Работая завлабом в Институте профессионально-технического образования РАО (Российской академии образования), у меня немного оставалось свободного времени, чтобы взяться за перо и писать воспоминания о давно минувшем времени нашей туманной юности. Володя Любимов - один из тех, кто вдохновлял и подталкивал меня на этот подвиг. В ТОВВМУ я знал его как хорошего товарища честного, открытого, общительного блондина с ясными голубыми глазами
НИКТО НЕ ЗАБЫТ,НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
Но учились мы на разных факультетах, и у нас был свои круг близких друзей. У меня это были Толя Пичугин и Жора Савенко, у Володи - Гриша Базалий и Толя Скопинцсв, с которыми он учился семь лет (три года в «подготе» и четыре - в ТОВВМУ). После училища наша служба с Володей проходила в разных местах, и встречаться приходилось лишь изредка на юбилейных встречах по случаю окончания ТОВВМУ в далеком 1953 году. На юбилее «50 лет спустя» 4 октября 2003 года подходит как-то Володя ко мне и говорит: «Толя, вот тут ты перед нами «распинался» о пройденном пути от флагманского минера до профессора и доктора педнаук, почему бы тебе не написать воспоминания о наших выдающихся адмиралах - Льве Столярове, Саше Устьянцеве и других. Вон сколько книг сочинил, показывал нам с трибуны!» В ответ я отшутился, сказав, что не так-то все просто, да и времени нет, так как работа в институте не оставляет никакого свободного времени. Возвратившись в Питер, подумал: «Все-таки Володя прав. Среди наших однокашников есть выдающиеся военморы, адмиралы. Если не написать о пройденном ими пути, о их богатом опыте военной службе лично мне самому, то кто же тогда о них напишет?!» Так зародилась мысль последовать совету Володи Любимова. Началась переписка с друзьями, однокашниками по ТОВВМУ, посещение Центрального военно-морского музея и его филиалов (крейсера «Аврора», подводной лодки «Народоволец», Музея подводников России им. Маринеско), Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, Нахимовского военно-морского училища. Неоднократно пришлось ездить в Гатчину и рыться в документах Центрального Военно-Морского архива. Для уточнения и сверки различных сведений часто приходится звонить питерским однокашникам Володе Анциферову, Юре Черненко, Вале Шабанову, Радику Писарскому, последнему - особенно часто. Обладая цепкой памятью на события и лица, он помог мне уточнить или исправить некоторые неточности в описании отдельных персонажей моих очерков. Интенсивная переписка с моими друзьями - Жорой Савенко, Колей Латышевым и Володей Любимовым - дала пищу для многих размышлений о величии пройденного пути ТОВВМУ им. СО. Макарова, 70-летие со дня основания которого исполняется осенью 2007 года. С этого начались публикации моих статей во флотской печати о наиболее выдающихся наших однокашниках ТОВВМУ-53, и зародилась мысль о написании на основе опубликованных статей книги «Ходили мы походами ...», которую читатель, надеюсь, может быть, держит в своих руках.
Июнь 1946 - июнь 1949 гг. - воспитанник Владивостокского морского подготовительного училища («подготы»).
Июль 1949 - сентябрь 1953 гг. - курсант ТОВВМУ им. СО. Макарова, штурманский факультет;
2 июля 1949 г. принимает Военную присягу на службу Родине и Военно-морскому флоту.
С октября 1953 г. по май 1954 г. — слушатель Специальных офицерских классов подводного плавания (СКОСГТП) при 51 учебном отряде ТОФ.
С 6 мая по 6 сентября 1954 г. - командир рулевой группы БЧ-1 ПЛ С-132 Тихоокеанского Флота.
С 7 сентября по 28 октября 1954 г. - командир БЧ-1-4 ПЛ М-275 171 БПЛ (ТОФ).
С 29 октября 1954 г. по 17 июля 1956 г. - командир БЧ-1 ПЛ С-130 («Щука») 126 БПЛ (Владивосток, б. Улисс, затем, - б. Ракушка залива Владимир).
