неділя, жовтня 23, 2011

"Харьковское соглашение-2": возвращение к торгу за «газофлот» Печать

 
ukr_rusПоследний визит в Киев министра обороны РФ Анатолия Сердюкова закончился без особого успеха для Кремля. Не был решен весьма принципиальный для россиян вопрос о перевооружении Черноморского флота РФ, который в России активно обсуждается уже добрых два года.


В частности, после прихода к власти в Украине Виктора Януковича и подписания им Харьковских соглашений, только ленивый российский политик или адмирал не рассказал о том, каким мощным, оснащенным новейшими кораблями и подводными лодками, будет Черноморский флот уже через несколько лет.
http://hvylya.org/analytics/politics/14013-harkovskoe-soglashenie-2-vozvraschenie-k-torgu-za-gazoflot.html?tmpl=component&print=1&layout=default&page=
Сначала на ЧФ на словах отправляли почему-то только новейшие фрегаты. Это выглядело странным, поскольку это – корабли океанической зоны, в маленьком Черном море для них не так много вариантов использования, тогда как выходы из Черного моря, как известно, контролирует член НАТО Турция.


Затем россияне «исправились» и принялись заявлять о замене нынешнего металлолома в составе ЧФ РФ не только на фрегаты, но и корветы (корабли ближней, прибрежной зоны) и подводные лодки. К лету 2010 года в России, наконец, определились, что в ходе радикального обновления состава Черноморского флота до 2020 года он должен получить 6 фрегатов проекта 1135.6 (в том числе три - до 2014 года), 5-6 подводных лодок проекта 636М, и также порядка 6 корветов проекта 20385 до 2018 года. Кроме того, ЧФ получит новейшие малые ракетные и малые артиллерийские корабли, а также суда обеспечения. В целом, согласно планов, до 2025 года в составе Черноморского флота будет более 35 новых, современных единиц.
То есть об адекватной замене одних, устаревших боевых единиц на другие, новые, речь изначально шла, уже исходя из показателя в виде численности ПЛ - на сегодня в составе ЧФ числится всего две подлодки (де-факто одна – «Алроса» - да и по той вопросы). А тут готовится целая группировка в 5-6 единиц.
Заметим, также, что боевому составу флота легко определить, к каким действиям на море готовится страна. Если она делает ставку на корветы, т.е. корабли прибрежной зоны, она однозначно готовится к обороне. Если усиленно пополняет свой флот кораблями дальней зоны (в данном случае фрегатами) – значит, готовится к нападению, либо иным действиям вдали от своих баз.
Как бы там ни было, от этих планов захватывает дух. Но есть в них два небольших изъяна.
Первый состоит в том, что, если взглянуть на планы загрузки российских судостроительных предприятий на ближайшую перспективу, то становится ясным: чтобы перевооружить ЧФ по указанным «нормативам», придется очень существенную часть строящегося переправлять на Черное море. Как быть с необходимостью переоснащать другие российский флоты, никто не уточнял. Хотя, с другой стороны, сегодня российские верфи работают далеко не на полную мощность, то есть, вопрос решаем, – были бы деньги.
Второй нюанс касается уже большой политики. Известно, что согласно украино-российским договоренностям по ЧФ РФ, российская сторона может решить вопрос переоснащения своего флота, расположенного на украинской территории, только с согласия Киева. Ситуация в этом плане получилось не шибко красивая: в России не только маргинальные эксперты, но и чиновники и политики весьма высокого уровня как о факте рассказывают о новых кораблях на ЧФ РФ, но при этом Украину никто и не спросил, что она думает по этому поводу. Вполне очевидно, что в России никто и не предполагал, что нынешняя украинская власть может не согласиться с планами Москвы.
Но случилось невероятное – Украина стала выдвигать свои условия, которые не слишком нравятся России. Мы говорим «невероятное», поскольку ранее украинская власть весьма легко сдавала украинские интересы, соглашаясь на любые условия Москвы по поводу ЧФ РФ – взять хотя бы то, с какой легкостью Янукович подписал те же Харьковские соглашения, продлевающие нахождение Черноморского флота в Украине на 25 лет, не смотря на однозначный запрет Конституции Украины нахождения на украинской территории иностранных военных баз.
Между тем, к нынешнему визиту Сердюкова в Украину база готовилась давно. Еще в марте 2011 года первый замначальника Главного штаба ВМФ РФ, вице-адмирал Олег Бурцев сказал в эфире «Эха Москвы», что на Черноморском флоте будет создана группировка подводных лодок, «которые могут адекватно реагировать на создавшиеся критические ситуации». А перед этим депутат Госдумы РФ, председатель подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Михаил Ненашев сообщил во время тематического видеомоста Киев–Москва, что до конца 2011 года ЧФ РФ пополнится также новыми кораблями: «Это корабли второго ранга, также, возможно, дизельные подводные лодки».
Таким образом, начало переоснащения ЧФ Россия наметила уже на 2011 год. В ходе нынешнего визита Анатолия Сердюкова в Киев ожидалось, что российский министр обороны и его украинский коллега Михаил Ежель подпишут документ, определяющий, в каком режиме и на каких условиях Черноморский флот России сможет обновить старые боевые корабли, а так же список этих кораблей и наземного вооружения, которое Россия хочет поставить на Cевастопольскую базу.


Однако в конце концов ни один документ подписан не был. По информации Минобороны Украины, стороны лишь «согласовали» эти документы. Согласно информации российских СМИ, главной причиной, по которой документы по перевооружению флота не были подписаны, стала несогласованность по доступу Украины к информации о вооружении новых кораблей. Мол, Украина хочет, чтобы Россия согласовывала с ней каждый шаг, предоставляла полный перечень вооружения новых кораблей, заключала контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. Россия же хочет оставить флот «более независимым» от Киева. Также появилась информация о том, что Киев намекает разрешение вопроса перевооружения ЧФ, если Москва поддержит украинские проекты вроде запуска в серию самолета Ан-70.
Одновременно появилась информация и о том, что Киев сейчас блокирует решение вопроса переоснащения ЧФ РФ для последующей спекуляции на нем при выбивании из Москвы снижения цены на газ. То есть, по сути речь идет об эдаком «Харьковском соглашении-2» и сохранении за ЧФ статуса «газофлота», который ему придумали Янукович с Медведевым весной 2010-го.
Как бы там ни было, к вопросу о подписании документов о переоснащении ЧФ РФ Москва и Киев вернутся в конце октября – начале ноября.
...С одной стороны, определенная логика в действиях Киева есть. Действительно, сегодня трудно ответить на вопрос, что имеет Украина от того, что на ее территории находится ЧФ РФ, если он даже свои корабли ремонтирует не на украинских предприятиях, а в Болгарии. Усиленная пропиаренная Януковичем и его командой «скидка на российский газ» по Харьковским соглашениям привела к тому, что Украина платит за этот газ больше, чем некоторые страны ЕС. За базирование флота Россия платит копейки – 97,75 млн долл в год (и то не платятся, а «списываются» с украинского долга за газ), когда только по арендной ставке на землю в Севастополе должна платить миллиарды, не говоря уже об использовании объектов и инфраструктуры. Так пусть хоть ремонтируют свои суда на украинских предприятиях, платя за это «живые» деньги.
Но, с другой стороны, сомнительно, что ремонт кораблей ЧФ (даже не строительство), принесет Украине ощутимую выгоду от ЧФ.
В то же время, перевооружение Черноморского флота может свидетельствовать только о том, что россияне собираются обосноваться в Севастополе и Крыму надолго. Куда дольше, чем на 25 лет. Такой вывод можно сделать уже исходя из самого поверхностного анализа ситуации: натащив сейчас новых кораблей в Крым, Россия не сможет их вывести ни через 25, ни через 30 лет.  Как мы упоминали, к 2025 ЧФ получит до 40 новых кораблей и подводных лодок. Плюс то, что останется в строю. России просто не будет, куда выводить эту армаду.
Еще до Харьковских соглашений было ясно, что у Москвы будут серьезные проблемы с поиском новых стоянок для кораблей после 2017 года. Строительство новой базы в Новороссийске велось «для галочки», но на тот момент ЧФ мог вывести из боевого состава весь старый хлам, и оставалось разместить десяток кораблей. А сейчас речь будет идти о куда большем количестве кораблей и судов, которые никак не списать.
Сейчас, говоря о переоснащении, Россия заявляла о том, что для новых боевых единиц в составе ЧФ она будет перестраивать причалы и инфраструктуру в Севастополе, таким образом, обновляя существующую базу. О том, чтобы подумать на 25 лет вперед и начать строить базу для ЧФ на своей территории (а на это нужны многие годы и многомиллиардные затраты), сейчас в Москве никто даже не заикается. Россияне уверены, что они в Севастополе – навсегда. И повод так думать им дал и дает господин Янукович.
Потому, говоря сегодня о переоснащении ЧФ РФ, Киев должен думать вовсе не о том, как заработать сотню-другую тысяч долларов на ремонте российских кораблей. А о том, что давая разрешение на подобное переоснащение, Украина создает все предпосылки для того, чтобы российский флот остался на ее территории навсегда.
И последнее. Коль уж ЧФ РФ находится на украинской территории, любая адекватная власть изначально решала бы вопрос понятных и прозрачных расчетов за такое базирование. Сложная схема «дружеских уступок» создает отличные поводы для дальнейших несчетных спекуляций на этой теме и со стороны Киева, и со стороны РФ. Тогда как еще в 1997 году, при заключении изначальных соглашений по ЧФ, было ясно, что наиболее разумный путь – это инвентаризация земель и имущества флота с оперированием средней арендной ставкой на землю по региону, формирование понятной арендной платы (с включением различных побочных компенсаций – например, на ликвидацию экологических последствий) и заключение соответствующего договора аренды.


Но украинская власть, вместо прагматизма, идет по пути «дружбы». Хотя всем уже давно ясно, что этот путь – это в итоге путь раздоров, взаимных обвинений, информационных войн, шантажа и плевания ядом.

Немає коментарів: