вівторок, грудня 06, 2011

Родоначальница соединения многоцелевых атомных подводных лодок



Флот уже погиб от бумажек разных. Ни людей, ни кораблей, ни дел геройских — одни бумаги над мачтами порха­ют... Неслыханно дело приключилось: канцелярия противу флота на абордаж поперлась, и флот она победила!
Ф.Саймонов, 1736 г
На фотографии Первый командир 1-й флотилии вице-адмирал.Герой Советского Союза  А.Петелин.
В июле 1961 г. в Западной Лице была соз­дана 1-я флотилия атомных подводных лодок Северного флота в составе двух дивизий: 3-й (многоцелевых АПЛ) и 31-й (ракетных АПЛ).
На долю 3-й дивизии выпали трудные испы­тания новой техники, освоения Мирового океана на всех широтах от Арктики до Антарктики. Под­водники дивизии первыми прошли подо льдами Арктики с Севера на Восток (АПЛ К-115, ко­мандир И.Р. Дубяга), первыми покорили Север­ный полюс (АПЛ К-3 и К-181, командиры Л.М. Жильцов и Ю.А. Сысоев), первыми совершили кругосветное плавание с Севера через пролив Дрейка на Камчатку (АПЛ К-133, командир Л.Н. Столяров). Воды Индийского и Тихого океанов покорили подводные лодки второго поколения (АПЛ К-314, К-469, командиры В.П. Гонтарев и А.Ф. Урезченко), а АПЛ К-454 (командир В.Я. Барановский) открыла трансарктический марш­рут для одновальных АПЛ. Это лишь незначи­тельная часть дальних походов атомных под­водных лодок, связанных с географическими свершениями.
Основной же работой подводников 1-й флоти­лии и 3-й дивизии АПЛ СФ являлись сотни боевых дежурств на базе и боевых служб практически во всех океанах Земного шара. Эти службы склады­вались в годы подводного бытия, тысячи тысяч пройденных миль, напряженное слежение за ко­раблями вероятного противника, вбирали в себя тысячи человеческих судеб. Кто-то стал Героем Советского Союза, Социалистического Труда, стал адмиралом. Из своих рядов только 3-я дивизия выдвинула 5 командующих флотами: В.П. Мас-лова, В.Н. Чернавина, А.П. Михайловского, В.П. Иванова. О.А. Ерофеева. Флотилия и дивизия яв­лялись настоящей кузницей кадров ВМФ.
Первая Краснознаменная флотилия АПЛ Северного флота. Родоначальница
В начале 1950-х гг. одновременно со стро­ительством атомоходов началась работа по по­иску места для создания базы для атомного подводного флота. 30 апреля 1957 г. на берег губы Малая Лопаткина высадился изыскатель­ский отряд под руководством главного инженера А.М.Александровича, а к концу года уже был го­тов генеральный план застройки базы и будущего поселка подводников.
9 августа 1957 г. со стапеля цеха № 42 Север­ного машиностроительного предприятия (СМП) была спущена первая отечественная опытная АПЛ К-3 («Ленинский комсомол»). 1 июля 1958 г. в 10 час. 03 мин. субмарина дала ход от атомной энергетической установки и вышла в море.
Научный руководитель проекта - академик А.П. Александров, главный конструктор первой АПЛ - В.Н. Перегудов. Первый командир эки­пажа - капитан 2 ранга Л.Г. Осипенко, которому впервые после окончания Великой Отечественной войны в ВМФ было присвоено звание Героя Со­ветского Союза.
5 ноября 1958 г. в месте предполагаемой дислокации АПЛ была сформирована береговая техническая база для обслуживания ядерных энергетических установок под руководством ка­питана 2 ранга В.П.Чижикова.
В марте 1959 г. 150-й дивизион опытных кораблей был преобразован в 206-ю отдельную бригаду АПЛ под командованием капитана 1 ранга А.И. Сорокина с дислокацией бригады в губе Западная Лица. В октябре 1959 г. в губу Малая Лопаткина прибыл первый отряд атомных подводных лодок в составе головной АПЛ К-5 и серийных К-8 и К-14 проекта 627 А.
Накануне, в августе 1959 г., АПЛ К-3 совер­шила первый длительный поход под арктическими льдами, положив начало освоению Северного Ле­довитого океана атомными подводными лодками.
Этим же летом в месте основного базирования атомоходов была сформирована служба радиаци­онной безопасности (СРБ) под руководством май­ора М.М. Фуремса. С приходом в основное место базирования АПЛ с баллистическими ракетами пр. 658 формируется ракетно-техническая база во гла­ве с капитаном 2 ранга А.Г.Доценко.
1-ю флотилию АПЛ Северного флота воз­главил контр-адмирал А.И. Петелин. Начальник штаба флотилии капитан 1 ранга А.Г. Козин, член Военного Совета — капитан 1 ранга Г.Г. Антонов, заместитель командующего по электро­механической части, начальник электромеханиче­ской службы флотилии — капитан 1 ранга М.М. Будаев.
Для успешного осуществления деятельно­сти вновь образованного объединения АПЛ при флотилии были созданы узел связи (под руко­водством капитана 3 ранга Н.И.Попадьина) и учебный центр (во главе с капитаном 2 ранга В.Погореловым).
Становление первого многоцелевого соединения АПЛ СФ
В состав 3-й дивизии атомных подводных лодок вошли многоцелевые АПЛ пр. 627 (К-3, командир Л.М. Жильцов), пр. 627А (К-5, К-8, К-14, К-52, командиры: В.С. Салов, В.П. Шу­маков, В.Ф. Першин, сменивший Б.К. Марина и В.П. Рыков, соответственно), а также резервный экипаж О.Б. Комарова.
Наплаванность этих АПЛ ко времени включе­ния их в состав дивизии составляла в среднем тысячи часов (50-60 суток), в пройденных милях — около 6 тыс. миль (К-5) и около 12 тыс. миль (К-14). То есть с точки зрения освоения новой сложной боевой техники опыт они имели весьма незначительный.
За три года — с 1961 по 1964 г. 3-я дивизия приняла в свой состав еще 8 ПЛА пр. 627А (К-21, К-11, К-133, К-181,К-115, К-159, К-42 и К-50, ко­мандиры: В.Н. Чернавин, Ю.Н. Калашников, Г.А. Слюсарев, Ю.А. Сысоев, И.Р. Дубяга, В.С. Синев, И.И. Панов и Г.Г. Костев, соответственно).
Четыре ПЛА (К-115, К-14, К-133, К-42, коман­диры: И.Р. Дубяга, Д. Н.Голубев, Л.Н. Столяров, В.И Заморев) были переданы в течение 1963­1968 гг. в состав Тихоокеанского флота.
Первое командование дивизии: командир капитан 1 ранга В.П. Маслов, начальник штаба капитан 1 ранга Н.Ф. Рензаев, флагмех капитан 2 ранга В.А Рудаков, заместитель командира диви­зии капитан 2 ранга В.П. Рыков, заместитель по политчасти капитан 2 ранга Черноволов.
На плечи нового командования дивизии воз­лагалась задача по обеспечению качественной приемки АПЛ первого поколения от промышлен­ности и ввод их в кратчайшие сроки в боевой состав ВМФ. Начавшаяся «холодная война» тре­бовала адекватного ответа этому историческому вызову.
К моменту прибытия в состав 3-й ДиПЛ в де­кабре 1967 г. головной АПЛ второго поколения пр. 671 (К-38, командир Е.Д. Чернов) боевой со­став дивизии был следующим: 10 ПЛА пр. 627 и 627А, 4 вторых экипажа, плавучая казарма, тор-педолов. В общей сложности они составляли бо­лее чем полуторатысячный сплоченный коллектив моряков-профессионалов, подготовленных для решения любых задач в соответствии с предна­значением дивизии.
С 1964 г. атомные подводные лодки 3-й ДиПЛ освоили основной вид боевой деятельно­сти - выполнение задач боевой службы. В 1965 г. интенсивность боевых служб возросла вдвое, что способствовало повышению боеспособности дивизии. Число обнаружений нашими подво­дными лодками иностранных ПЛ по сравнению с 1964 г. возросло в 2,5 раза. В Норвежском море, в Северной Атлантике, в Средиземном море под­водники неоднократно обнаруживали, классифи­цировали и осуществляли слежение за иностран­ными АПЛ и авианосно-ударными группировками вероятного противника.
Второй этап формирования дивизии
Второй этап формирования дивизии при­шелся на 1967-1974 гг. Дивизия приняла в свой состав 15 атомоходов второго поколения пр. 671 (К-38 головная, серийные: К-69, К-147, К-53,К-306, К-323, К-370, К-438, К-367, К-314,
К-398, К-454, К-462, К-469 и К-481) и ряд вто­рых экипажей (289, 166, 173, 246, 91, 373 и 89).
В конце 1967-начале 1968 г. дивизию под свое командование принял капитан 1 ранга А.П. Михайловский, Герой Советского Союза. Началь­ником штаба дивизии был назначен выпускник Академии Генерального штаба капитан 1 ранга Ф.С. Воловик, служивший до этого командиром бригады ДПЛ на ТОФе.
Главными задачами этого этапа стало осво­ение АПЛ нового поколения, совершенствование огневой подготовки, выработка тактики исполь­зования кораблей нового поколения в условиях боевой подготовки и в процессе интенсивного их использования на боевой службе.
Корабли и экипажи первого поколения АПЛ по мере поступления в ее состав АПЛ второго поколения передавались в состав 17-й дивизии, дислоцирующейся в Гремихе.
В табл.4. перечислены первые командиры АПЛ и БЧ-5 атомных подводных лодок второго поколе­ния, принимавшие корабли от промышленности.
Наряду с основными экипажами в состав ди-


СТРАТЕГИЯ ЛЛ1






визии входили вторые экипажи для полноценной замены основных экипажей при принятии ими ПЛ: 289-й экипаж ( А.М.Евдокименко), 166-й экипаж ( В.В.Анохин), 173-й экипаж ( В.М. Храмцов), 91-й экипаж ( Д.И.Зайдуллин), 343-й экипаж (Шалы-гин затем А. Н.Коржев), 426-й экипаж (Е.А.Томко, позже Герой Советского Союза), 89-й экипаж (А.И.Макаренко). Личный состав вторых экипажей выходил на боевые службы наравне с основными экипажами и успешно решал их. 289-му и 166-му экипажам впоследствии были переданы прибыв­шие в состав дивизии АПЛ К-370 и К-323.

Из 15 атомоходов нового поколения 3-я ДиПЛ подготовила и передала в 1974-1976 гг. на ТОФ 3 АПЛ (К-314, К-454 и К-469) и 89-й второй экипаж.
Для растущего небывалыми темпами ракет­но-ядерного флота страны 3-я ДиПЛ подготовила тысячи моряков подводников.
Как соединению, обладающему колоссаль­ным опытом освоения новой техники и оружия, для скорейшего ввода в боевой состав ВМФ в начале 1980-х гг., на непродолжительное время в него включались АПЛ пр. 671РТ К-387, К-495 (командиры Ю.А. Печенкин, А.В. Горбунов). Мо­дифицированные АПЛ были менее шумными, более надежными, оснащенными новыми ракето-торпедным, гидроакустическим и навигационным комплексами, имели автоматизированную систе­му управления — БИУС.
В 1971 г. в состав дивизии на короткое время была включена АПЛ пр. 705 К-64 (командир А.С. Пушкин) с ядерной энергетической установкой с жидкометаллическим теплоносителем.
С 1961 по 1981 г. 3-я ДиПЛ дислоцировалась в Западной Лице. Последующие 20 лет, вплоть до ее расформирования, составом АПЛ пр. 671 в 11-й флотилии подводных лодок Северного фло­та, она дислоцировалась в Гремихе.
АПЛ первого поколения
Освоение АПЛ первого поколения проходило в процессе приемки кораблей от промышленности, в полигонах боевой подготовки Северного флота при отработке курсовых задач, на состязательных торпедных стрельбах, при проведении флотских учений, а также в условиях длительного плавания в разных климатических зонах Мирового океана. Это позволяло совершенствовать тактику исполь­зования одиночных АПЛ, а также их взаимодей­ствие в составе тактических групп и пр.
Одной из первых ледовую разведку под шапкой Арктики совершила АПЛ К-21. Затем по­следовали походы к Северному полюсу атомных подводных лодок К-3, К-181, трансарктический поход АПЛ К-115. Одной из первых воды Атлан­тики опробовала АПЛ К-14. Суровую проверку в экваториальных водах прошла К-133, за ними по­следовали другие АПЛ дивизии.
С появлением атомных подводных лодок на­чались регулярные масштабные учения на океан­ских и морских театрах. В 1960 г. было проведе­но оперативно-стратегическое учение Северного флота «Метеор», в 1961 г. — командно-штабное учение «Полярный круг». В нем приняли участие атомные подводные лодки тогда еще 206 от­дельной бригады, позже вошедшие в состав 3-й ДиПЛ.
Суровой проверкой для атомного подводного флота в 1962 г. стал Карибский кризис. Состо­яние атомных кораблей не позволило в полную мощь заявить о себе в этих драматических для мира событиях, и вся тяжесть кризиса выпала на долю подводников дизельного флота.
В последующие за кризисом годы напряже­ние боевой учебы для АПЛ резко возросло. Мно­гократно возросла интенсивность боевых служб (БС). Районы несения БС расширились от Аркти­ки до экваториальных широт. Практически посто­янно в Средиземном море и в других стратегиче­ски важных районах Мирового океана находились советские атомные подводные лодки. Более 120 кораблей, в том числе 30 подводных, постоянно несли боевую службу. Подводники изучали ги­дроакустические характеристики кораблей веро­ятного противника и тактику их действий.
рвый
мандир БЧ-5
Учения «Север» (1968 г.), «Океан» (1970 г.), «Океан-2» (1975 г.), усиленное внимание к кото­рым проявляли корабли вероятного противника, подтвердили высокий уровень мастерства наших моряков.

Примечание
П. Акулов
.А. Агаджанян П. Бахарев
Опытная АПЛ. Л.Г. Осипенко стал Героем Советского Союза и контр-адмиралом, А.П. Акулов контр-адмирал.
Головная АПЛ. В.С. Салов
позже вице-адмирал
Н. Михеев
Катастрофа в 1970 г. в Бискайском заливе
В. Панов
Убыла на ТОФ в 1966 г. по арктическому маршруту
В.Н. Чернавин позже Герой
Л.
                        Советского Союза, ГК
рембовский    ВМФ, адмирал флота. В.Л.
Зарембовский контр-адмирал


И. Вовша


Ю.Н. Калашников позже контр­адмирал


Убыла на ТОФ в 1966 г. через Ф. Морозов     пролив Дрейка, И.Ф. Морозов Герой Советского Союза


В.П. Рыков позже Герой Социалистического труда
И. Борисов
Ю.А. Сысоев позже Герой Советского Союза, вице-адмирал
С. Гапешко
Т. Платонов
Убыла на ТОФ в 1963г. по арктическому мар-шруту. И.Р. Дубяга позже Герой Советского Союза, контр-адмирал.
А. Кондратьев .Н. Каширин
Затонула в 2003 г. в Баренцевом море
Убыла на ТОФ в 1968 г. по арктическому маршруту
3-й дивизии АПЛ СФ


Г.Г. Костев позже контр­адмирал
До прихода в дивизию АПЛ второго поколения подводными лодками первого поколения были освоены трансарктические и трансконтиненталь­ные маршруты, испытаны техника и вооружение в суровых условиях подо льдами Арктики, в эквато­риальных широтах. Отрабатывалась стратегия и тактика использования многоцелевых подводных лодок, выявлялись их достоинства и недостатки. Испытания проходили не только корабли, ору­жие, средства вооружения, но и люди.
На АПЛ первого поколения был вскрыт ряд существенных недостатков. В первую очередь — недостаточная надежность парогенераторов па-ропроизводящих установок, что привело к ряду серьезных аварий с радиационным облучением личного состава на АПЛ К-8, К-19, К-133, К-3 и ряде других.
Не на должной высоте оказались конструк­тивные средства обеспечения живучести. В пер­вую очередь это касается вопросов взрывопожа-робезопасности. Пожар на АПЛ К-3 при несении боевой службы в сентябре 1967 г. с потерей 39 подводников стал серьезным сигналом о необ­ходимости совершенствования средства обеспе­чения живучести на атомных подводных лодках.
Это же подтвердила и катастрофа АПЛ К-8 в Бискайском заливе в апреле 1970 г., унесшая 52 человеческие жизни. (К-8 тогда уже не входила в боевой состав 3-й ДиПЛ).
Братские могилы моряков в Западной Лице и в Гремихе являются напоминанием подводникам всех поколений о трагических моментах, свя­занных с освоением подводных лодок 3-й ДиПЛ первого поколения.
Непрерывное несение боевой службы на важ­ных стратегических направлениях и в районах патрулирования атомными подводными лодками вероятного противника показали, что из-за по­вышенной шумности лодки первого поколения обладали недостаточной скрытностью, весьма важным для ПЛ тактическим свойством.
Значительного усовершенствования требова­ли и средства гидроакустического наблюдения.
Благодаря опыту, накопленному в ходе стро­ительства и эксплуатации первых АПЛ, стало возможным создание подводных лодок с более совершенными ядерными энергетическими уста­новками второго поколения. Гидроакустические станции заменили более совершенные акустиче­ские комплексы. Удалось избавиться от горючей жидкости в разветвленных корабельных системах гидравлики. На лодках появились более эффек­тивные средства пожаротушения и спасения лич­ного состава.
Даже при наличии ряда недостатков много­целевые атомные подводные лодки первого поко­ления состоялись. В условиях противостояния хо­лодной войны они позволили приобрести весьма ценный опыт по обнаружению и слежению за АПЛ вероятного противника, прежде всего, за ракето­носцами и авианосно-ударными группировками. Совершенствовалась тактика действий, на ходу вырабатывались предложения по модернизации техники, средств вооружения и оружия для более совершенных новых проектов многоцелевых АПЛ.
Командиры атомоходов первого поколения
Практически все командиры атомоходов пер­вого поколения пришли с дизельных подводных лодок, пройдя на них суровую школу морской выучки. Многие из них длительное время коман­довали подводными лодками, были настоящими подводниками-профессионалами.
Командир первой атомной подводной лодки Леонид Гаврилович Осипенко прошел через гор­нило войны, участвуя в боевых походах ПЛ на Черноморском флоте, несколько лет командовал дизельными ПЛ под руководством вице-адмира­ла Г.Щедрина и Г.М. Егорова.
Командиры следующих серийных корпусов: В.С. Салов, В.П. Шумаков, Б.К. Марин, В.П. Ры­ков, В.Н.Чернавин, Ю.Н. Калашников, Г.А. Слюса-рев, Ю.А. Сысоев, И.Р. Дубяга, В.С. Синев, И.И. Панов, Г.Г. Костев, О.Б. Комаров были уже под­водниками послевоенных поколений. На их долю выпала ответственейшая миссия — приемка пер­вых атомоходов от промышленности, ввод их в боевой состав ВМФ.
Второе поколение командиров первых АПЛ (Л.М. Жильцов, В. Зерцалов, Д.Н. Голубев, Е.Н.Гринчик, М.М. Чубич, А.И. Павлов и многие другие) также, в основном, были выходцами с дизельных подводных лодок, назначенными на должности старпомов и помощников команди­ров АПЛ. Опыт подводников дизельного флота, привнесенный на атомный флот, сыграл важную роль в становлении атомного подводного флота страны.
За 40 лет атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» командовали 11 коман­диров: Л.Г. Осипенко, Л.М. Жильцов, Г.С. Пер­вушин, Ю.Ф. Степанов, А.Я. Жуков, А.Н.Базько, А.А. Растворов, О.В. Бурцев, С.В. Мурашов. Л.В. Бондаренко, Е.А Федотов. Первые два из них стали контр-адмиралами и Героями Советского Союза, А.Я. Жуков был начальником штаба 3-й ДиПЛ. О.В. Бурцев стал вице-адмиралом, в его командование в 2002 г. завершилась история 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота.
Следует отметить и таких командиров АПЛ первого поколения, как Б.А. Ананиашвили, В.Г. Морозова, В.Д. Борисенко, В.А. Каширского, А.П. Андросова, Н.В. Соколова, В.С. Борисова. Э.П. Дуба, В.Ф Зайцева, В.Б. Бессонова, А.С. Петухова, Ю.И. Черненко, Е. Ростовцева, Ю.И.Дружинина, В.В. Смарагдова и многих других.
Освоение лодок второго поколения
Многоцелевые атомные подводные лодки пр. 671, пришедшие на смену лодкам первого по­коления пр. 627 и 627А, отличались по архитек­туре, конструктивному исполнению, по системам вооружения. Это была одновальная АПЛ с более высокоманевренной паропроизводящей установ­кой, лишенной многих недостатков, характерных


для ППУ АПЛ первого поколения. Лодки пр.671 были оснащены более совершенными навигаци­онной системой, гидроакустическим комплексом, устройством быстрого заряжания торпед. Многие процессы управления были взвешенно автомати­зированы.
АПЛ 671 проекта была скоростной подводной лодкой, удовлетворяющей всем требованиям (по тому времени) к многоцелевой АПЛ, пожалуй, за единственным исключением. Шумность лодки, несмотря на ряд предпринятых конструктивных и организационно-технических мер, все же оказа­лась не на должной уровне.
АПЛ К-38 — головная лодка этого проекта, построенная Адмиралтейским заводом, как и всякий сложный образец новой боевой техники, выхаживалась довольно долго. Сдача лодки ВМФ задержалась на год из-за переопрессовки одно­го из парогенераторов главной энергетической установки при швартовных испытаниях в услови­ях завода и по ряду других причин. В процессе ввода в боевой состав ВМФ на АПЛ К-38 были выведены из строя циркуляционные насосы пер­вого контура, произошла течь парогенератора, а также ряд других отказов и поломок техники и вооружения. И, тем не менее, после устранения недостатков головная и серийные АПЛ этого про­екта оказались достойной заменой атомных под­водных лодок первого поколения.
АПЛ первого поколения к тому времени ос­воили практически все районы Мирового океана. Более 10 офицеров-подводников были удостое­ны звания Героя Советского Союза. Даже космо­навты в то время не могли похвастаться такими результатами. Но отставание от вероятного про­тивника (США и НАТО) в техническом отношении не позволяли ПЛ первого поколения вести борьбу на море «на равных». Появление атомоходов вто­рого поколения должно было коренным образом изменить ситуацию в лучшую сторону.








Командиры дивизии   Начальники штаба
Заместители командира дивизии
Заместители командира дивизии по ЭМЧ -начальники ЭМС дивизии
Н.Ф. Рензаев В.П. Маслов             О.Б. Комаров В.Н.Чернавин
М.Г. Проскунов В.П. Рыков Г.Г. Костев
В.А. Рудаков
В.Л. Зарембовский
В.С. Борисов Н.К. Игнатов            г.В. Егоров
Е.Н. Гринчик
А.П. Михайловский    Ф.С. Воловик
А.М. Евдокименко В.М. Храмцов Л.Н. Жданов В.Е. Соколов В.М. Монастыршин
Ф.С. Воловик           Е.Д.Чернов
А.Г. Котяш В.И.Кизим
Е.Д. Чернов                   г?ук°в       й В.Я. Барановский
В.М. Храмцов
. ,_                     Э-Б.В. Гашкевич В.А.Горев                в.В. Никитин
Ю.К. Русаков А.И. Стаценко А.Ю Степанов В.Н. Афонин С.В. Гусев
В.Д. Ямков                    Титаренко
-------------------------------------- Г.И. Полюхович
Г.А. Титаренко
А.А. Котов И.В. Кирьяков
Г.И. Полюхович        А.Ю. Степанов
А.П. Тесленко А.С. Купченко
Л. Горелик Ю.Д. Клейменов
Табл. 4 Командный состав 3-й дивизии с 1961 по 1995 г.
Для лодок 671 проекта не оставалось вре­мени на «раскачку». Прием от промышленности, сдача задач курса боевой подготовки, подготов­ка к боевой службе, боевая служба. Большинство этих АПЛ стали лодками цикличного использова­ния. Их эксплуатация была весьма напряженной.
На этапе освоения АПЛ пр.671 в море (ко­нец 1960-х — начало 1970-х гг.) решалась слож­нейшая задача — доказать возможность борьбы на равных с многоцелевыми АПЛ ВМС НАТО. В 1969 г. АПЛ К-69 и К-147 несли боевую службу в Атлантическом океане. В 1971 г. АПЛ К-147 — первая из многоцелевых АПЛ второго поколения осуществила длительное (более 29 часов) слеже­ние за иностранной АПЛ в Средиземном море.
При выходах в море, в том числе и на боевую службу, не обходилось без происшествий техни­ческого характера, а также связанных с управ­лением маневрами корабля и навигационными проблемами. Так, в 1969 г. АПЛ К-69 (командир Р.А. Кетов) в Атлантическом океане столкнулась с иностранной субмариной, осуществлявшей за ней слежение. В марте 1970 г. эта же лодка с экипажем А.М. Евдокименко на борту, в по­лигоне боевой подготовки флота столкнулась с иностранной атомной подводной лодкой. В 1974 г. АПЛ К-306 (командир Э.В.Гурьев, старший на борту Э-Б.В.Гашкевич) в Атлантическом океане при занятии позиции слежения за иностранной АПЛ столкнулась с ней. В 1980 г. АПЛ К-398 со 166-м экипажем (командир В.Н.Киселев) в про­цессе длительного слежения столкнулась с ино­странной ПЛ.
Это были почти боевые соприкосновения. Обнаружение и длительное слежение за ино­странными атомными подводными ракетонос­цами являлось основной задачей многоцелевых АПЛ второго поколения. Тактический прием — слежение чрезвычайно трудно выполним, т.к. обнаружение иностранной ПЛ, занятие позиции


слежения и осуществление непосредственно сле­жения должно выполняться скрытно. Удерживать позицию слежения в готовности к уничтожению противника возможно только маневрами своего корабля без использования активных средств. Малейшая ошибка в действиях корабельного бо­евого расчета и командира ПЛ ведет к потере контроля за дистанцией до лодки противника, что может привести к столкновению с ней.
Несмотря на ряд вскрытых недостатков в технических средствах и средствах вооружения (выход из строя ЦНПК, течи парогенераторов, заневоливание арматуры ППУ, трещины по вва-рышам прочного корпуса, состояние изоляции радиоантенн, недостаточные возможности ГАК, повышенная шумность и пр.), в целом подво­дные лодки второго поколения пр.671 оказались достаточно надежными, что позволило во многих случаях избежать тяжелых происшествий, подоб­ных тем, что имели место на АПЛ первого по­коления с массовыми жертвами личного состава, его радиационным облучением.
Принятые на короткое время под начало 3-й дивизии модифицированные подводные лодки проекта 671РТ: К-387 горьковской и К-495 ле­нинградской постройки прошли хорошую школу по вводу в линию и выполнению задач боевой службы. На К-387 произошли два инцидента, связанные с человеческим фактором, закончив­шиеся гибелью людей.
Ещё 5 поступивших АПЛ пр. 671РТ позволи­ли сформировать 33-ю дивизию многоцелевых атомных подводных лодок. Организация службы на них во многом была заложена 3-й ДиПЛ.
Головная АПЛ К-64 пр. 705 ленинградской по­стройки вошла в состав дивизии в декабре 1971 г. Она имела титановый корпус, паропроизводя-щую установку с жидкометаллическим теплоно­сителем, чрезвычайно высокую для того времени степень автоматизации управления. Из-за нали­чия существенных конструктивных недоработок по ГЭУ, недостатков в оргштатной структуре и инфраструктуре обслуживания в августе 1972 г. К-64 была выведена из строя, сплав заморожен, лодка разделана. Полугодовой опыт использова­ния этой АПЛ в составе действующего соедине­ния позволил оценить всю сложность ее эксплуа­тации. Кроме того, была выявлена настоятельная необходимость по совершенствованию как самой техники, так и береговой инфраструктуры для обеспечения ее нормальной эксплуатации.
Командиры 3-й дивизии АПЛ
Подготовка экипажей и их командиров успеш­но решается при хорошо организованной работе командования дивизии, штаба, электромеханиче­ской службы, политотдела на берегу и в море. Во многом это зависит от командира дивизии.
Первым командиром 3-й дивизии был капи­тан 1 ранга В.П. Маслов, на долю которого вы­пало начало становления дивизии с отработкой организации ее службы. То было время интен­сивного поступления атомных лодок первого по­коления. Эти три года для комдива и командиров атомоходов были насыщены учебой на берегу и в море. Нарабатывался первый опыт, создавались новые руководящие документы, практически всё начиналось с нуля. После окончания Академии Генерального штаба В.П. Маслов непродолжи­тельное время командовал 11-й дивизией, затем был назначен первым заместителем командую­щего ТОФ, а впоследствии и его командующим.
В течение 35 лет существования дивизии ею командовали девять офицеров. Комдивам В.П. Маслову, Н.К. Игнатову (с 1964 г.), А.П. Михай­ловскому (с 1967 г.) довелось готовить первые отечественные подводные лодки к борьбе с ве­роятным противником на море.
После непродолжительного командования 3-й ДиПЛ А.П. Михайловский возглавил штаб 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота, был ее командующим, затем командиром ЛенВМБ и командующим Северным флотом.
В период 1981—1985 гг. флот пополнился значительным числом атомных подводных лодок третьего поколения.
Приказ о расформировании 3-й дивизии АПЛ — первенца атомного флота ВМФ пришлось принять командиру дивизии контр-адмиралу Г.И.Полюховичу, прослужившему на ней все годы после выпуска из ВВМУПП им. Ленинского Комсомола.
В подготовке экипажей ПЛ первого и второго поколений командирам дивизии активно помога­ли их заместители. Большую работу в подготовке кораблей выполняли офицеры штаба: флагман­ские штурманы, флагманские специалисты РТС, РЭБ, флагманские химики, врачи, старшие по­мощники НШ. Огромную нагрузку по поддержа­нию матчасти в строю несли офицеры электро­механической службы дивизии.
Командиры ПЛ второго поколения
Командир корабля — ведущая должность на флоте. Именно они отвечают за подготовку корабля к боевой деятельности, входят в непо­средственное боевое соприкосновение с про­тивником. От их умения сплотить и подготовить экипаж зависит успех всего корабля.
Вместе с кораблями нового поколения 3-я дивизия пополнилась плеядой прекрасных ко­мандиров, фамилии которых упоминались выше. Многих способных молодых офицеров 3-я диви­зия направляла командирами ПЛ в другие соеди­нения многоцелевых АПЛ.
При нехватке кадров, подготовленных для второго поколения АПЛ, привлекались грамот­ные командиры кораблей первого поколения. По собственному желанию пришел в дивизию «засидевшийся» на строительстве своего нового корабля 3-го поколения пр. 705, капитан 2 ран­га В.Н.Щербаков. До прихода в 3-ю дивизию он успел защитить кандидатскую диссертацию, поз­же стал контр-адмиралом, начальником кафедры ВМА, доктором наук, профессором. Преуспел он и в политической деятельности, став вице-мэ­ром, а затем первым вице-губернатором Санкт-Петербурга.
Сотни командиров АПЛ и моряков-подводни­ков преданно и верно служили Отечеству все те 35 лет, в течение которых существовала 3-я ди­визия многоцелевых АПЛ.
Тактическая подготовка
Большое внимание командование дивизии уделяло тактической подготовке командиров АПЛ. На долю первых комдивов, принимавших в боевой состав соединения атомные подво­дные лодки, выпала трудная задача — выявить их реальные тактические возможности, способ­ность противостоять флоту сильного вероятного противника.
Много времени отводилось для практического обучения командиров на берегу и в море. В базе был введен т. н. «командирский день». Каждый вторник после проворачивания механизмов на кораблях командиры лодок собирались в Учебном центре дивизии. Проводились разборы выходов всех ПЛ в полигоны боевой подготовки, обсуж­дались действия их командиров в море, разбор действий лодок, возвратившихся с Бс, прово­дились тренировки по выходу в торпедную атаку поочередно расчетом каждого экипажа, учения по длительному слежению за АПЛ и АУГ, отра­батывались новые тактические приемы. Каждый командир, независимо от возраста и опыта, мог высказать свои предложения, и они обсуждались всеми. Именно эти командирские занятия закла­дывали основу действий командиров ПЛ в море.
Заместительское звено
Самое пристальное внимание уделялось подготовке заместительского звена дивизии. Речь идет о заместительском звене по команд­ной линии и по профильным специальностям (штурманы, торпедисты, акустики, связисты, инженеры-механики и др.). Контроль за ходом подготовки каждого кандидата в командиры осу­ществлял командир дивизии. Непосредственную ответственность за подготовку своего старпома нес командир ПЛ.
Большинству командиров ПЛ довелось под­готовить несколько командиров. Так, капитан 1 ранга В.В. Никитин за 7 лет командования ПЛ подготовил 4-х человек. При таком отношении к подготовке командиров ПЛ на дивизии никогда не возникал вопрос их дефицита. И по профиль­ным специальностям каждый начальник обязан был готовить себе замену. Подобная школа под­готовки заместительского звена оправдала себя на практике.
Учеба вне рамок дивизии
Учеба экипажей атомных подводных лодок с самого начала была поставлена на центализо-ванную основу. Первичную подготовку матросы и старшины проходили в учебных отрядах и в



СТРАТЕГИЯ ЛЛ1



школах старшин. Подготовка экипажей АПЛ осу­ществлялась в Учебных центрах ВМФ с развитой инфраструктурой тренажерной техники и боевых образцов техники и вооружения. Кроме того, практиковалась подготовка по обслуживанию новых образцов техники, средств вооружения и оружия на предприятиях промышленности, в на­учно-исследовательских и проектных организа­циях. Это позволяло обеспечивать качественную приемку кораблей от промышленности и их даль­нейшую безаварийную эксплуатацию.

Кроме того, на 6-х ВСОК ВМФ проходили подготовку командирское звено и профильные корабельные специалисты. Это была последняя ступень очного обучения. Дальнейшая подготовка к боевой деятельности и продвижению по слу­жебной лестнице шла в рамках командирской подготовки под руководством командира диви­зии и на очном и заочном отделении ВМА. Пре­имуществом заочного обучения в ВМА было то, что после его окончания кадры «не уплывали» из дивизии.

Позднее окончившие ВМА занимали ответ­ственные посты в структурах ВМФ.

Боевая деятельность дивизии

Боевая деятельность 3-й ДиПЛ, в основном, это боевые службы АПЛ второго поколения. Ко­раблями пр.671 было выполнено более 150 бое­вых служб в различных районах Мирового океана. За более чем 20-летний период их интенсивной эксплуатации не произошло ни одного срыва вы­полнения боевой задачи, несмотря на тяжелые климатические условия, где им приходилось не­сти службу: подо льдами Северного Ледовитого океана, в штормовых водах Атлантики, в Среди­земном море, в жарких водах Индийского и Тихо­го океанов. Подводные лодки К-314, К-454 в 1974 г.проложили новые маршруты: трансокеанский из Атлантического океана, через пролив Дрейка в Тихий океан (К-314), трансарктический через Се­верный Ледовитый и Тихий океаны (К-454). Одно-вальная АПЛ К-454 с экипажем В.Я. Барановского положила начало таким переходам для одноваль-ных подводных лодок других проектов. Не менее сложным оказался трансокеанский переход подво­дной лодки К-469 вокруг Африки (Атлантический, Индийский и Тихий океаны) в 1976 г.

Не без трудностей осваивалось подледное плавание лодок второго поколения, учитывая их развитые кормовые стабилизаторы и наличие только одной главной линии вала с далеко вы­несенным за корму гребными винтом. В случае его повреждения о лед, возвращение ПЛ в базу становилось проблематичным. Но экипажи под командованием В.В.Анохина, Ю.Г.Сергеичева, А.Н.Шпортько, В.Н.Щербакова, Е.К.Мазовки, В.П.Мамайкина, В.Ф.Ермака выполняли задачи подледного плавания вполне успешно. Не всег­да такие плавания обходились без огрехов. АПЛ

К-147 в 1971 г. возвратилась из 35-суточного по­хода под льды Арктики с поврежденным ограж­дением рубки. При подвсплытии на сеанс связи среди отдельно плавающих льдин на АПЛ К-370 была повреждена труба перископа. Повреждения ограничивали скорость хода, глубину погружения, отрицательно сказывались на уровне подводного шума. Но они не приводили к досрочному пре­кращению боевой службы АПЛ. Их опыт позволял другим лодкам избегать подобного.

Весьма трудными были боевые службы в зоне Индийского океана. Установленные на лодках агрегаты и устройства не предназначались для ра­боты в условиях высокой температуры забортной воды. Высокая температура, повышенная влаж­ность в отсеках, перегрев механизмов создавали постоянную угрозу возникновения пожара, что в условиях автономного плавания ПЛ могло за­кончиться катастрофой. Экипажи под командова­нием А.Н.Шпортько, О.А.Петрова, В.Н.Киселева, А.К.Ураева, Е.К.Мазовки, Ю.К.Русакова и в этих труднейших условиях не допустили срывов вы­полнения боевой задачи. Конечно, и у них воз­никали пролемы. Так, АПЛ К-369 (со 166-м экипа­жем) при швартовке к танкеру «Ахтуба» в районе Мадагаскара попала под его кормовой подзор и погнула часть выдвижных устройств. Их при­шлось заменить в условиях пункта маневренного базирования в районах Индийского океана.

Плавания в Атлантике и Средиземном море, которые выполнялись ПЛ дивизии постоянно, были более привычными. Но учитывая насыщен­ность этих районов противолодочными силами НАТО, напряженное торговое судоходство, рас­слабиться при выполнении задач в этих районах было невозможно. АПЛ К-69, К-306, К-398 (со 166-м экипажем) в процессе слежения за ино­странными ПЛ сталкивались с отслеживаемыми объектами. К-481 (со 166-м экипажем) при фор­сировании Гибралтарского пролива коснулась грунта, а АПЛ К-53 в Средиземном море, при на­хождении на сеансе связи на перископной глуби­не столкнулась с нашим сухогрузом «Братство».

Все эти неприятные случаи приводили к вы­ходу из строя и длительному ремонту АПЛ. Но в то же время они заставляли экипажи и команди­ров лодок более тщательно готовиться к выпол­нению задач в море, повышать мастерство при отработке задач на берегу и в полигонах боевой подготовки.

Поддержание технической готовности

Бурный рост атомного подводного флота, на­личие значительных конструктивных недостатков в технике и средствах вооружения, отсутствие на начальном этапе должной инфраструктуры техни­ческого обслуживания и ремонта делали поддер­жание технической готовности кораблей весьма проблематичным.

Ко времени основания 3-й ДиПЛ 1-я флотилия атомных подводных лодок, имея в составе около десятка атомоходов, на которых неоднократно возникали отказы техники и средств вооружения, располагала единственной плавмастерской ПМ-6 с весьма ограниченными возможностями судо­ремонта. К аварийным работам подключались судоремонтные заводы ВМФ СРЗ-10, СРЗ-35 и завод МСП Севмашпредприятия, построивший АПЛ первого поколения.

В начале освоения, когда ресурс значительной части оборудования был очень низок, вся нагруз­ка по поддержанию высокой степени технической готовности лодок приходилась на личный состав кораблей, ремонтные бригады судостроительных и судоремонтных заводов. Только спустя десятилетие на флотилии был образован плавучий судоремонт­ный завод ПРЗ-7, способный профессионально выполнять значительный объем профилактических работ при проведении межпоходовых (МПР), нави­гационных ремонтов (НР), доковых осмотров и ре­монтов (ДО и ДР). Правда, сроки и качество прово­димых ремонтных работ не всегда выдерживались.

Определенную роль в обеспечении техниче­ской готовности сыграли группы гарантийного надзора (ГГН) судостроительных заводов. По АПЛ пр. 671 ГГН Адмиралтейского завода не единож­ды оказывал существенную помощь подводникам многих кораблей.

С вводом в строй СРЗ «Нерпа», специально построенного для ремонта АПЛ второго поколе­ния, обстановка с поддержанием технической готовности кораблей 3-й ДиПЛ улучшилась. На­чиная с 1974 г., подводные лодки пр. 671 стали размещаться в ремонт на СРЗ «Нерпа» в плано­вом порядке, вместо ранее практикуемого прод­ления межремонтных сроков.

Трудными для дивизии оказались годы пере­дислокации 3-й ДиПЛ из Западной Лицы в Гре-миху, когда корабли по много месяцев были разбросаны по разным базам Северного флота. Даже при наличии указанной инфраструктуры поддержание технической готовности кораблей в этих условиях ложилось непосильным бременем на личный состав экипажей. Особенно достава­лось электромеханическим боевым частям, от ко­торых при профилактике требовалось проведение большого объема трудоемких работ. Доставалось и другим боевым частям и службам корабля.

При такой системе поддержания технической готовности говорить о высоких процентах бое­вого использования кораблей дивизии не при­ходится. Но, тем не менее, атомные подводные лодки плавали много. Издержки системы компен­сировались непосильным и напряженным трудом подводников.

3-я дивизия — кузница кадров

Являясь родоначальницей соединения много­целевых атомных подводных лодок, дивизия при­нимала в свой состав корабли и экипажи, отраба­тывая и совершенствуя их боевое мастерство. За три с лишним десятилетия в ее составе побывало более тридцати АПЛ первого и второго поколений и около десятка вторых экипажей. Четыре АПЛ первого и три второго поколения были переда­ны в качестве линейных в состав Тихоокеанского флота. Ряд подводных лодок и вторых экипажей после ввода в боевой состав 3-й ДиПЛ создали основу вновь сформированных 6-й и 33-й ДиПЛ многоцелевых подводных лодок, а затем и 24-й. Тысячи людей прошли школу первого соединения многоцелевиков, приобретя опыт и его традиции.

Офицеры, служившие на кораблях и в экипажах 3-й ДиПЛ, пройдя хорошую школу морской выуч­ки, были востребованы на службе в ВМФ. Главно­командующим ВМФ и адмиралом флота стал ко­мандир АПЛ К-21 В.Н. Чернавин. Заместителем ГК ВМФ - Начальником ГТУ, адмиралом стал его со­служивец по лодке инженер-механик В.В. Зайцев. Заместителем ГК ВМФ по боевой подготовке, ад­миралом стал А.В. Горбунов, в прошлом старпом АПЛ К-314. Командующими флотами, адмиралами стали А.П.Михайловский, О.А. Ерофеев (Северный флот), В.П. Маслов (Тихоокеанский флот), В.П. Иванов (Балтийский флот). Начальниками штаба флота стали О.М. Фалеев (ТОФ), М.В. Моцак (СФ). Командовали флотилиями подводных лодок А.П. Михайловский, Е.Д. Чернов, В.М. Храмцов, О.М. Фалеев, А.И. Павлов, В.К. Решетов и ряд других офицеров-подводников, прошедших службу на 3-й ДиПЛ. Это лишь вершина айсберга. Кроме них еще были заместители командующих флотилиями (В.М, Монастыршин, Л.И.Жданов), командиры ди­визий, заместители командиров дивизий и бригад, флагмехи дивизий и флотилии, начальники НИИ и училищ, руководители организаций и учреждений Министерства Обороны. Все они приумножали славные традиции подводников 3-й ДиПЛ, испо­ведовавших лозунг «быть всегда впереди»!

Достижения в боевой подготовке

Завеса секретности, окружавшая плотной пе­леной труд подводников-атомщиков, многие де­сятилетия не позволяла публиковать в открытых источниках какую-либо информацию о достиже­ниях 3-й ДиПЛ.

За 35 лет боевой деятельности дивизии еже­годно ее корабли и экипажи принимали участие в призовых торпедных стрельбах, в учениях по поиску и слежению за подводными лодками и надводными кораблями, преодолению противо­лодочной обороны и в ряде других мероприятий в соответствии с предназначением противоло­дочной дивизии. Многие корабли и экипажи 3-й ДиПЛ стали призерами. Это были прекрасные страницы истории нескольких поколений подво­дников-романтиков, отдавших себя без остатка службе и морю. С расформированием в 1996 г. родоначальнице! соединений многоцелевых атом­ных подводных лодок - 3-й ДиПЛ мы лишили себя и будущие поколения благодарной памяти о делах наших подводников.

Что осталось «на слуху» о достижениях в бо­евой подготовке?

Головная подводная лодка К-3 стала именной — «Ленинский комсомол», известной всему миру, так как сам руководитель партии и государства Н.С. Хрущев летом 1962 г. встречал ее из похо­да на Северный полюс, вручал высокие награды Родины экипажу атомохода. Длительное время широкой общественности не был известен ее первый командир Л.Г. Осипенко, открывший по­сле Великой отечественной войны уже в мирное время (1958 г.) список Героев Советского Союза.

Подводная лодка К-181, всплывшая в 1963 г. в географической точке «Северный полюс», по­дарила стране Героев Советского Союза Ю. А. Сысоева и В.А. Касатонова. Она же побывала с официальным визитом в Александрии, удостои­лась высокой награды, стала Краснознаменной.

АПЛ второго поколения К-323 с экипажем В.В. Анохина стала именной «50 лет СССР». Эту лодку, именное звание и более полусотни наград экипаж получил после 35-суточного плавания подо льдами Арктики на АПЛ К-147.

И другие подводные лодки, и экипажи диви­зии были удостоены внимания, но дела большин­ства из них остаются забытыми, не востребован­ными современниками.

Данной статьей мы попытались восполнить эту несправедливость и отдать должное многолетнему подвигу подводников-атомщиков 3-й ДиПЛ.

Немає коментарів: