СЮДА Я ПРИДУ НА ЗАРЕ…
…Как давно это уже было! Целых 30 лет! И как это помнится все сегодня так, как будто было лишь вчера: события, люди, их поведение и действия в те врезавшиеся в память мгновения страшной трагедии!
Ничего в тот вечер, казалось бы, не предвещало беды: обычный выход ПЛ на полигон, замер шумности, на «все-про все» пара суток и – домой, на базу. Погода соответствовала настроению, берег в надвигавшихся сумерках приветливо перемигивался огнями все ближе и ближе, старпом неторопливо составлял график стояночных вахт на время пребывания в базе. Все шло своим чередом, вот только черная лодочная крыса начала вдруг метаться по отсеку, как бы не находя себе места, пока не исчезла «с концами» в трюме центрального поста. Суеверия суевериями, но подобное поведение корабельных крыс испокон веков было предупреждением моряцкому люду о надвигающейся беде. Но тут! Какая может быть беда, когда до берега рукой подать, когда оперативный дежурный непривычно быстро дал «добро» на вход, когда, отужинав, подводники выбрались на верх рубки подымить всласть да, расслабившись, почесать языки. И может быть с этих мгновений и начался роковой отсчет событий, который и привел их к конечной точке пересечения на траверзе острова Скрыплев в 19 часов 45 минут 21.10.81г. и поделил экипаж дизельной подводной лодки «С-178» на мертвых и живых. Судите сами:
- на ПЛ завершался ужин, боевая тревога, обязательная при прохождении узкостей, на лодке еще не объявлялась;
- оперативный дежурный на берегу, давший «178-й» «добро» на вход, тоже ушел на ужин, запамятовав предупредить о входящей в бухту лодке своего подменщика-мичмана;
- мичман, не ведая о идущей в базу ПЛ, на свой страх и риск разрешил выход из бухты «рыбака» водоизмещением в 6 тыс. тонн, запросившегося вдруг в море;
- конечно же, ни мичман, давший разрешение «Рефрижератору №13» на выход из бухты, ни ПЛ, получившая «добро» оперативного на вход и идущая в свою базу, не «брали поправку» на то, что уходящие надолго в море рыбаки основательно «попрощались» с берегом и шли, мягко говоря, в изрядном подпитии;
- лодка шла под дизелями и чтобы обеспечить им доступ чистого воздуха, переборочные межотсечные двери были открыты «на просос».
Были и другие горькие нюансы в этой предыстории, но они уже настолько на слуху, что перечислять их в очередной раз просто нет смысла. Но даже приведенные выше четыре нарушения правил несения службы как плавсредствами, так и береговыми подразделениями помогут уже понять даже непосвященному суть последующей трагедии: кованный штевень рефрижератора прорубил на ходу корпус подводной лодки, а оставленные «на просос» двери сыграли свою черную роль – лодка затонула.
О самой трагедии написано много книг, статей, томов судебного расследования, экспертиз, профессиональных и предвзятых заключений, мнений, некоторые из них остаются спорными и по сей день – с какими-то из них наши современники согласны, с какими-то нет. Но суть остается одна – погибли люди! Много людей – 32 человека! Досрочно ушли из жизни чьи-то отцы, сыновья, братья, женихи… Могло быть больше, если бы дрогнул в тот момент и растерялся бы старпом лодки капитан-лейтенант С. Кубынин. Растерялся и не дал бы команду срочно задраиться в первом торпедном отсеке не успевшим погибнуть в первые мгновенья катастрофы морякам. Мало того, своим личным мужеством он поддерживал до последнего уверенность в доверившихся ему членах экипажа в том, что спасение непременно придет, что флот уже «встал на уши» и делает все для спасения лодки и моряков. Хотя, конечно, в тот момент спасение протараненной лодки было уже понятием вторичным, главным было спасение оставшихся в живых людей. И именно во многом благодаря личным качествам старпома как человека, как моряка, как офицера-подводника, как командира было проведено не имеющее аналогов на флотах мира массовое спасение экипажа из затопленной ПЛ путем выхода через торпедные аппараты! Сам старпом выходил последним, но, уже добравшись до рубки своей лодки и пытаясь отыскать где-то там привязанный к скобе конец от буя на поверхности, вдруг потерял сознание и в таком состоянии вылетел наверх. Затем были несколько суток без сознания, барокамера, семь диагнозов врачей, любой из которых не давал шансов на жизнь, госпиталь и огромное упрямство старпома С.Кубынина в борьбе с собой, с врачами, со всеми, кто сомневался в его усилиях, в стремлении выжить «назло фашистам». И он победил!!! Если в первый раз Кубынин «не сложил лапки» и наперекор судьбе спасся с лодки сам и спас 27 человек, победив все сомнения и страхи, то сейчас он «ввязался в драку» за самого себя, понимая, что никто кроме него самого не добудет победу в этом бою вопреки диагнозам, прогнозам, вопреки сомнениям и пессимизму даже среди близких ему людей. Определив для себя главнейшую задачу – «Выжить!!!», он выжил! И лишь одному Господу Богу известно, чего это стоило этому немногословному лобастому, с несколько жестковатым взглядом светлых глаз, человеку. «Сергей!» - спросил я его – «Но как же…врачи там…диагнозы…Ведь с организмом твоим тогда черт знает что было! С точки зрения природы и логики…» - «Ну-ну!» - хмыкнул Кубынин – «Если бы я в отношении себя прислушивался к логике и природе, то давным-давно бы «откинул ласты». А так приказал себе – выкарабкаться! И выкарабкался! С тобой вот говорю…»
Этим летом неугомонный старпом собрал по России уцелевших членов экипажа своей лодки и привез их во Владивосток в аккурат ко Дню ВМФ России. И первым делом моряки поехали на Морское кладбище к Мемориалу ПЛ «С-178». И были там хорошие простые слова в речах выступающих, и ком в горле, и слезы на глазах, и цветы к основанию рубки-памятника и на именные таблички с фамилиями погибших друзей, и «пять грамм» за помин их душ…Поседевшая Память склоняла вместе с живыми голову, стоя в скорбном строю, не стесняясь, плакала, обнявшись с ними, кого-то успокаивала, обняв за плечи – «ну будет…будет…чего уж ты так-то…», стояла отрешенно и незримо с кем-то, ушедшим мысленно в ту трагическую пору, возле горького списка с фамилиями на правом борту рубки, никак не могла прикурить сигарету от ходившей ходуном зажигалки в задрожавших вдруг руках. И никак не пьянела вместе со всеми в этот погожий июльский денек вопреки выпитой водочке, ибо горюшко-то на душе и в сердце, полоснувшее вдруг болью острою, было сильнее. Гораздо сильнее…
А потом был вечер-встреча с теми, «кто помнит», в Малом зале ДОФ, тихо играла соответствующая музыка в исполнении скрипичных дел мастериц, читались стихи, звучали воспоминания. Выступили известный писатель-маринист, сам подводник, капитан первого ранга Н.Черкашин, автор и режиссер многих короткометражных фильмов о подводниках, бывший командир ПЛ С.Апрелев, Президент ДВ Ассоциации морских капитанов, автор ставшей популярной книги «Спасите нас на суше» П.Осичанский – в его книге есть и глава, посвященная «С-178». Ряду присутствующих был вручен специально изготовленный к 30-летию гибели лодки нагрудный знак. В адрес жен нескольких подводников были переданы удостоверения и симпатичные знаки «Жене подводника». Капитан 1 ранга Ю.Лавренов, отдавший некогда немало времени МЧС, получил переданную ему из Украины медаль «25 лет Чернобылю». Старшине Владивостокского Морского собрания О.Матвееву в канун Дня десантника вручили памятную медаль «80 лет ВДВ».
…И снова несколько строк о Сергее Кубынине. После списания из ВМФ он не мог себя представить в дальнейшем в качестве какой-нибудь «конторской крысы» и прорвался в МЧС, да не кем-нибудь, а начальником спасательно-поискового отряда одного из административных округов Москвы! На роду, знать, у него быть спасателем кого-то! А кроме того, собирает еще летом по дворам Сергей Михайлович пацанов («чтобы по подворотням не шарахались!»), создает из них поисковый отряд и «тралит» с ними места былых боев и сражений. И надо видеть, с каким азартом и блеском в глазах он рассказывает о местах и предысториях появления у него на стеллаже в кабинете ржавых штыков от трехлинеек, пробитых, изъеденных временем и землей солдатских касках (наших, советских – немецкие не подбирали). А еще не забывает никогда старпом о просьбах, с которыми обращаются к нему бывшие его сослуживцы, не отмахивается от них дежурной фразой: «А что я могу?», а садится и пишет во всевозможные инстанции, теребит гражданских и военных чиновников, отстаивая интересы и права своих ребят. В свое время сраженный настырностью С.Кубынина бывший мэр Владивостока Ю.Копылов выделил на Морском кладбище место под сооружение Мемориала лодке «С-178». Наградной лист на звание Героя России на Кубынина Сергея Михайловича, капитана 1 ранга в запасе, подписали видные адмиралы ВМФ СССР и РФ во главе с бывшим Главкомом ВМФ СССР Адмиралом В.Чернавиным. Но…подписать, еще не значит стать – есть такое издевательское правило в Наградных отделах. До сих пор наградной лист на Кубынина С.М. «находится на рассмотрении». Хотя по большому счету Сергею на это начхать – «Как нас, старик, учили? Нам не до ордена – жила бы Родина! И на этом все, забыли!» Но общественность России по-своему оценила старпома Кубынина – в 2006г. ему был вручен «камергерский ключ» - знак национальной премии «Сокровище России»! Получили эту премию в тот день видные деятели России. Капитан 1 ранга С.Кубынин был единственным военным среди них! Узнав, за что моряку вручили такую премию, народный артист России Ю.Соломин с уважением пожал ему руку. Этот снимок висит на видном месте в кабинете Сергея Михайловича Кубынина – моряка, офицера, подводника, до сих пор не снявшего себя с должности старпома ПЛ «С-178».
Немає коментарів:
Дописати коментар