Корветная программа: дождутся ли ВМС Украины реализации проекта?
Кабинет Министров утвердил государственную целевую программу строительства военных кораблей класса «корвет».
Фото:
Министр обороны Михаил Ежель, сообщивший об этом, уточнил, что программой предусматривается строительство и введение в эксплуатацию до 2021 года четырех корветов со смешанным вооружением, общий бюджет программы составляет 16,1 млрд грн.
При этом 11 млрд грн. запланировано выделить на строительство кораблей, а остальные средства – направить на закупку вооружений и модернизацию пунктов базирования кораблей. И уже после введения этих единиц в боевой состав ВМС, по результатам их эксплуатации будет приниматься решение о строительстве еще 6корветов.
Можно, конечно, только обрадоваться тому, что утверждением нынешнего целевого документа, по сути, дан полный старт многострадальной корветной программе.
Но одновременно возникли и вопросы. Издание «Флот- 2017» уже привел простейшие расчеты из «арифметики Пупкина» с картинками, согласно которым с пафосно «стартовавшей» корветной программой все не так далеко хорошо, как это нам представляется.
Мы указали, что, по данным самого Минобороны, на создание украинского корвета в 2012 году согласно бюджету-2012 будет выделено 433,6 млн грн. Если учесть те средства, которые необходимы на программу в сумме, то при сохранении нынешних темпов финансирования корветной программы, постройка только самих корветов растянется более чем на 25 лет, – то есть, более чем на четверть века.
Если же учесть необходимость и создания инфраструктуры, без которой эксплуатация этих кораблей невозможна (а это оставшаяся часть суммы за вычетом 11 млрд на постройку самих кораблей), то вся программа будет реализовываться 37 лет!
Таким образом, приходим к неутешительному выводу: к моменту завершения корветной программы в ВМС Украины не будет никаких иных боевых кораблей – все оставшееся просто сгниет.
Ведь уже на сегодня, пожалуй, лишь корветы «Тернополь» и «Луцк» могут похвастаться запасом ресурса. То есть, через 25 лет (точнее – 37, поскольку только через этот срок корветы будут не только находиться в составе ВМС, но и будут способны выполнять реальные задачи) в составе нашего флота если что и будет, так это эти самые 4 корвета.
Но всем понятно: иметь в составе ВМС всего 4 корвета – это даже не шутка, а откровенный бред. Здесь стоит вспомнить экспертные выводы относительно того, какие ВМС нужны Украине, исходя из возникающих перед ними задач, а также тех военных и иных угроз, которые могут возникнуть для нашей страны на море.
Так вот, согласно этих оценок, украинские ВМС при условии неприсоединения Украины к военно-политическим союзам (а Янукович с компанией и тут подгадал, объявив о внеблоковом статусе нашей державы) должны иметь в своем составе в качестве костяка 3-4 фрегата как кораблей дальней, океанской зоны.
Они нужны для проведения собственных антипиратских операций и участия в контртеррористических международных мероприятиях на море. Кроме того, должны быть 10-15 корветов (когда речь сейчас идет только о 4) и 5-6 подводных лодок. Ну и плюс, конечно, суда обеспечения различного назначения.
Из этого добра Украина, в принципе, не может строить лишь подводные лодки. Но и то, что она может строить, как мы указали, требует колоссальных затрат, которых у Киева нет. Строящиеся в Николаеве нынешние корветы, по большому счету, могут заменить фрегаты – их как раз и конструировали с большим водоизмещением в 2 500 тонн именно для этой цели. Но всего 4 штуки... это, признаемся, не смешно. Да и 37 лет, согласимся, еще прожить надо, в то время как уже через 5-10 лет Украина попросту лишится своих ВМС.
Таким образом, принятие целевой корветной программы если и должно вызывать какие-то чувства, то уж никак не радость. Скорее, – недоумение: на что рассчитывают в Кабмине, предлагая вместо комплексной программы перевооружения ВМС свой дешевый пиар на затыкании одного направления?
Хотя нет, уж никак не дешевом – один украинский корвет выходит куда более дорогим, чем европейские и региональные аналоги. Впрочем, вымирающим ВМС от этого ни холодно, ни жарко.
Немає коментарів:
Дописати коментар