С 18 июля 1956 г. по 13 января 1958 г. - помощник командиров подводных лодок С-133, затем - М-252 и С-335. Эти старые лодки шли на разоружение и списание из состава ВМФ. С декабря 1956 г. по январь 1958 г. Владимир Любимов, хотя и числился помощником командира ПЛ, на самом деле был отправлен Командующим Тихоокеанским Флотом в спецкомандировку в качестве судового штурмана на танкеры Черноморского пароходства.
28 сентября 1959 г. Любимов назначается старшим помощником командира ПЛ С-235 126 БПЛ. В 1962 г. (июнь - декабрь) на этой лодке Владимир Серафимович участвует в индонезийском походе из Владивостока в главную ВМБ Индонезии - порт Сурабая.
В декабре 1962 г. с опозданием на два с лишним месяца по независящим от него причинам Володя становится слушателем ВСООЛК, которые заканчивает в июне 1963 г. с блестящими результатами. Только одна лишь «четверка» в аттестате не позволили ему получить красный диплом.
С октябрь 1967 г. по март 1973 г. - особая веха в деятельности Владимира Серафимовича. Его назначают командиром подводного ракетоносца с крылатыми ракетами К-120 (651 пр.), входящего в состав Северного Флота. В 1969 году К-120 совершит одиночный переход южным путем на Тихоокеанский театр и войдет в состав ТОФ. Этот период службы Владимира Любимова богат событиями и интересными фактами. О двух эпизодах он мне рассказал еще при юбилейной встрече однокашников 4 октября 2003 г. Записи в тетради я делал стенографическим письмом, некоторые детали требовали уточнения. После переписки и разговора с другом по каналам связи неясные вопросы были уточнены. Эпизоды со слов Володи Любимова приводятся ниже.
Западная Лица, июнь-июль 1969 г. Подводная лодка К-120 усиленно готовится к переходу на ТОФ, выполняются торпедные и ракетные стрельбы, проводятся размагничивание и докование подводного корабля. В это напряженное для экипажа время командованием была поставлена задача на участие в зачетном тактическом учении Беломорской ВМБ с прорывом рубежа ПЛО в Белом море. Задача была поставлена неожиданно, непосредственно в море шифровкой, предварительно не было даже устного инструктажа в штабе базы. Была поставлена задача по форсированию противолодочного рубежа от точки погружения до точки всплытия. Маневрировать разрешалось по усмотрению командира, соблюдая все меры скрытности. В поиске нашей ПЛ были задействованы надводные корабли и вертолеты с гидролокаторами. В период форсирования рубежа ПЛО я наблюдал их посылки, уклонялся изменением глубины погружения, руководствуясь данными гидрологического разреза моря. Обнаружен не был, чем «обеспечил» неудовлетворительную оценку силам ПЛО. На меня, вероятно, обижались противолодочники, но им я не мог ничем помочь, не мог позволить себе «подыграть» («пошуметь») братьям по оружию. Во-первых, это было против моих правил. Во-вторых, я ни с кем не встречался из них ранее. Может, меня даже считали «чужаком» в своей среде, так как я - тихоокеанец. Вот так я «завалил» зачетное учение Беломорской ВМБ. После всплытия, перед возвращением в Западную Лицу, участвовал в совместной с ПЛ К-58 ракетной стрельбе ракетами РС-27 на приз Главнокомандующего ВМФ. Стрельба была успешной, но приз завоевала другая группа подводных лодок. Скорей всего посчитали, что ракетная стрельба последней была более успешной.
Индийский океан. Район Сейшельских островов. 14 октября 1969 г. ПЛ K -120 находится на бакштове у танкера «Ахтуба», приписанного к Тихоокеанскому Флоту. Танкер стоит на якоре. На танкер заведены топливный и водяной шланги. Глубина места 60 м, большая океанская зыбь. Жара. Ярко светит солнце. Температура воздуха около +38 градусов по Цельсию. В воде плавают огромные черепахи, с мостика увидели «рыбу-молот», многих других морских рыб, резвящихся и выпрыгивающих из воды. Вдруг появились акулы! Мы уже дважды ранее ловили акулят длиной около двух метров. На крупной зыби бакштов натягивается, как струна, и дрожит. Шланги заранее были уложены так, чтобы не порвать при таком натяжении бакштов. Командир БЧ-5 капитан 3 ранга Бронислав Николаевич Янчук (по кличке Броня) постоянно контролирует их состояние, выходя периодически на нос ПЛ. Временами бакштов, как тетива лука, так «надраивается», что с силой перескакивает через обтекатель «МГ-25». Для безопасности я рекомендовал Броне наблюдать за поведением бакштов непосредственно с мостика ПЛ и не подходить близко к «играющим» концам. Иногда мои указания Брониславом нарушались. Так было и на этот раз. Когда Бронислав оказался в носу лодки, бакштов, перескакивая через обтекатель «МГ-25», ударил его по ногам выше колен. Броня как теннисный мяч улетел и плюхнулся в воду в 20 метрах от ПЛ. Памятуя о том, что вокруг лодки бродят прожорливые акулы, он после первого шока греб к борту лодки с такой силой, что, вероятно, мог побить мировой рекорд в плавании вольным стилем. Матросы подали ему бросательный конец и помогли подняться на борт субмарины. За нарушение указаний хотел было наказать Бронислава. Но все-таки, оказавшись неожиданно в воде среди морских чудищ, наш мех проявил находчивость и природную смекалку, за что, естественно, достоин поощрения. В среднем, эпизод прошел без последствий, дней десять Броня наш хромал, но наш бравый врач быстро его поставил на ноги. Все-таки пришлось сделать Брониславу соответствующее внушение, пожурил его. Но, подумав, сказал, что хвалю за находчивость и принятие немедленных действенных мер по сохранению своей жизни, что надеюсь на него - в сложных ситуациях будет с таким же рвением бороться за живучесть корабля, за спасение личного состава. Бронислав доверие мое оправдал.
В 1969 г. состоялся пятимесячный переход ПЛ К-120 южным путем на Тихоокеанский Флот с решением задач боевой службы в Индийском океане и обеспечением задач боевой подготовки кораблей Оперативной эскадры ТОФ, которой в то время командовал адмирал Николай Иванович Ховрин.
С 6 декабря 1971 г. по 27 мая 1972 г. К-120 несет полугодовую боевую службу в Индийском океане в период Индо-Пакистанского конфликта. Лодка выполнила все предписанные ей задачи на боевой службе с высоким качеством, за что ее командир капитан 1 ранга Владимир Любимов награждается орденом Красной звезды.
С марта 1973 г. по декабрь 1984 г. Владимир Серафимович назначается заместителем начальника поисково-спасательной службы Тихоокеанского Флота. Эта ответственная должность связана с подготовкой поисково-спасательных сил флота и обеспечением запусков и полетов пилотируемых космических кораблей и беспилотных космических объектов, пусков межбаллистических ракет с территории СССР в акваторию Тихого океана. За обеспечение запуска и полета международных космических кораблей «Союз - Апполон» в 1975 г. Владимир Серафимович награждается орденом Трудового Красного Знамени.
31 декабря 1984 г. Владимир Серафимович увольняется в запас по возрасту. У него прекрасная семья, жена Людмила Алексеевна и сын Александр, 1956 г. рождения. Проживают во Владивостоке.
Конечно, возраст берет свое. Мы стали не такими уж быстрыми и стремительными. Но не стареет душой ветеран. Владимир Серафимович по-прежнему бодр, подтянут, элегантен. По-прежнему этот убеленный сединою ветеран предан морю, морскому братству, Военно-морскому Флагу.
Батаршев А.В. "Ходили мы походами"
Немає коментарів:
Дописати коментар