субота, жовтня 22, 2011


Переход К-455.html и К-490 с КСФ на КТОФ

Подготовка к переходу.
1977-78.html год шла подготовка ракетных подводных крейсеров К-455.html и К-490 к переходу на Тихоокеанский флот. Это были первые подводные лодки проекта 667БДР, которые должны были придти на вооружение ТОФ. Для обеспечения перехода КСФ выделил ОИС "Байкал", на котором должен был идти второй экипаж К-455.
Руководителями перехода были назначены:
Командир перехода – командир 13-й дивизии контр-адмирал Павлов А.И.
Командир К-455.html - капитан 1.html ранга Толстолыткин И.А.
Командир К-490 - капитан 1.html ранга Кузнецов В.М.
Командир ОИС «Байкал» - капитан 3 ранга Бочинский Г.
Командир 2-го экипажа К-455.html - капитан 1.html ранга Чефонов И.Г.
Старший на борту «Байкала» – капитан 1.html ранга Климов П.Л.
10 января 1979 года на СФ прибыл главком ВМФ Горшков С.Г.
К-490 и К-455.html приготовили к смотру. За несколько часов до прибытия комиссии, экипажи провели большую приборку и с лодок их удалили, оставив только вахту. Подошла грузовая машина из тыла базы и произвели "дооснащение" лодок. По всем отсекам были застелены ковры, цвета весенней травы. В самых разных местах появились кашпо с живыми цветами. Столы в кают-компаниях были застелены красивыми скатертями и обставлены сервизами, которых экипажи никогда не видели. Лодки были очень красивы, наверно, в первый и последний раз в своей жизни. Всё это и так полагалось лодкам, но для сохранения хранилось на складах. Комиссия осматривать лодки не стала, а сразу проследовала в штаб 3-й флотилии. К вечеру лодки привели в исходное, ковры, цветы и посуду увезли обратно на склады и больше лодки своего имущества не видели.
Экипажи показывать москвичам также не стали, так как каждому офицеру ПЛ была положена канадка, но никаких канадок офицеры К-455.html никогда не видели, для работы наверху офицерам выдали чёрные ватники, далеко не новые. Если бы не белая надпись, на спине каждого ватника в/ч 10454, то строй экипажа новейшего атомохода сильно походил на строй заключётнных.
В штабе 3-й флотилии ПЛ КСФ в Гаджиево главком ВМФ заслушал доклады командиров К-455, К-490 и командира перехода контр-адмирала Павлова А.И. о готовности кораблей и поставил задачи на переход.
Основная задача для РПК СН К-455.html и К-490 - переход с СФ на ТОФ с одновременным несением боевой службы, а так же проверка работоспособности оружия и технических средств в различных климатических зонах Мирового океана;
Задачи ОИС «Байкал»:
- обеспечить навигационную безопасность при совместном плавании с АЛЛ в подводном положении;
- материально-техническое и аварийно-спасательное обеспечение К-455.html и К-490 на переходе;
- освоение Мирового океана по маршруту следования отряда;
- изучение навигационно-гидрографических условий плавания для нужд ракетных ПЛ;
- проверку эффективности навигационной космической системы «Шлюз».
Схема перехода К-455, К-490 и ОИС "Байкал"
Переход было приказано провести в три этапа.
1-й этап – переход из Гаджиево до пролива Дрейка. Корабли выходят в море с интервалом в 1.html сутки. Встречаются в полигоне и начинают движение в походном ордере. Средняя скорость на переходе 12.html узлов(экономическая скорость ОИС «Байкал»). После преодоления противолодочных рубежей корабли расходятся. ОИС «Байкал» проходит Атлантический океан по середине. К-455.html идёт восточнее, ближе к берегам Африки. К-490 идёт западнее, ближе к берегам Америки. На широте Гибралтара к ОИС «Байкал» присоединяется авианосный крейсер «Минск». На подходах к проливу Дрейка отряд соединяется.
2-й этап – переход через пролив Дрейка. Корабли в походном ордере преодолевают пролив Дрейка.
3-й этап – переход от пролива Дрейка в Авачинский залив. Корабли пересекают Тихий океан самостоятельно.
15.html января 1979 года командующий СФ адмирал Чернавин В.Н. провел последний инструктаж, уточнив задачи на переход, поставленные главкомом ВМФ. Во время инструктажа капитан 1.html ранга Чефонов И.Г. предложил части второго экипажа К-455.html и ему самому следовать на борту К-455, а не на ОИС «Байкал». Командующий СФ не согласился с предложением Чефонова И.Г. Командующий флотом был совершенно прав. Ни Чефонов, ни его люди, ни в какой ситуации ни чем нам помочь не могли. А вот помешать, - сколько угодно.
 
 
 
 
 
Выход
21.html января 1979 года из Гаджиево вышла К-490 с походным штабом на борту.
22 января 1979 года ночью(это чисто условно, солнце всё равно не вставало) из Гаджиево должна была выйти К-455. Вечером командир К-455.html приказал произвести помывку экипажа на борту. Запасы пресной воды начали быстро падать, а хотелось уйти только с береговой водой в цистернах(пресная вода, сваренная в испарителях делает пищу отвратительной). 3-й дивизион срочно начал пополнение запасов пресной воды. А температура воздуха -25°С. Вода в шлангах замерзала минут за 15. Трубопровод разбирали и шланги, как карандаши грузили в рубочный люк, они так и оттаивали, стоя. Лёд быстро порвал шланги, но трюмные сбегали на соседнее ПКЗ и принесли оттуда новенькие пожарные шланги(вахта на ПКЗ неслась отвратительно).
Подошли ещё две машины со свежим хлебом и экипаж начал погрузку.
Командир поднялся на мостик, осмотрел бухту. От воды поднимался такой пар, что соседнего пирса было не видно.
"Прекратить погрузку, уходим", - скомандовал Толстолыткин.
"А хлеб", - взмолился Скорина, отвечавший за продовольствие.
"К чёрту хлеб, через час ничего не будет видно. Боевая тревога. Корабль к бою и походу приготовить".
Корабль полностью исправен, экипаж чистый, запас береговой пресной воды полный, настроение экипажа боевое и К-455.html медленно отошла от пирса, оставив на берегу две машины свежего хлеба.
Выйдя из Кольского залива, К-455.html попала в сильный шторм. Непривычные к качке подводники, завалились в койки. До точки погружения шли около 6.html часов. Считалось, что экипаж не знает каким маршрутом пойдёт ПЛ, северным или южным.
Когда штурман доложил, что лодка в точке погружения, Толстолыткин бросил на стол в центральном посту, тонкий белый конверт с сургучными печатями. Старпом вскрыл конверт. Там была карта Мирового океана, на которой тонкой линией был проложен маршрут К-455.html от Кольского залива, через Атлантический океан, пролив Дрейка и через Тихий океан на Камчатку.
Боевая тревога. По местам стоять к погружению.
К-455.html погрузилась и не выходя из района стала ждать подхода ОИС "Байкал".
23 января 1979 года из Кольского залива вышел ОИС «Байкал».
Корабли отряда встретились и начали движение на северо-запад.
 
Переход через Атлантический океан.
Пройдя северный противолодочный рубеж Нордкап-Медвежий, отряд взял курс на юго-запад.
При пересечении противолодочных рубежей. Экипажи слышали работу по ПЛ гидроакустических средств в активном режиме. Посылки были настолько сильные, что их можно было услышать, приложив ухо к прочному корпусу. Неспециалисты объясняли друг другу, что это работают вражеские стационарные гидроакустические средства в активном режиме. Специалисты помалкивали. Они не знали, что должны были представлять из себя гидроакустические станции такой мощности. Как оказалось впоследствии, у противника нет, и не было таких мощных гидролокаторов. Так что кто работал по лодкам, до сих пор неизвестно.
Пройдя Фарреро-Исландский противолодочный рубеж, корабли ордера разошлись.
01.html февраля 1979 года прошли Канарские острова, температура воды, на глубине 200 метров +12°С.
На траверзе Гибралтара ОИС "Байкал" с экипажем капитана 1.html ранга Чефонова встретился с авианесущим крейсером «Минск», вышедшим из Севастополя для перехода в порт новой приписки – Владивосток. В южной Атлантике «Минск», повернул налево и обогнув Африку, через Индийский океан ушел во Владивосток.
Развод боевой смены перед заступлением на вахту на средней палубе 4-го отсека.
Как видно из этой фотографии, перед походом многие подстриглись под "0", ожидая, что к концу похода причёски придут в исходное. Надо сказать, что за время похода, ни у кого из них волосы не выросли ни на миллиметр, что их сильно испугало. Но когда головы увидели солнышко, волосы опять стали, нормально расти.
10 февраля 1979 года пересекли экватор. На борт К-455.html прибыл Нептун со свитой.
10 февраля 1979 года пересекли экватор. На борт К-455.html прибыл Нептун со свитой.
Нептун со свитой обходит К-455.html при пересечении экватора.
Нептуном был старший лейтенант Бурнис, а его свиту изображали Сковородников и Дианов. Как видно из фотографий к мероприятию отнеслись очень ответственно и с душой.
Каждому члену экипажа Нептун вручил вымпел и свидетельство о пересечении экватора.
17.html февраля 1979 года корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли.
18.html февраля 1979 года советское правительство передало официальное сообщение, суть которого: «Свой долг по отношению к Вьетнаму мы выполним».
19.html февраля 1979 года в 17.30 старший на «Байкале» капитан 1.html ранга Климов П.Л. приказал: «Командиру ОИС «Байкал» капитану 3 ранга Бочинскому Г. и командиру второго экипажа К-455.html капитану 1.html ранга Чефонову И.Г. по моему приказанию быть готовыми к началу боевых действий... В основу своих решений положить план подготовки ОИС «Байкал» с размещенным на нем экипажем РПК СН по приведению судна в полную боевую готовность».
Свое решение и отданные распоряжения Климов П.Л. донес на ЦКП ВМФ шифрованной радиограммой.
21 февраля 1979 года на борт «Байкала» пришёл ответ за подписью начальника Главного штаба ВМФ адмирала флота Егорова Г.М.: «Ваша главная задача не боевые действия, а обеспечение навигационной безопасности РПК СН. Донести о встрече с РПК СН, состоянии и начале движения...»
23 февраля 1979 года Климов донес командованию план встречи с РПК СН.
В 3-м отсеке на политической кате мира каждые сутки, по состоянию на 4.html часа утра – время заступления второй боевой смены, отмечался маршрут движения К-455.
 
Отметка маршрута К-455.html на политической карте мира.
26.html февраля 1979 года в 13.30 «Байкал» установил связь с лодками по УКВ. Командир перехода контр-адмирал Павлов доложил на ЦКП ВМФ об установлении связи с атомоходами. В 14.50 К-455, К-490 и ОИС "Байкал" встретились в точке перед входом в пролив Дрейка и сверили координаты места. В 15.30 контр-адмирал Павлов с борта К-490 приказал построиться в ордер для прохода пролива Дрейка.
В 19.00 К-490 и К-455.html заняли свои места с бортов ОИС "Байкал" на отстоянии 35-45 кабельтов и, курсом 247° и скоростью 7.html узлов, начали совместное движение, входя в пролив. Лодки поддерживали связь по УЗПС. Связь, честно говоря, была совершенно отвратительная.
28.html февраля 1979 года погода ухудшилась, плотная облачность, видимость 12.html кабельтов, температура воздуха +6°С, воды +1°С. От командующего СФ пришло радиопоздравление с успешным завершением первого этапа перехода.
 
Прохождение пролива Дрейка.
26.html февраля 1979 года В 19.00 К-490 и К-455.html заняли свои места с бортов ОИС "Байкал" на отстоянии 35-45 кабельтов и, курсом 247° и скоростью 7.html узлов, начали совместное движение, входя в пролив. Лодки поддерживали связь по УЗПС. Связь, честно говоря, была совершенно отвратительная.
28.html февраля 1979 года погода ухудшилась, плотная облачность, видимость 12.html кабельтов, температура воздуха +6°С, воды +1°С. От командующего СФ пришло радиопоздравление с успешным завершением первого этапа перехода.
Периодически лодки подвсплывали на перископную глубину.
03 марта 1979 года в 14.15.html отряд, курсом 247° и скоростью 9.html узлов, прошёл траверс мыса Горн. В 19.40 корабли вышли в Тихий океан, продолжая следовать в ордере.
05 марта 1979 года в 1.00 Павлов передал через «Байкал» в Москву, что отряд, завершив второй этап перехода, вошел в Тихий океан.
 
Переход через Тихий океан.
Пересекать Тихий океан К-455.html и К-490 должны были самостоятельно. Если в Атлантике ПЛ держали скорость не выше скорости ОИС «Байкал», что бы подойти к проливу Дрейка одновременно, то теперь они могли идти полным ходом. В результате ПЛ пришли на Камчатку на две недели раньше обеспечителя.
На переходе, командир БЧ-5 Хромов предложил очень интересное и полезное соревнование. Экипажу было предложено подавать рацианолизаторские предложения, что и как можно улучшить на корабле. Соревнование шло между боевыми сменами. Предложения сдавались командиру 3-го дивизиона Шишову, который придирчиво отсеивал всякую ерунду и принимал, только стоящие предложения. За поход он принял 1500 предложений, которые, затем, как было объявлено экипажу были отправлены в 1-й институт ВМФ.
Весь поход на борту К-455.html была спокойная, демократичная обстановка. В начале похода экипаж периодически собирался в кают-компаниях на просмотр фильмов, но опыт показал, что при этом резко возрастает уровень СО в 5-бис отсеке и у всех долго болит голова. Тогда кинопроекторы, просто перестали убирать и желающие могли посмотреть кино в любое время, если кают-компании были свободны. Газовая обстановка сразу нормализовалась.
Любимый фильм экипажа - "Иван Васильевич меняет профессию" каждый посмотрел более 10 раз. Устраивались даже споры на лучшее знание фильма. А вот "Му-му" так ни разу и не посмотрели.
Наверно потому, что командование К-455.html сумело создать в походе спокойную рабочую обстановку, за весь поход на борту не было серьёзных аварийных происшествий(в отличии от К-490).
09.html апреля 1979 года в 18.00, на подходе к Авачинской губе всплыла К-490, а через шесть часов всплыла К-455.
10 апреля 1979 года В бухту Крашенинникова пришли к утру. Светало. Объявили готовность №-2.html и курильщики потянулись к рубочному люку. Лодка вентилировалась, и в люк засасывало холодный воздух с крупными хлопьями снега. Желающих подниматься наверх не нашлось.
Командование 25-й дивизии планировало торжественную встречу лодок и поэтому лодки ночью встали в бухте на якоря. За два с половиной месяца под водой якорное устройство заржавело и когда днём на пирсе построился оркестр, и прибыло начальство отдать стопор не удалось. Толстолыткин приказал боцману Мамонову пилить стопор. Пока искали ножовку, и боцман пилил толстенный стопор, прошло более 2-х часов. Встречающие на пирсе изрядно замёрзли. Встреча была скомкана. Экипажи сидели по готовности №-1.html без обеда. Наконец ошвартовались и нам в ЦП спустили, полученного командиром жареного поросёнка, обложенного картошкой. Мы решили его сразу съесть, но он оказался таким холодным и невкусным, что остался почти не тронутым.
10 апреля 1979 года, Рыбачий, вручение командирам К-455.html и К-490 традиционных жареных поросят.
На борту К-455.html экипаж сфотографировался на память. Фотографировались отдельно по боевым сменам, затем каждый прошёл в центральный пост и расписался на гюйсе. Собрали деньги и заказали памятный значок с надписью "Участнику перехода КСФ - КТОФ".
 
 
Командование переходом К-455.html в апреле 1979 года.
 
1-я боевая смена К-455.html в апреле 1979 года.
2-я боевая смена К-455.html в апреле 1979 года.
3-я боевая смена К-455.html в апреле 1979 года.
 
 
Гюйс К-455, на котором рассписались все члены экипажа К-455.html в апреле 1979 года.
Замполит клялся, что этот гюйс будет отправлен в Военно-морской музей. Через несколько лет штурман Валера Дианов случайно нашёл его среди каких-то тряпок и забрал себе. Он и сейчас хранится у Дианова.
23 апреля 1979 года в 02.15.html в Авачинскую бухту пришёл ОИС «Байкал».
 
 
 
Памятный знак, заказанный экипажем К-455.
 
 
Значок "За дальний поход" вручавшийся экипажам К-455.html и К-490 после перехода.
После прихода на Камчатку командиры кораблей подали наградные листы на членов экипажей.
Контр-адмирал Павлов А.И. и командир К-455.html капитан 1.html ранга Толстолыткин И.А. были представлены к званию Героев СССР, а командир К-490 капитан 1.html ранга Кузнецов В. к ордену Ленина(наверно за аварию кислородной устрановки К-4, которая могла привести к всплытию ПЛ и потере скрытности). Но командир К-490 в достаточно резкой форме высказал желание тоже стать Героем. Как принято на нашем флоте, в таких ситуациях не добавляют, а отнимают. И командиру К-455.html степень награждения понизили.
Офицеров, в основной массе, наградили орденами "За службу Родине 3-й степени".
Командир К-455.html вручает сутулого 3-й степени капитан-лейтенанту Мельникову В. в кают-компании К-455.
24.html июля 1979 года За успешное выполнение задания контр-адмиралу Павлову А.И. Указом Президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
Командиры К-455.html капитан 1.html ранга Толстолыткин И.А. и К-490 капитан 1.html ранга Кузнецов В. удостоены ордена Ленина.
Командиpa второго экипажа К-455.html капитана 1.html ранга Чефонова И. и командира ОИС «Байкал» капитана 3 ранга Бочинского Г. наградили орденом Красной Звезды.
После прихода К-455.html и К-490 в Рыбачий, офицеров подводных лодок спросили об их желании служить на Камчатке. Командир 3-го дивизина БЧ-5 капитан 3 ранга Шишов Н.С. заявил о желании служить на Северном флоте. Экипажи посмеялись, но к всеобщему удивлению Шишова вскоре вернули служить на КСФ в Гаджиево.

Немає коментарів: