суботу, грудня 03, 2011

"В подробности вдаваться не буду. Прошло уже не мало лет с тех пор. Просто вспоминаю о том что читал в прессе, и слышал от товарищей, служивших в Штабе тыла, в Росте. Что Н.Мормуля посадили на 15 лет, читал, что разжаловали до рядового, читал, что что орден Ленина, полученный за экономию ЗИПа отобрали тоже читал. А о том что потом по пару лет скидывали периодически и в конце- концов сделали свихнувшимся и выпустили на волю, слышал от коллег, такая информация в прессе не проходила. Официальной информации о реабилитации и восстановлении в прежнем звании тоже не встречал.Может ктото и знает его историю лучше. (ИЗ ПИСЬМА НА ОДНОМ ИЗ ФОРУМОВ В ИНТЕРНЕТЕ)

ПАМЯТИ  КОНТР-АДМИРАЛА НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА МОРМУЛЯ  ПОСВЯЩАЕТСЯ.
СЛОВО И ДЕЛО
Еще один эксперт "Беллуны", работавший с докладом, Николай Григорьевич Мормуль. Контр-адмирал. Человек, как свои пять пальцев, знавший первую нашу атомную подводную лодку, дослужившийся потом до начальника технического управления Северного флота. Всей морской братии известен как руководитель межведомственной комиссии, созданной в 70-х годах для определения технического состояния флота и изыскания путей оптимально дешевого ремонта.

На фотографии-Контр-адмирал Николай Григорьевич Мормуль (первый слева)



Справка. В "народе", среди офицеров и на предприятиях именно тогда появился термин - "мормулизация". Он жив до сих пор. Слово это не несло негативного значения. А ремонт на флоте и сейчас проводится по принципам, которые были заложены тогда.

До 1983 года его карьере можно было только позавидовать. Блестящий молодой офицер, успел написать и защитить кандидатскую диссертацию, представлен к Государственной премии. И вдруг!.. Ох, неосторожный человек Николай Григорьевич, ох, неосторожный. Отказался подписывать документы на повышение одному малосимпатичному офицеру. Очередную звезду и высокую должность тот все равно получил, а Николай Григорьевич за свою неосведомленность заплатил очень дорого. У несимпатичного человечка оказались влиятельные родственники.

На Мормуля были возведены довольно странные, на сегодняшний взгляд, обвинения. Что-то по поводу спирта, который на старые корабли выдавался сверх нормы. Его обвинили в превышении должностных полномочий и злоупотреблении служебным положением. Это кажется несколько неожиданным, если вспомнить, что во время работы межведомственной комиссии Мормуль курировал 800 судостроительных предприятий страны и как-то этим доверием не злоупотребил...

За свою неосторожность он расплачивался с 1983 по 1989 год. Пять лет четыре месяца пять дней. Побывал в пяти тюрьмах, психушке и даже в камере сифилитиков. Ничего не подписывал, ничего не подтверждал. Вышел на свободу несломленным. Решил написать книгу о флоте, хотя, несмотря на опыт, интересную фактуру, никто особенно не стремился иметь дело с человеком, вернувшимся из "тюряги". Нашел старых товарищей. Первая из книг - "Атомная подводная эпопея. Подвиги. Неудачи. Катастрофы" написана в соавторстве с Леонидом Осипенко и Львом Жильцовым, издана во Франции, Испании. Только потом - в России. Оттого, что ни в одном отечественном издательстве, куда приходил, не оказалось денег, чтобы напечатать это.

Арсенал, использованный затем спецслужбами для воздействия на Мормуля, не блистал новизной. Зато старые приемы были много раз испытаны. Зная, что человек не в состоянии забыть, как пахнет воздух в тюремной камере, на Мормуля завели уголовное дело. Не особенно даже заботясь о правдоподобности обвинений. Ему было объявлено во время обыска, что при пересечении границы задержан человек с чемоданом секретных документов, который утверждает, что этот чемодан получен им от Мормуля. Изъяли рукопись новой книги - "Атомные уникальные стратегические". Видеозапись, сделанную во Франции во время презентации предыдущей книги. Требовали драгоценности. Все. Потом, через год, наполненный допросами, обысками и размышлениями о том, кого же это задержали на границе, Мормулю все это вернули и выдали справку, согласно которой уголовное дело, заведенное на него, прекращено за отсутствием состава преступления.

В апреле 97-го у него случился инсульт. Однако контр-адмирал не оставляет надежды закончить третью книгу. Она тоже будет об атомном подводном флоте, на этот раз не только отечественном. Рабочее название - "Гибель подводных лодок в эпоху холодной войны".

Да, а тот человек, чьи документы Мормуль так неосторожно отказался подписывать и кто после ареста в 1983-м в результате нескольких перемещений занял его же должность, оказался родным братом начальника управления КГБ Северного флота по внешнеполитическим связям.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Странная должность -- "начальник управления КГБ Северного флота по внешнеполитическим связям". Это что еще за управление и какие-такие внешнеполитические связи были у СФ??

Немає коментарів: