Шаг в атомную эру
Приход этой подлодки ознаменовал начало эры ремонта подводных атомоходов на предприятии. Напомним: К-33 — вторая субмарина проекта 658, построенная на Севмаше и переданная ВМФ в декабре 1960 года (заводской № 902, ответственный сдатчик Е.А. Колодочкин, сдаточный механик М.Г. Калинин, уводил корабль в Заполярье капитан I ранга Л.А. Матушкин, ставший впоследствии Героем Советского Союза и вице-адмиралом).
В конце июня 61-го ее включили в состав Северного флота, а в завершение года она уже отличилась: первой из состава ВМФ СССР совершила арктический поход для отработки тактических приемов в подледных условиях со всплытием во льдах. Об этой подлодке есть рассказ в третьем издании сборника «Корабелы «Звездочки», выпущенного в честь 55-летия предприятия (автор — заведующий заводским музеем Василий Кологриев), где дана широкая картина того периода, когда завод осваивал ремонт первых АПЛ. И тем, что подводный корабль за два года вернули флоту совершенно обновленным, командование флота, вспоминают ветераны, было довольно.Всего в активе К-33 четыре похода на боевую службу. О том, как проходило омоложение субмарины, «Северный рабочий» рассказывал, но вот о том, что после срочной службы на ней сошли на берег и бросили якорь на десятилетия на ягринской верфи несколько членов экипажа, не говорилось. Мало того что эти бравые ребята служили на К-33 по четыре года, так они еще и принимали участие в ее ремонте, сменив флотские бушлаты на заводскую робу. Это бывшие главные старшины Виктор Архипов, Александр Максимов и Николай Русин, старшины
I статьи Юрий Ермаков, Борис Асанов и Александр Богачев. К сожалению, последний этим летом ушел из жизни, оставив о себе добрую память. Предприятие не пожалело, что приняло на работу парней. Трое из них — Архипов, Ермаков и Русин заслужили одинаковые награды — медаль «За трудовое отличие», а Русин еще и орден Трудовой славы 3-й степени. Немало благодарностей было в послужных списках у Асанова и Богачева. Виктор Архипов продолжает трудиться инженером по подготовке производства в цехе № 45, Юрий Ермаков — наладчиком систем в цехе № 16. Оба они внесли большой вклад в ремонт и модернизацию дизель-электрических подводных лодок ВМС Индии. Свой богатый опыт, накопленный за десятилетия в родных цехах, ветераны охотно передают молодому поколению заводских судоремонтников.
В 1989 году на торжествах, посвященных 25-летию сдачи К-33 ВМФ, вы-ступая на митинге в цехе
№ 15, генеральный директор предприятия А.Ф. Зрячев говорил:
— Заказ сдан флоту в строгом соответствии с государственным планом. Это был массовый героизм всех рабочих, инженеров, руководителей, работавших в тесном сотрудничестве со специалистами Севмаша, «Эры», представителями военной приемки, флагманскими специалистами бригады подводных лодок, с членами экипажа корабля. (От автора: всего за истекшие годы «Звездочка» вернула флоту после ремонта, модернизации и переоборудования 85 подводных атомоходов).
Сегодня, 16 декабря, в заводском музее состоится встреча ветеранов, принимавших участие в ремонте и переоборудовании К-33. Им, давшим вторую жизнь первой атомной подводной лодке на предприятии, будет что вспомнить и рассказать, что посоветовать молодому поколению корабелов XXI века.
Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://nworker.ru
URL статьи: http://nworker.ru/2009/12/16/shag-v-atomnuyu-eru.html
Немає коментарів:
Дописати коментар