понеділок, вересня 05, 2011


. Проекты 659 и 675. Пусть шумные, зато много

Первые советские атомные подводные лодки строились в Северодвинске на Белом море и поступали на вооружение Северного флота. Вдоль всего побережья Белого моря и Кольского полуострова - прямо от границы с Норвегией - была создана инфраструк­тура для строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта АПЛ. В защищенных от чужих глаз бухтах спешно формировались военно-морские базы, откуда советские АПЛ выходили на боевое патрулирование в Арктику и Атлантический океан.
Но советским военным стратегам требовалось расширять геополитическое присут­ствие и наращивать мощность ВПК. Средств из государственного бюджета на эти цели выделялось достаточно, поэтому в конце пятидесятых годов география строительства АПЛ расширилась. К Северодвинскому Севмашу прибавился завод им. Ленинского ком­сомола в Комсомольске-на-Амуре. Именно там 28 декабря 1957 г. была заложена го­ловная АПЛ проекта 659 К-45 (производственный шифр неизвестен, по классификации NATO - Echo-l). 12 мая 1960 г: она была спущена на воду, а приемный акт был подписан 28 июня 1961 г.
Разработка проекта подводного (ракетоносца проекта 659 с крылатой ракетой П-5 осуществлялась в соответствии с правительственным постановлением от 26 августа 1956 г. А 19 октября 11957 г. на заседании президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. На этом заседании был утвержден перспективный план строительства АПЛ, в соответствии с которым уже к 1961 г. предполагалось передать флоту 32 подводные лодки с крылатыми ракетами.
В рамках проекта 659 в Комсомольске-на-Амуре были построены пять АПЛ, несу­щие крылатые ракеты. Все они остались нести службу на ТOФ. В короткие сроки были оборудованы места базирования для этих АПЛ в Уссурийском заливе неподалеку от Владивостока и в Авачинской бухте на Kaмчатке.
Ракетное вооружение этих подводных кораблей составляли шесть крылатых ракет П-5 (длина 11 М, диаметр корпуса 1 м, размах крыла почти 4 М, стартовая масса более 5 т, дальность стрельбы 350 км). Старт ракет выполнялся из надводного положения при волнении моря не более 5 баллов и скорость хода до 8 узлов (15 км/ч) - что существенно снижало возможность применения этого оружия в боевых условиях (Иль­ин, Колесников, 2000).
Ракетоносцы проекта 659 провели свою относительно короткую службу на Тихоо­кеанском флоте. Они были предназначены для поражения крылатыми ракетами целей на побережье потенциального противника. Теоретически их ракеты могли достигать целей на западном побережье США, Гавайских островах, В Японии, в районе Панамс­кого канала. Практически же ракетный комплекс П-5, которым на первых порах были оснащены ПЛАРК проекта 659, имел ряд недостатков, а его достоинства вскоре были перекрыты усилением противолодочной и противоракетной обороны США.
В результате, с августа 1965 г. по декабрь 1969 г. на СРЗ Звезда (Б.Камень, При­морский край) все подводные корабли этого проекта из ракетоносных были переде­ланы в торпедные по проекту 659Т. В девяностых годах оставшиеся АПЛ этого про­екта были выведены из состава флота и переданы на утилизацию (Ильин, Колесни­ков, 2000).
Основные технические характеристики АПЛ проекта 659 представлены в табл. 3
3.3.2. Проект 675. Громкое Echo-2
Новые требования к ракетному вооружению и носителям ракет привели к появлению 17 августа 1956 г. постановления Совета Министров СССР о начале работ по со­зданию ПЛАРК проекта 675 (производственный шифр неизвестен, по классификации NATO - Echo-2). Новые АПЛ предполагалось оснащать противокорабельными раке­тами П-6 и стратегическими ракетами П-5М, предназначенными для поражения бере­говых целей. Основное вооружение АПЛ - восемь крылатых ракет П-6 размещались и в контейнерах и стартовали только из надводного положения. Новшеством этого ра­кетного комплекса стала реализованная впервые в мире возможность залповой ракет­ной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в со­ставе соединений. (Ильин, Колесников, 2000).
При поддержке высшего руководства страны, с 1963 г. со стапелей Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре начали сходить многоцелевые АПЛ самого многочисленно­го проекта 675, способные нести крылатые ракеты П-6. Всего в рамках проекта 675 были построены 29 АПЛ. Из них 16 единиц - в Северодвинске и 13 единиц - в Ком­сомольске-на-Амуре. Все они имели однотипные реакторы ВМ-А такие же, как на АПЛ проектов 627, 658 и 659 (Буйницкий, 1998).
В конце восьмидесятых годов производилась модернизация АПЛ проекта 675 по проекту 675МВК, в результате чего они получили новый ракетный комплекс Вулкан с увеличенной дальностью стрельбы (Ильин, Колесников, 2000).
Всего за десять лет - с 1958 по 1968 гг. в СССР были построены 56 АПЛ первого поколения. К началу девяностых годов все они выработали сроки эксплуатации и были списаны из состава флотов. Судьба некоторых из них была трагичной. Большинство же атомных подводных кораблей разделили судьбу своих экипажей - ставшие бреме­нем для бюджета страны, многие АПЛ до сих пор находятся на базах отстоя в бухтах
Кольского полуострова, Приморья и Камчатки. Еще много десятилетий они будут яв­ляться источником радиационной опасности, требуя огромных средств для поддержа­ния безопасности, и просто астрономических - для их полной утилизации. Атомная революция на флоте свершилась. Как всегда случается в истории, ее последствия пред­стоит преодолевать потомкам - непричастным и непонимающим важности целей, ради которых эта самая революция совершалась.
Основные технические характеристики АПЛ проекта 675 представлены в табл. 3












Таблица 3
Основные технические характеристики АЛЛ проектов 659 и 675 (Ильин, Колесников, 2000).
проект
проект 659 (в 1965-1969гг переделаны по проекту. 659Т)
проект 675
 количество построенных кораблей
5
29
 производственный
-
-
 шифр название по классификации NA ТО
Eeho-1
Eeho-2
 длина (м)
111,2
115,4
 ширина (м)
9,2
9,3
 средняя осадка (м)
7,6
7,8
 водоизмещение нормальное/полное (т)
3.731/4.920
4.500/5.760
максимальная скорость подводного хода (узлы/ км/ч)
29/ 52
29 / 52
 надводная скорость (узлы / км/ч)
21/40

максимальная глубина погружения (м)
300
300
 автономность (сутки)
50
50
 характеристики ЯЭУ и ППУ
2 реактора ВМ-А мощность 2х70 МВт 2 ППУ по 35.000 л.с.
2 реактора ВМ-А мощность 2х70 МВт 2 ППУ по 39.000 л.с.
  экипаж (чел)
120
137

Немає коментарів: