Китайский флот готовится к войне
До конца 80-х годов прошлого века ВМФ НОАК представлял собой жалкое зрелище. Формально в его составе была одна стратегическая атомная подводная лодка (ПЛАРБ) «Ся» – но она ни разу не была на боевом патрулировании. Были 4 многоцелевые АПЛ – но они устарели уже в момент сдачи ВМФ первой лодки. Имевшиеся 110 дизельных субмарин были удачных, но абсолютно устаревших советских проектов 50-х годов. Крупные надводные корабли были представлены 18 древними эсминцами и довоенными советскими «семёрками».
Верфи и технологии – ключи к флоту
Однако китайцы твёрдо взяли курс на создание серьёзного сбалансированного флота. Начали с верфей. За счёт копеечной рабсилы строительство судов в Китае оказалось очень выгодным. Вот и вливали туда свои инвестиции западные компании, поставляя новейшее оборудование. Современные мощные верфи позволяют Китаю строить любые корабли и суда, вплоть до супертанкеров и авианосцев. Правда, качество китайской плавучей продукции зачастую оказывается «китайским».
В меньшей степени это относится к военным кораблям, но там тоже хватает неудачных проектов и брака. При этом китайцы не стесняются копировать чужие образцы, а когда не получается – покупают лицензию. Пытаются китайцы копировать и наши агрегаты и узлы, поставляемые для их кораблей. Практика «тихого аутсорсинга и сотрудничества» становится весьма популярной в российско-китайских отношениях. Сейчас это называют «совместной разработкой вооружений». Возможно, в подобных проектах – будущее наших отношений.
Большой белый флот
Китайцы красят свои надводные боевые корабли светло-серой, почти белой, краской, именно поэтому к ВМФ НОАК вполне подходит вынесенное в подзаголовок название. Так называли флот США в начале ХХ века, когда он только стал океанским флотом и вошёл в ряды сильнейших. Красили американцы свои броненосцы тогда тоже в белый цвет.
Сейчас у Китая имеется 130 подводных лодок и надводных боевых кораблей и несколько сотен катеров и вспомогательных судов. Надводный флот представлен 26 эсминцами и 47 сторожевыми кораблями. Из них лишь 11 эсминцев и 10–12 сторожевиков можно считать современными. Китайские эсминцы и сторожевики были в основном разработаны в Санкт-Петербурге. Основное вооружение – наши ЗРК С-300ФМ и их китайская лицензионная модификация либо версия ЗРК «Штиль-1» и китайские дозвуковые крылатые ракеты. В целом это современные грозные корабли, но их маловато. Но сейчас строится по
2–4 крупных корабля в год.
Есть у китайцев и удачные крупные суда, спроектированные самостоятельно. Например, большие десантно-вертолётные корабли-доки. Эти 20000-тонные океанские корабли уже использовались против сомалийских пиратов. Однако двигатели у них французские, а пушки – наши.
Авианосец с намёком
Китайцы восстановили купленный за копейки у «оборотистых» украинцев авианосец «Варяг». Сделали это они не только своими усилиями. Привлекали уцелевших украинских специалистов и, вероятно, россиян.
Сейчас он носит имя «Ши Лан» и пока только начал ходовые испытания – до ввода в строй ему очень далеко. Тем более отсутствует значительная часть оборудования. А аэрофинишеры для посадки самолётов вообще непонятно откуда возьмутся – Россия продавать их отказывается. Мы хотим продать их вместе с истребителями Су-33, но китайцы желают оснастить авианосец его копией – J-15 с нашими двигателями.
В любом случае пока «Ши Лан», даже полностью оснащённый, сможет быть не более чем учебным кораблём палубной авиации. Но, конечно, лиха беда начало. Кстати, корабль носит имя адмирала XVII века Ши Лана. Он завоевал Тайвань – так что намёк очень прозрачный.
Подводный меч председателя
Стратегические силы представлены всё той же злосчастной, ни разу не патрулировавшей лодкой «Ся» и двумя новыми субмаринами нового типа «Цзинь». Но с морскими ракетоносцами китайцам не везёт – новые лодки ждут баллистических ракет JL-2. Ракеты с 1999 г. проходят испытания, но их всё никак не доведут. Успешные серии пусков сменяются провальными, и ракета подвергается серьёзной переделке. Сразу чувствуется, что в этой отрасли китайцам никто не помогает.
Тактический атомный подводный флот имеет несколько АПЛ первого китайского типа «Хань» и 3–4 новые многоцелевые лодки типа «Шан». Они считаются гораздо более удачными. Правда, по бесшумности и совершенству оборудования они лишь приближаются к советским многоцелевым АПЛ постройки конца 80-х годов.
Неатомных субмарин у китайцев стало намного меньше, чем 30 лет назад, зато лодки гораздо современнее. Лучшими лодками являются 12 русских «Варшавянок» различных модификаций. Последние из них способны нести универсальный комплекс ракетного оружия «Калибр-ПЛЭ», да и вообще эта серия считается одной из самых тихих и опасных в мире. Примерно на их уровне находятся шесть лодок нового типа «Юань», построенных явно при технической помощи наших специалистов – уж больно много в них от наших недавних проектов. Такое скопировать проблематично.
Костяк подводной мощи КНР составляют 20 субмарин типа «Сунг» и примерно столько же более старого типа «Мин». Одна из «Сунгов» доказала свою боеспособность не так давно, всплыв рядом с американской авианосной группой, – был большой скандал.
На кого нацелен китайский флот
Против кого «затачивается» новый китайский флот? Ссориться с Россией, которая продаёт ресурсы, оружие и технологии и является точкой опоры для китайской политики, – нет необходимости. К тому же, покупая наше сложное вооружение, в Поднебесной понимают, что использовать его против продавца может и не получиться. Примеров срабатывания «предохранительных средств» на экспортированных системах в недавней истории хватает. Да и то, что Россия массированно применит ядерное оружие уже в самом начале такого конфликта – в Пекине понимают.
У китайцев другие цели. Основной является воссоединение с Тайванем. Только вот сам Тайвань в братские объятия не рвётся и тоже активно вооружается. США, разрываясь между отношениями с двумя Китаями, в случае силового аншлюса наверняка вступят в конфликт на стороне Тайваня. К этому китайцы активно готовятся. Несмотря на то что их флот намного слабее, они рассчитывают вблизи своих берегов, используя авиацию и ракетные войска, противостоять американским авианосным ударным соединениям. Готовятся китайцы и преподнести сюрпризы на океанских коммуникациях.
Есть и другие противники. Урегулированными отношениями с соседями китайцы похвастаться не могут. С Вьетнамом китайцы дважды воевали на суше в 1979 и 1984 годах. Неоднократно были схватки и на море из-за островов Парацельс и Спратли. Причём последние принадлежат разным странам – КНР, Вьетнаму, Филиппинам, Малайзии и Тайваню. И все держат там войска. Никому эти клочки суши были бы не нужны, если бы не нефть и прочие ресурсы, найденные на шельфе. Сейчас Китай очень хочет стать их единоличным хозяином.
С Японией у КНР давняя и многовековая «любовь» – тут и говорить нечего. Есть свои вопросы с Индонезией, Малайзией и Филиппинами. Опасается китайцев и Австралия. Сложные отношения с Индией, к тому же китайцы поддерживают их противника – Пакистан. Последний даже готов предоставить им базу в Индийском океане. Что, безусловно, нужно Поднебесной для обеспечения нефтяного транзита из Персидского залива. Разумеется, для этого китайцы «в поте лица бьются» с сомалийскими пиратами – приглядывая за своими танкерами.
Кроме того, китайцы заинтересованы в транзите ресурсов из Африки – для этого тоже нужен океанский флот. К тому же мир в эпоху кризиса может быть ввергнут в череду серьёзных конфликтов за ресурсы, и флот здесь будет необходим как воздух.
Адрес страницы: http://www.argumenti.ru/army/n320/145590
Немає коментарів:
Дописати коментар