вівторок, жовтня 25, 2011



    Рыцари глубин
  В мае 1882 года в Кронштадте на основании указа Александра III была создана первая в России и в мире государственная школа водолазов. В Севастополь эта школа переехала в декабре 1924 года.
     За год до передислокации школы в Севастополь приказом по ОГПУ № 528 от 17 декабря 1923 года была создана экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). На ее базе осуществлялись подготовка водолазов, промышленное производство водолазного снаряжения и технических средств, обеспечивающих погружение человека под воду.

     В 1928 году комиссаром по Военно-морским делам было принято решение объединить Водолазную школу с балаклавскими курсами ЭПРОН. Теперь Водолазная школа сконцентрировала имущество в едином центре и стала располагать хорошей учебной базой. Начальником Водолазной школы, которая обрела постоянное место базирования в Балаклаве, назначили известного по тем временам водолазного специалиста Ф.А. Шпаковича. По его инициативе школа 16 мая 1931 года была преобразована в военно-морской водолазный техникум. Это позволило готовить водолазные кадры высочайшей квалификации.
     Во время Великой Отечественной войны боевая деятельность водолазов на Черном море началась с борьбы с немецкими неконтактными минами. В начальном периоде обороны Севастополя были созданы отряды и группы аварийно-спасательной службы для оказания помощи кораблям и судам, получившим повреждения. В общей сложности за годы войны водолазами Черноморского флота было поднято 675 кораблей и судов общим водоизмещением 315.387 тонн, снято с мели 298 судов и кораблей и оказана помощь 144 аварийным судам.
     В послевоенный период необходимость в водолазном труде не уменьшилась. Колоссальная работа была проделана после освобождения Севастополя в мае 1944 года. Разминировав бухты, водолазы подняли эсминцы «Быстрый», «Совершенный», 8 барж, гидрографическое судно «Горизонт», трофейный плавдок с находящимся в нем теплоходом «Эрцгерцог-Карл», теплоход «Грузия», подводную лодку «М-351»... В общей сложности с 1944 по 1955 год было поднято 3.916 кораблей и судов общим водоизмещением 2.720 тысяч тонн!
     29 октября 1955 года в 1 час 30 минут на внутреннем рейде Севастопольской бухты произошел взрыв на флагманском корабле Черноморского флота линкоре «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут, несмотря на героическую борьбу экипажа за живучесть, корабль опрокинулся вверх килем и затонул. Погибли 609, ранены 139 моряков. В начале 1956 года для подъема линкора «Новороссийск» была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН-35) под командованием крупнейшего и авторитетнейшего специалиста в деле судоподъема контр-адмирала Н.П. Чикера. Эта экспедиция была самой крупной и мощной судоподъемной организацией в составе АСС ВМФ. О ее масштабе говорит хотя бы тот факт, что в ее штат входили 53 офицера, а общая численность моряков превышала 500 человек. Экспедиции предстояло решить титаническую задачу. Об огромном объеме работ могут сказать такие цифры: при отделении башенновидной фок-мачты и второй башни главного калибра было израсходовано более тонны трубчатых электродов и около 200 баллонов кислорода. Водолазные работы на линкоре проводились в 2-3 смены круглосуточно. В каждую смену входили около 150 водолазов! Группы водолазов возглавляли водолазные специалисты высочайшего класса, питомцы Водолазной школы, прошедшие войну, – офицеры М.И. Козлов, И.И. Топал, А.И. Черкащенко, П.Н. Никольский... Они лично выполняли самые сложные и опасные работы.
     Судоподъем линкора явился особой страницей в летописи водолазного дела, сгустком мужества и воли. В то время история не знала подобного. Работать приходилось при полном отсутствии видимости. Обстановку усугубляли разлагающиеся трупы, сотни тонн взрывоопасных предметов, студенистая масса из ила и нефтепродуктов, тяжелейший физический и психологический стресс – вот то самое лезвие бритвы, по которому много раз прошли водолазы. Но несмотря на все это, линкор подняли в короткие сроки.
     С 1974 по 1977 год выпускники школы водолазов поднимали на поверхность секретную технику и документацию и готовили к подрыву большой противолодочный корабль «Отважный», затонувший после многочасового мощного пожара на траверзе мыса Херсонес. Затонувший корабль представлял собой навигационное препятствие, кроме того, на его борту оставались взрывчатые вещества и горюче-смазочные материалы, представлявшие опасность.
     В 1980 году группа акванавтов КЧФ в составе водолазных специалистов В.И. Вишневского, В.В. Ионова, инструкторов-водолазов С.В. Бабичева, С.В. Прищепа, В.Г. Тарасенко и врача-физиолога Г.И. Ласточкина в специальном комплексе «ДП» погружалась на глубину 307 м.
     Мне памятно, как в период с 1 по 19 сентября 1986 года питомцы школы работали на затонувшем в Цемесской бухте Новороссийска пароходе «Адмирал Нахимов», поскольку освещал в «Красной звезде» эпопею подъема тел погибших на теплоходе. Вместе со спасателями я не один день находился на спасательном судне СС-21 и своими глазами видел работу флотских водолазов. Сложнейшую задачу по резке окон-лазов в борту лайнера выполнял лучший в ту пору на флоте мастер подводной резки мичман Валентин Задорожный. За высокий профессионализм и мужество он был награжден орденом Красной Звезды. Орденами и медалями также были награждены водолазы Алексей Черкашин, Юрий Образ, Петр Максимец и возглавлявший группу офицер Василий Величко. Двое из водолазов - мичманы Юрий Владимирович Полищук и Сергей Александрович Шардаков - посмертно. Работы в Цемесской бухте стали еще одной героической и в то же время трагической страницей в истории водолазной службы.
     Говоря о водолазах, нельзя обойти молчанием и их мирный созидательный труд. Именно водолазы проложили тысячи и тысячи метров трубопроводов, коллекторов, дюкеров. Водолаз А.Ф. Символоков, окончивший Школу водолазов в 1956 году, за выдающиеся достижения в области народного хозяйства стал лауреатом Государственной премии СССР, кавалером орденов Октябрьской Революции, Знак Почета и удостоен звания Героя Социалистического Труда.
     Наряду с классическими водолазными работами во второй половине минувшего столетия в России стали проводиться интересные подводные археологические работы. Так, в 1958 году на Чудском озере были обнаружены остатки укрепленного вала, сохранившегося с 1242 года, года победы русских войск во главе с Александром Невским над немецкими крестоносцами. Но наиболее интересные находки были сделаны, как выяснилось, в районе базирования самой Водолазной школы в Карантинной бухте и прилегающей акватории, где находится древнегреческий полис – Херсонес. Археологами при активной помощи водолазных специалистов школы были сделаны важные открытия и извлечены бесценные образцы античной культуры, ныне выставленные в залах Эрмитажа и музея-заповедника «Херсонес Таврический».
     Море и сегодня скрывает многие тайны, разгадать которые без витязей подводных глубин не представляется возможным. Не первый год идет, например, поиск потопленного фашистами 7 ноября 1941 года в Черном море недалеко от Ялты санитарного транспорта «Армения», на котором погибли около 5.000 человек! Это рекордная по количеству людей катастрофа планеты. Для сравнения: на «Титанике», затонувшем в 1912 году, погибли 1.503 человека.
     По подсчетам бывшего начальника гидрографической службы ЧФ, ученого, контр-адмирала Л.И. Митина, который посвятил долгие годы своей жизни созданию «Атласа охраны природы Черного и Азовского морей», в этом регионе за все время судоходства (а это свыше 30 столетий) произошло 50 — 60 тысяч кораблекрушений. На карте «Затонувшие суда и экология» отражены места 1.150 погибших кораблей и судов разных государств. Предположительно, всего на дне Черного моря реально могло сохраниться около двух тысяч затонувших кораблей преимущественно трех последних столетий.
     Но все же главная задача водолазов – спасение кораблей и подводных лодок. Только за последние годы, невзирая на огромные организационные, материальные и моральные трудности, силами УПАСР Черноморского флота в акватории Черного, Азовского и Средиземного морей были сняты с мели спасательный буксир «Орион», теплоход «Воскресенск», тральщик «Маслов», транспортное судно «Сож», подняты с различных глубин затонувшие корабли и суда – учебно-тренировочное судно «УТС-255», пассажирский катер «ПСК-28», рыболовный траулер «Саки», рыбопоисковое судно «Дивный», теплоход «Дунайский-37», катер проекта 205-У, пять причальных секций, кормовая оконечность теплохода «Кристина» – все общим водоизмещением 4.813 тонн. Была оказана помощь кораблю «Суздалец», теплоходу «Ксенола», теплоходу «Котовский», ликвидированы пожары на морском буксире «МБ-160» и большом противолодочном корабле «Азов», выведенном из состава флота. Также были произведены поиск и подъем боеприпасов времен Великой Отечественной войны в Севастопольской бухте…
     В девяностых годах прошлого века после развала Советского Союза, в Водолазной школе началась «ломка» в подготовке водолазов. У некоторых высокопоставленных чиновников возникали кощунственные вопросы: «А нужна ли вообще Водолазная школа России?» Разум и логика говорили – нужна! И в первую очередь для подготовки высокопрофессиональных водолазов-глубоководников, для оказания помощи попавшим в беду в морских глубинах подводным лодкам и спасения их экипажей. Трагедия атомной подводной лодки «Курск» еще раз доказала это.
     В 1997 году учебный отряд расформировывается, а Школа водолазов в сокращенном варианте со всей учебно-материальной базой переподчиняется 7-му учебному отряду Черноморского флота имени адмирала Ф.С. Октябрьского, которым ныне командует капитан 1 ранга Николай Седов. Назначение школы осталось прежним - подготовка водолазов для кораблей и частей ВМФ Российской Федерации. В соответствии со штатным расписанием школа может готовить 300 водолазов за один набор, но готовит в соответствии с необходимостью немногим менее 200 специалистов. В год производится подготовка двух наборов. Кроме того, в каждом из них школа готовит 20 водолазов для Пограничной службы ФСБ России.
     Для теоретической подготовки водолазов имеется 14 учебных кабинетов и 11 учебных классов. В школе ведется постоянная работа по созданию учебных видеофильмов, наглядных пособий, макетов. Для практической отработки водолазных спусков есть водолазный полигон с 14 водолазными постами, способный обеспечить одновременный спуск под воду 80 водолазов.
     Для погружения водолазов на глубины от 10 до 45 метров школа располагает дивизионом учебных катеров. Глубоководники проходят отработку навыков на глубине с борта спасательного судна
     «ЭПРОН», находящегося в ведении бригады спасательных судов.
     В перспективе школа водолазов, как единственная в России имеющая достаточную материальную базу и богатые традиции подготовки специалистов, при государственном подходе может осуществлять подготовку водолазов для всех ведомств, которым это необходимо: ПС ФСБ РФ, МЧС, гражданских предприятий. Для повышения качества подготовки водолазов необходимо вернуться к тому, что уже было в истории школы: вновь присвоить ей статус техникума. В новом веке среднее техническое образование водолаза не роскошь, не прихоть, а насущная необходимость.
     В 1998 году на должность начальника Школы водолазов назначается командир самого большого и современного в России спасательного судна «Эльбрус» капитан 1 ранга Виктор Иванович Пономаренко. Он быстро приступил к наведению должного порядка в подразделениях школы, организовал ремонт учебных кабинетов, классов, жилых и служебных помещений.
     Многие питомцы Водолазной школы стали известными учеными, писателями, кинематографистами, изобретателями, крупными военачальниками, командирами кораблей, воинских частей и соединений.
     Из числа выпускников Водолазной школы пятеро удостоены звания Героя Советского Союза – это капитан 1 ранга П.И. Державин, подполковник П.Е. Филоненко, контр-адмирал А.В. Трипольский, летчик-космонавт В.И. Рождественский, водолаз-глубоководник
     Л. Солодков. Двенадцать специалистов водолазного дела стали лауреатами Государственной премии. Водолазы А.Ф. Символоков и С.С. Милиант удостоены звания Героев Социалистического Труда. Тысячи водолазов награждены боевыми и трудовыми орденами.
     С 1882 по 2007 год выпускниками Водолазной школы стали более 85 тысяч водолазов и водолазных специалистов. Невозможно перечислить имена всех людей, своими подвигами и трудом прославивших водолазную службу.
     К своему юбилею коллектив школы водолазов, как и весь учебный отряд, готовился тщательно. Вот почему к уже имеющемуся музею части, где много сказано об истории водолазного дела, памятникам и памятным знакам сегодня добавилась комната боевой славы прославленного учебного заведения с новыми экспонатами, документами, фотографиями, а также памятный знак первому начальнику Водолазной школы капитан-лейтенанту А.Г. Леонтьеву и первому врачу-лекарю Н.М. Храбростину. На черный гранит, словно капли крови, легли алые гвоздики… В память о первопроходцах.
     На снимках: начальник школы водолазов капитан 1 ранга Виктор ПОНОМАРЕНКО; 

Немає коментарів: