. Проекты
659 и 675. Пусть шумные, зато много
Но советским военным стратегам требовалось расширять
геополитическое присутствие и наращивать мощность ВПК. Средств из
государственного бюджета на эти цели выделялось достаточно, поэтому в конце
пятидесятых годов география строительства АПЛ расширилась. К Северодвинскому Севмашу
прибавился завод им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Именно
там 28 декабря 1957 г.
была заложена головная АПЛ проекта 659 К-45 (производственный шифр
неизвестен, по классификации NATO - Echo-l). 12 мая 1960 г: она была
спущена на воду, а приемный акт был подписан 28 июня 1961 г.
Разработка проекта подводного (ракетоносца проекта
659 с крылатой ракетой П-5 осуществлялась в соответствии с правительственным
постановлением от 26 августа 1956
г. А 19 октября 11957 г. на заседании президиума ЦК КПСС
рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. На
этом заседании был утвержден перспективный план строительства АПЛ, в
соответствии с которым уже к 1961
г. предполагалось передать флоту 32 подводные лодки с
крылатыми ракетами.
В рамках проекта 659 в Комсомольске-на-Амуре были
построены пять АПЛ, несущие крылатые ракеты. Все они остались нести службу на
ТOФ. В короткие сроки были оборудованы места базирования для этих АПЛ в
Уссурийском заливе неподалеку от Владивостока и в Авачинской бухте на Kaмчатке.
Ракетное вооружение этих подводных кораблей
составляли шесть крылатых ракет П-5 (длина 11 М, диаметр корпуса 1 м, размах крыла почти 4 М, стартовая масса более 5 т,
дальность стрельбы 350 км).
Старт ракет выполнялся из надводного положения при волнении моря не более 5
баллов и скорость хода до 8 узлов (15 км/ч) - что существенно снижало возможность
применения этого оружия в боевых условиях (Ильин, Колесников, 2000).
Ракетоносцы проекта 659 провели свою относительно короткую
службу на Тихоокеанском флоте. Они были предназначены для поражения
крылатыми ракетами целей на побережье потенциального противника. Теоретически
их ракеты могли достигать целей на западном побережье США, Гавайских островах,
В Японии, в районе Панамского канала. Практически же ракетный комплекс П-5,
которым на первых порах были оснащены ПЛАРК проекта 659, имел ряд недостатков,
а его достоинства вскоре были перекрыты усилением противолодочной и
противоракетной обороны США.
В результате, с августа 1965 г. по декабрь 1969 г. на СРЗ Звезда (Б.Камень,
Приморский край) все подводные корабли этого проекта из ракетоносных были
переделаны в торпедные по проекту 659Т. В девяностых годах оставшиеся АПЛ
этого проекта были выведены из состава флота и переданы на утилизацию (Ильин,
Колесников, 2000).
Основные технические характеристики АПЛ проекта 659
представлены в табл. 3
3.3.2.
Проект 675. Громкое Echo-2
Новые требования к ракетному вооружению и носителям
ракет привели к появлению 17 августа 1956 г. постановления Совета Министров СССР о
начале работ по созданию ПЛАРК проекта 675 (производственный шифр неизвестен,
по классификации NATO - Echo-2). Новые АПЛ предполагалось оснащать
противокорабельными ракетами П-6 и стратегическими ракетами П-5М,
предназначенными для поражения береговых целей. Основное вооружение АПЛ -
восемь крылатых ракет П-6 размещались и в контейнерах и стартовали только из
надводного положения. Новшеством этого ракетного комплекса стала реализованная
впервые в мире возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным
поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. (Ильин,
Колесников, 2000).
При поддержке высшего руководства страны, с 1963 г. со стапелей
Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре начали сходить многоцелевые АПЛ самого
многочисленного проекта 675, способные нести крылатые ракеты П-6. Всего в
рамках проекта 675 были построены 29 АПЛ. Из них 16 единиц - в Северодвинске и
13 единиц - в Комсомольске-на-Амуре. Все они имели однотипные реакторы ВМ-А
такие же, как на АПЛ проектов 627, 658 и 659 (Буйницкий, 1998).
В конце восьмидесятых годов производилась модернизация АПЛ проекта 675
по проекту 675МВК, в результате чего они получили новый ракетный комплекс Вулкан
с увеличенной дальностью стрельбы (Ильин, Колесников, 2000).
Всего за десять лет - с 1958 по 1968 гг. в СССР были
построены 56 АПЛ первого поколения. К началу девяностых годов все они
выработали сроки эксплуатации и были списаны из состава флотов. Судьба
некоторых из них была трагичной. Большинство же атомных подводных кораблей разделили
судьбу своих экипажей - ставшие бременем для бюджета страны, многие АПЛ до сих
пор находятся на базах отстоя в бухтах
Кольского полуострова, Приморья и Камчатки. Еще много
десятилетий они будут являться источником радиационной опасности, требуя огромных
средств для поддержания безопасности, и просто астрономических - для их полной
утилизации. Атомная революция на флоте свершилась. Как всегда случается в
истории, ее последствия предстоит преодолевать потомкам - непричастным
и непонимающим важности целей, ради которых эта самая революция совершалась.
Основные технические характеристики АПЛ
проекта 675 представлены в табл. 3
Таблица
3
Основные
технические характеристики АЛЛ проектов 659
и 675 (Ильин, Колесников, 2000).
проект
|
проект 659 (в 1965-1969гг
переделаны по проекту. 659Т)
|
проект 675
|
количество построенных кораблей
|
5
|
29
|
производственный
|
-
|
-
|
шифр название по классификации NA ТО
|
Eeho-1
|
Eeho-2
|
длина (м)
|
111,2
|
115,4
|
ширина (м)
|
9,2
|
9,3
|
средняя осадка (м)
|
7,6
|
7,8
|
водоизмещение нормальное/полное (т)
|
3.731/4.920
|
4.500/5.760
|
максимальная
скорость подводного хода (узлы/ км/ч)
|
29/ 52
|
29 / 52
|
надводная скорость (узлы / км/ч)
|
21/40
|
|
максимальная
глубина погружения (м)
|
300
|
300
|
автономность (сутки)
|
50
|
50
|
характеристики ЯЭУ и ППУ
|
2 реактора ВМ-А
мощность 2х70 МВт 2 ППУ по 35.000
л.с.
|
2 реактора ВМ-А
мощность 2х70 МВт 2 ППУ по 39.000
л.с.
|
экипаж (чел)
|
120
|
137
|
Немає коментарів:
Дописати коментар