субота, листопада 19, 2011

Чем нынешний обыватель отличается от советского

17/11/2011 15:37 Знаете, чем отличался советский обыватель от теперешнего? Да ничем. В основном. Как говорил один упитанный экономист по фамилии Делягин: "Все мы за севрюгу, а за конституцию только во-вторых". И тогда, и сейчас обывателю было достаточно сытно жрать трижды в день, допьяна бухать по праздникам, а оставшиеся от вышеперечисленных инвестиций деньги тратить на предметы роскоши. Разница лишь в том, что изменилось понимание того, что считать предметом роскоши.

            Когда-то ковер на стене был признаком неимоверной крутизны. Сейчас на его фоне фотографируются герои сообщества ШУ (школа уродов). Когда-то обладание автомобилем "Волга" давало статус как минимум VIP. В наши дни на "Волгах" трудовые иммигранты перебираются по пятнадцать штук в кабине со своей родины в Россию (а конкретно таджикские теперь двигаются в обратном направлении, лол). В общем, товарное изобилие сместило акценты потребления в голове обывателя, но суть осталась та же.

Единственное различие между нынешним обывателем и советским в том, что нынешний экзистенциально потерян. Он не знает зачем он работает свою работу в офисе с кондиционером. Он не знает куда бы ему приложить нерастраченную физическую энергию. Он лишен смысла жизни, так сказать. Советский же обыватель знал, что два выходных в неделю ему даны для того, что бы он сел в электричку и отправился в райцентр за колбасой, за консервами, за сластями. Перед советским обывателем не стояло вопроса выбора досуга. Он посвящал досуг покупке колбасы. Он стоял в очереди, ругался с такими же как он. Не всегда хватало колбасы столько, сколько он хотел, поэтому ему отпускали только килограмм, допустим. Он ехал в отпуск на поезде дальнего следования просто что бы купить колбасы где нибудь подальше и может даже импортной. Его глаза горели азартом, он имел цель! Безудержное стремление к образу блага, материализованного в колбасе.

И мне кажется, советское руководство понимало, что его система распределения продуктового довольствия - это не просто способ накормить человека, но и инструмент для поддержки воли к жизни советского обывателя, поэтому эта система не менялась вплоть до 91 года прошлого века.

Потом страна была в форс-мажорном состоянии почти десятилетие, и вот сейчас мы пришли к тому, что у нас, наконец-то появился обыватель. То есть тот человек, который уже не занят выживанием, а занят погоней (впрочем вялой) за материальным благополучием в довольно крупных размерах. Обывателя холит и лелеит рынок. Рыночная экономика дает ему возможность хоть каждый день покупать колбасу, птицу, мясо. Причем, для патриотично настроенных обывателей дает возможность покупать всю эту продукцию нашего производства.

Для того, что бы купить все это нужны всего лишь деньги. Согласитесь, зарабатывание денег отнимает гораздо меньше душевных и физических сил, чем езда в райцентр за колбасой каждую б-жию неделю на электричке в компании таких же как ты целеустремленных.

Я, как вы знаете, работаю кладовщиком (в том числе). Поднимаю с этой деятельности очень жиденькое по московским меркам бабло, но вот сегодня я купил 400 грамм сырокопченой колбасы и бутылочку Famous Grouse побаловаться. И знаете что? Я почувствовал в душе такю пустоту, ведь виски и колбаса достались мне слишком легко ( в чем, несомненно виноват Путин). Но я уверен, что пустота в душе лучше очистительных мук колбасного уик-энда. Если бы 27 мне было в те года, когда мне было 7 я едва ли узнал бы о том, что существует такой напиток как "Знаменитая куропатка" и такая колбаса как сырокопченая.

Да, наша страна, я считаю, дошла до той стадии своего развития, когда "выживание" стало экстремальным спортом, вроде сноубординга. Единственное, что требуется от обывателя - это приносить пользу. За это простенькое занятие обыватель будет неплохо и разнообразно накормлен без дополнительных усилий.
Полная версия материала: http://www.online812.ru/2011/11/17/005/

Немає коментарів: