«Щ-214»
подводная лодка X серии
Заложена 13 июля 1935 года под стапельным номером 1038 на заводе № 200 в Николаеве. 23 апреля 1937 года подводная лодка спущена на воду, 4 марта 1939 года вступила в строй и 10 апреля 1939 года вошла в состав Черноморского флота.
Подводная лодка «Щ-214».
Учения по высадке десанта с подводной лодки «Щ-214»
К началу Великой Отечественной войны «Щ-214» находилась в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ. Подводная лодка проводила текущий ремонт в Николаеве. Обязанности командира корабля временно исполнял капитан-лейтенант Апостолов Георгий Петрович. В середине июля 1941 года «Щ-214» перешла в Севастополь, где на заводе № 201 провела испытание механизмов, докование и навигационный ремонт. 20 июля командиром корабля вновь назначается капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Власов Владимир Яковлевич, который командовал субмариной с декабря 1939 по март 1941 года.
После пробного выхода на дозорную позицию к мысу Сарыч во второй половине сентября 1941 года «Щ-214» привлекают для действий на вражеских коммуникациях. 30 октября подводная лодка вышла в район Зейтин-бурну (позиция № 24). На борту субмарины находился командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 3 ранга Успенский Борис Александрович. Субмарина действовала достаточно агрессивно: прибыв в указанный район утром 2 ноября, уже в ночь на 3 ноября она досмотрела турецкую шхуну, а спустя несколько часов артогнем (израсходовано 8 45-мм снарядов) потопила другую, не остановившуюся для досмотра. Ей оказалась турецкая «Кайнакдере» (85 брт) с грузом хлопка. Утром 4 ноября в 3 – 4 милях севернее мыса Куру-бурну «Щ-214» произвела торпедную атаку одиночного судна, но так как допустила опоздание с выстрелом в 42 секунды, единственная выпущенная торпеда прошла мимо. Следующая торпедная атака состоялась вечером 5 ноября в точке 41°52,5' с.ш./28°22,2' в.д., когда подводная лодка с дистанции 4 кбт выпустила одну торпеду по довольно крупному судну. Через 45 секунд раздался взрыв, а спустя 40 минут итальянский танкер «Торчелло» (3336 брт) скрылся под водой.
Дальнейшее патрулирования района результатов не дало, и вечером 15 ноября «Щ-214» направилась в Туапсе, куда прибыла к утру 18 ноября.
18 декабря подводная лодка вновь вышла в море с заданием патрулировать район у мыса Куру-бурну (позиция № 29). Начало боевого похода проходило в сложных погодных условиях. 29 декабря, находясь в назначенном районе, субмарина была накрыта штормовой волной, около 2 тонн воды попало в центральный пост. Наконец, в новогоднюю ночь 1942 года «Щ-214» обнаружила шхуну, которая, заметив подводную лодку, погасила огни и попыталась скрыться. Субмарина открыла артиллерийский огонь, за час израсходовав 106 45-мм снарядов. Шхуна, по разным данным носящая имя «Картальтепе» или «Худавендигар» (около 100 брт), с грузом продовольствия и табака, затонула в точке 41°43,2' с.ш./28°15,2' в.д. Шторм продолжался. Утром 3 января на подводной лодке вышел из строя валопровод вертикального руля. Для устранения повреждения субмарине пришлось возвращаться. Подводная лодка простояла в ремонте до конца апреля, так как по прибытии в базу на ней обнаружились и другие неисправности.
Учения расчета 45-мм орудия «Щ-214».
Вновь вступившая в строй подлодка 23 мая направилась к Босфору (позиция № 38). По данным разведки после потери двух танкеров осенью 1941 года Италия решила возобновить перевозку нефти из Румынии. Для этого в Черное море были направлены танкеры «Альбаро» и «Челено». Для их перехвата и была направлена «Щ-214». К вечеру 26 мая конвой из итальянских танкеров под эскортом румынских эсминцев «Марасешти» и «Реджина Мария» был обнаружен подводной лодкой, но из-за невыгодности позиции атака не состоялась. Вскоре эсминцы обнаружили субмарину и отогнали ее. В ночь на 29 мая «Щ-214» переместилась в пределы позиции № 37 к мысу Куру-бурну на трассу Босфор – Бургас. Уже через несколько часов пребывания в новом районе в точке 41°50,5' с.ш./28°14,1' в.д. подводная лодка обнаружила шхуну водоизмещением около 100 брт с грузом табака и после досмотра ее абордажной партией потопила подрывными патронами. Чтобы ускорить затопление судна, «Щ-214» нанесла ему три таранных удара. Капитан шхуны был пленен, а экипаж отпущен в шлюпке. Примерно по такому же сценарию подводная лодка действовала и в дальнейшем, когда днем 31 мая и утром 2 июня встречала шхуны с сельскохозяйственным грузом на борту. Судя по названию одного из судов потопленного 29 мая – «Махбубу Джихан», они принадлежали Турции, но, вероятно, находились в германском фрахте и шли под болгарским флагом. (По крайней мере, согласно донесению Власова, шхуны были болгарскими). Вечером 9 июня подводная лодка завершила патрулирование района и направилась в Батуми.
По прибытии в базу «Щ-214» привлекают к снабжению Севастополя. 19 июня, доставив в осажденный город 26 тонн боеприпасов и 4 тонны продовольствия, подводная лодка, приняв на борт раненых защитников Севастополя, точное количество которых не установлено (вероятно, 40 – 65 человек) направилась в обратный путь. В районе мыса Айтодор идущая в надводном положении субмарина была замечена береговым наблюдательным постом противника. На ее перехват из Ялты сразу вышли два итальянских торпедных катера из состава 4-й флотилии – «MAS-570» и «MAS-571». (Сами итальянцы утверждают не о перехвате, а о предварительной засаде). Обнаружив субмарину приблизительно в 40 милях юго-восточнее мыса Айтодор (44°15'с.ш./34°30' в.д.), катера атаковали ее торпедами. Торпеда с «MAS-570» не достигла цели, зато «MAS-571» добился успеха, за что его командир старший лейтенант Этторе Бисаньо был удостоен высшей итальянской награды «Золотой медали». Итальянцам удалось подобрать из воды двух краснофлотцев-членов экипажа «Щ-214» – электрика Дмитрия Федотовича Плешакова и моториста Николая Васильевича Полтавцева. Из плена вернулся только один из них – Д.Ф. Плешаков. (В вышедшем в 1978 году сборнике «Витязи черноморских глубин» есть его воспоминания «Погибал, но не погиб!», в конце войны уму удалось бежать из плена и повоевать в пехоте). Вместе с подводной лодкой на дне покоятся, вероятно, около 100 человек – 39 членов экипажа «Щ-214» и до 60 эвакуируемых.
5 боевых походов
12.09.1941 – 30.09.1941
30.10.1941 – 18.11.1941
18.12.1941 – 06.01.1942
23.05.1942 – 12.06.1942
17.06.1942 – + Транспортный рейс в Севастополь.
2 торпедные (выпущено 2 торпеды) и 3 артиллерийские атаки.
Потоплены 1 танкер (3.336 брт) и 5 шхун общим водоизмещением около 500 брт.
03.11.1941. ПМШ «Кайнакдере» (85 брт) – артиллерией.
05.11.1941. ТН «Торчелло» (3.336 брт)
01.01.1942. ПМШ «Картальтепе» или «Худавендигар» (около 100 брт) – артиллерией.
29.05.1942. ПМШ «Махбубу Джихан» (около 100 брт) – подрывными патронами и тараном.
31.05.1942. ПМШ (около 100 брт) – подрывными патронами и артиллерией
02.06.1942. ПМШ (около 100 брт) – подрывными патронами
Немає коментарів:
Дописати коментар