завершения испытаний ракетного комплекса - в 1980 г. В рамках проекта 949 построили еще один атомоход Мурманск, после чего произвели усовершенствования и подводные корабли начали выпускаться по проекту 949А (производственный шифр Антей, по классификации NATO - Oscar-2). Усовершенствование заключалось в появлении дополнительного отсека, позволившего улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бор­тового оборудования.

По оценкам некоторых специалистов, АПРК проекта 949А имеют наилучшее со­отношение стоимости и эффективности для борьбы с авианосцами. В ценах середи­ны восьмидесятых годов стоимость одного такого корабля составляла 226 млн. руб. В то же время, с высокой степенью вероятности, он мог вывести из строя авианосец (для сравнения, стоимость американского авианосца Т. Roosevelt превышала 2,3 млрд. долл.) и ряд кораблей его охранения. Правда, это были оценки лишь одной части экспертов ВМФ и оборонной промышленности СССР. Другие не менее авторитет­ные эксперты подвергли сомнению эти расчеты и оценки - они считали, что эффек­тивность подводных кораблей проекта 949 А существенно завышена (Ильин, Колес­ников, 2000).
Вместо планировавшихся 20 АПРК проекта 949 на деле было построено 13 подвод­ных кораблей этой серии (2 по проекту 949 и 11 по проекту 949А), из которых шесть АПРК несли службу на Северном флоте и семь - на Тихоокеанском.
В настоящее время две первые АПЛ проекта 949 выведены из состава флота. Еще один - АПРК Курск погиб со всем экипажем. Оставшиеся в составе группировки подводных лодок проекта 949А 10атомоходов, наряду с самолетами морской ракето­носной и дальней авиации, фактически является единственным средством, способ­ным противостоять ударным авианосным соединениям потенциального противни­ка. Вместе с этим АПРК проекта 949А могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе как региональных, так и глобальных конфликтов (Ильин, Колес­ников, 2000).
Основные технические характеристики АПЛ проекта 949 представлены в табл. 4.

3.4.3. Технико-тактические характеристики
Под легким корпусом атомоходов проекта 949 и 949А (к которому относился АПРК Курск), размещаются 24 спаренных контейнера с ракетами, делающими очертания под­лодки несоразмерно широкими. Основное вооружение атомохода - 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 Гранит. Твердотопливная ракета 3М-45 может нести как ядерную боеголовку мощностью 500 Кт, так и обычную боевую часть массой 750 КГ. Стартовая масса самой ракеты составляет 7 т, ее длина 20 м, диаметр корпуса 1 м и размах крыла 2,6 м. Все 24 ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом. Также АПРК несет торпедные комплексы, позволяющие производить стрельбу на лю­бой глубине погружения. Они включают четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенные в носовой части корабля.
Созданный в восьмидесятых годах ракетный комплекс Гранит в настоящее время считается устаревшим. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Разработка нового ракетного комплекса сей­час невозможна по экономическим причинам.
Единственно возможным способом поддержания боеспособности российских противоавианосных АПРК считается модернизация существующего ракетного комплекса и последующее оснащение им подводных ракетоносцев в ходе планового ремонта. Если  это удастся осуществить, то группа АПРК проекта 949А сможет про существовать до2020 г. Разумеется, если удастся преодолеть причины и последствия гибели АПРК Курск. (Ильин, Колесников, 2000).
Таблица 4
Основные технические характеристики АЛЛ проектов 949 и 949А (Ильин, Колесников, 2000).

 проект
949
949А
 количество построенных кораблей
2
11
 производственный шифр
Гранит
Антей
 название по классификации NA ТО
Oscar-l
Oscar-2
 длина (м)
143,0
154,0
 ширина (м)
18,2
18,2
 средняя осадка (м)
9,0
9,2
 водоизмещение надводное/подводное(т)
13.400/-
14.700/23.860
 максимальная скорость подводного хода (узлы / км/ч)
-
33 / 61
 максимальная глубина погружения (м)

500
 автономность (сутки)

120
 характеристики ЯЭУ и ППУ


 экипаж (чел)

130
2.5. Проект 685. Титановая, глубоководная, "непотопляемая"...

3.5.1. Титановый "Плавник"

В августе 1966 г. командование ВМФ выдало тактико-техническое задание на раз­работку опытного глубоководного атомного корабля, способного погружаться на глу­бину в 2,5 раза превышающую предельную глубину для прочих атомных торпедных субмарин. Работы над проектом 685 (производственный шифр Плавник, по классифи­кации NATO - Mike) велись в ЦКБ-18 и продолжались более восьми лет. Технический проект был утвержден в декабре 1974 г.
Эта АПЛ проектировалась как боевой корабль, способный решать широкий круг задач: обнаруживать АПЛ противника, следить за ними и уничтожать их, вести борьбу с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и Т.д. Поскольку АПЛ проекта 685 должна была достигать глубин более одного километра, в качестве основ­ного конструкционного металла был выбран титан и его сплавы. Работы над этой АПЛ требовали масштабных испытаний конструкций и узлов подводного корабля, что зас­тавило изготовителей проверять практически каждый элемент АПЛ в трех специально созданных доках-барокамерах, самая большая из которых имела длину 55 м и диаметр 15 м. Полученный опыт предполагалось использовать при создании АПЛ следующего поколения.
Первая АПЛ проекта 685, получившая тактический номер К-278, была заложена на Севмаше (Северодвинск) 22 апреля 1978 г. Постройка корабля велась блоками, каж­дый из которых прошел испытание в самой большой из док-камер. Спуск на воду тита­нового подводного корабля состоялся 9 мая 1983 г., а 20 октября 1983 г. Глубоководная АПЛ была включена в состав Северного флота. В октябре 1988 г. АПЛ К-278 получила название Комсомолец (Ильин, Колесников, 2000).
Новый корабль имел двухкорпусное строение. Тщательно выполненные обводы в сочетании с одновальной энергетической установкой обеспечивали хорошие ходовые качества, превосходившие возможности американских атомоходов. ЯЭУ состояла из одного водяного реактора ОК-650Б-3 мощностью 190 МВт. К-278 имела всплывающую камеру, способную вместить весь экипаж и обеспечить его спасение с глубины до 1.500 м. Можно сказать, что эта АПЛ имела весьма продуманную и совершенную систему обеспечения живучести как самого корабля, так и его экипажа.
После ввода в строй К-278 в течение нескольких лет находилась в опытной эксплу­атации. В частности, она погружалась на предельную глубину, где проверялась воз­можность стрельбы из торпедных аппаратов. На глубинах около 1.000 м подводный корабль практически не обнаруживался поисковыми средствами потенциального про­тивника и был неуязвим для его оружия (Ильин, Колесников, 2000).


Немає коментарів: