Быт подводников–атомщиков
Особое отношение и забота о подводниках–атомщиках заключались в том, что для нас строился жилой дом из расчёта по одной комнате на семью в трёхкомнатных и четырёхкомнатных квартирах. Так как лодки были строящимися, на нас не распространялись льготы подводников.
На фотографии .
Молотовск (Северодвинск), лето 1957 года.
Однокашник Эрик Александрович Ковалёв и я у подъезда нового дома.
В начале декабря 1956 года наш дом вступил в строй. Семейные получили по комнате, холостяки – койку в общежитии в том же доме. Оборудовали помещения КЭЧевской мебелью и стали ждать семьи. Надо сказать, что я впервые, на четвёртом году службы в офицерском звании, получил жилплощадь для семьи. С вводом дома в строй из Обнинска приехали остальные члены экипажей подводных лодок К-3 (позднее «Ленинский комсомол») и К-5.
В день второй годовщины нашей свадьбы Люся преподнесла мне подарок: уволилась с работы в Петрозаводске и приехала в Молотовск.
Новый, 1957 год, встречали дружной семьёй в холле четырёх-комнатной квартиры. Завязывалась семейная дружба Каширских, Портновых, Косыревых, Лодяковых, Золотарёвых, Ериных, которая сохранилась на всю жизнь.
Облюбованным местом встреч дома была, естественно, кухня. Для освобождения кухни от жён и детей мужское население квартиры посылало, как правило, меня. Это поручение я выполнял весьма оригинально: брал стакан, наливал в него рыбий жир (он тогда был так же доступен, как крабы, тресковая печень и лещ в томате) и спокойно, на глазах у «челяди», выпивал. Кухня мгновенно была свободна для мужских разговоров.
В феврале 1957 года был на стажировке в Полярном на ПЛ проекта 613. Пришёлся кстати, так как лодка отрабатывала задачу № 2, а штатного штурмана не было. Поштурманил с удовольствием и вдоволь.
В один из свободных от выхода в море дней навестил в губе Ягельной Валеру Позднякова. Он на своей лодке в должности старпома переместился по внутренним водным путям с Черноморского флота на Северный.
Командовал формирующейся бригадой легендарный командир подводной лодки К-21 периода войны Герой Советского Союза капитан 1 ранга Лунин Н.А. Штаб бригады и экипажи подводных лодок размещались на ПБС «Аят», знакомой мне по её перебазированию с Балтийского моря на Северный флот. Валера, как хранитель «жидкой валюты», и я для компании были приглашены к Лунину Н.А. на вечер воспоминаний, который затянулся далеко за полночь.
Возвращаясь со стажировки, я заехал в Петрозаводск за сыном Андреем и к 8 марта был дома. Тем временем Люся устроилась работать врачом в детский сад, куда определили и сына. Жить стало веселее.
На следующий день, в понедельник утром, меня вызвал начальник политотдела бригады Курносов и потребовал письменно изложить обстоятельства моего троежёнства. Зная его моральные устои, я ответил, что его этот вопрос должен волновать в первую очередь. Вопрос моего «троежёнства» пришлось решать на уровне начальника штаба бригады А. Киртока. Он был человеком со здоровым чувством юмора и всё понял. Вот как оперативно работали «стукачи».
В августе мы были в отпуске в Камышине, там же в это время была семья Волосовых. Оставив детей на попечение мамы, молодёжь самолётом отправилась в Сталинград. Мы побывали на экскурсии по Волго-Донскому судоходному каналу, в начале которого стоял громадный памятник Сталину.
Были на Мамаевом кургане, у дома Павлова. Город строился, но было ещё очень много разрушений. Обратный путь в Камышин совершили на теплоходе. Все четверо поездкой остались довольны.
В конце 1957 года мама получила в Балашове двухкомнатную квартиру с центральным отоплением и санузлом. В декабре братья женились на девушках, которые были родными сёстрами, и приехали к нам в Молотовск в свадебное путешествие. Братья – железнодорожники, билеты бесплатные. Отпраздновали, как могли, свадьбы, были рады встрече. Витя уже отслужил срочную службу в Германии, а Коле предстояла служба в армии.
Участие в испытаниях новейших ПЛ
(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар