Престиж военной профессии падает. Все меньше молодых людей, особенно из мегаполисов, хотят служить в Военно-морском флоте. По данным, представленным начальником факультета ЯЭУ Курусевым И.Н., уменьшается конкурс среди поступающих, а также средний балл абитуриентов.
Год поступления | Количество претендентов на 1 место | Средний балл при сдаче вступительных экзаменов | Средний балл по аттестату |
2002 | 1,2 | 3,59 | 4,0 |
2003 | 1,01 | 3,75 | 3,88 |
2004 | 0,97 | 3,73 | 3,83 |
2005 | 0,52 | 3,64 | 3,94 |
2006 | 0,7 | 3,46 | 3,85 |
Из школы приходят молодые люди с очень низкой подготовкой. Компьютеризация образования и введение тестовой системы сдачи единого государственного экзамена, состоящей в выборе ответа, заложенного в компьютерной программе, отучают школьников думать самостоятельно. А вся служба флотского офицера состоит из постоянных актов принятия решений, причем касающихся не только техники, но и людей, что требует учета социально-психологических особенностей флотского коллектива.
Как за короткий курсантский срок научить будущего офицера системно мыслить, воспитать рефлексивную ответственность за результат, умение видеть и мыслить пространством, прогнозировать возможное развитие аварийной ситуации и ее ликвидацию? Как подготовить не только инженера, но и военного, способного в любую минуту выполнить боевую задачу – эти вопросы были подняты участниками «круглого стола».
Более подробно о проблемах набора, подготовки и закрепления на флоте кадров военных инженеров разговор с капитаном I ранга, доктором исторических наук, профессором ВМИИ И.М.Кузинцом.
– Исай Моисеевич, что нужно для возрождения морской мощи страны?
– Нашему военно-морскому инженерному училищу в 1998 г. исполнилось 200 лет. На торжественном заседании ответственный секретарь Института морских инженеров (Великобритания) заметил: «Какой мудростью надо было обладать, чтобы, еще не имея техники на кораблях, создать инженерные училища!» В подготовку кадров для ВМФ надо вкладывать больше средств.
– По новой Государственной программе вооружения и военной техники до 2015 г. на ее реализацию будет выделено всего 5 трлн рублей, из них 4 трлн рублей – на модернизацию и закупку военной техники для всех Вооруженных сил страны. ВМФ сможет приобрести 2–3 многоцелевых АПЛ, 4–5 ДПЛ, 9–12 корветов. По оценкам профессора ВМА В.В.Пучнина группировка ВМФ в 2016 г. составит не более 15–40% от минимально требуемого уровня. Россия с морских направлений окажется беззащитной.
А с точки зрения экономики, утрата былых позиций ВМФ уже сегодня оборачивается потерями в добыче морепродуктов на севере (преследования российских рыбаков норвежскими службами) и на Дальнем Востоке, где флотилия криминального авторитета Наумова – Якута хищнически истребляет колонию дальневосточного краба. К переоборудованным норвежским военным судам (количеством более двух десятков) опасаются подходить даже российские охранные органы.
Посчитать отрицательный экономический эффект от отсутствия кораблей ВМФ в окружающей нас морской акватории не представляет труда.
– Сегодня территория России скукожилась до масштабов времен Петра I. Но Россия по-прежнему осталась страной, омываемой водами трех океанов и тринадцати морей, по которым проходит 70% ее государственной границы. Без флота Россия существовать не может с точки зрения отстаивания своих экономических интересов. Мы живем не в самые тучные времена. Сегодня стоит проблема выживаемости мира, а значит отношения между государствами ужесточаются. В политику приходят более жесткие лидеры, нацеленные на отстаивание национальных интересов своих стран. И к этому надо быть готовым. В мире считаются только с сильными.
Создание мощного флота в России всегда связывалось с идеей строительства великой державы. А любые исторические катастрофы, происходившие с российским флотом, оборачивались общественными катаклизмами, ввергавшими страну в периоды внутренней нестабильности. В те времена, когда флот был на подъеме, авторитет России в мире был наиболее высок.
Флот надо строить и готовить для него кадры. На государственном уровне необходимо определиться, какой флот нам нужен. А исходя из этого, – какие специалисты, в каком количестве и какого уровня. Сегодня четкого понимания этого нет. «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.» и «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» – концептуальные документы, из которых не вытекает конкретных программ кораблестроения, ремонта и модернизации, содержания и эксплуатации ВМФ, обеспечения его кадрами.
Нарастание интенсивной экономической деятельности в Мировом океане, оказывающей серьезное влияние на военно-политическую обстановку в мире, требует защиты национальных интересов. А для этого надо по-другому организовывать государственную пропаганду в стране, менять отношение общества к Вооруженным Силам, к воспитанию патриотизма. С начала 1990-х гг. на государственно-политическим уровне понятие «патриот» было ругательно-нарицательным. И только с 1994 года вновь вернулись к пониманию того, что без патриотизма не может быть настоящего гражданина. Сегодня уже действует вторая государственная программа по патриотическому воспитанию.
– Председатель только что созданного Общественного совета при Министерстве обороны кинорежиссер Никита Михалков точно определил современное состояние патриотического воспитания в России: «Страна победившего гламура и откоса от армии».
– Да, сегодня юноши призывного возраста объявляют себя пацифистами и стараются всеми возможными средствами (вплоть до использования специальных юридических контор, оказывающих подобные услуги) уклониться от службы в армии, не понимая, что если один, второй, третий не пойдет служить, то кто же будет защищать страну. Одними контрактниками эту проблему не решить. Патриотическое воспитание начинать надо буквально с детского сада, через сказки знакомя ребенка с историей своей Родины. В свое время в школах существовала программа патриотического воспитания подростков, даже специальные классы военно-патриотической подготовки, сейчас их остались единицы. Организовывались встречи с действующим офицерским составом, ветеранами Вооруженных Сил. Это надо возрождать сегодня.
И тогда ребята не будут бояться армии, не будут «косить» от нее. Многие СМИ продолжают «отплясывать канкан» на наиболее болевых точках нашей истории. Даже в школьных учебниках идет ее извращение, уничижение роли России в мировой истории. Целевая установка школьного образования сегодня – вызвать интерес, а не создать систему знаний и навыков, отвечающих аттестату зрелости средней школы. Отсюда и уровень выпускников.
Повсеместная компьютеризация высшего образования, делая любую информацию легкодоступной, отучает студента от процесса добывания знаний. Компьютер – хороший инструмент в руках профессионала. Но он не заменяет книг. Человек должен рыться в книгах, пытаясь добраться до истины, а не скачивать блоки информации из Интернета в свой курсовик. От этого его мыслительный аппарат не развивается. Отсутствие умения логически мыслить, клиповое мышление не способствует формированию специалиста-профессионала.
Научно-технический прогресс, в частности, компьютеризация, автоматизация, имеют и оборотную сторону, порой тормозя профессиональное развитие человека. Полностью доверившись технике, положившись на эти «костыли прогресса», специалист оказывается беспомощным в ситуациях их отказа, не имея навыков устранить не очень сложные поломки. А в условиях замкнутого автономного пространства корабля такие нештатные ситуации могут перерасти в большую аварию и даже катастрофу.
К сожалению, сегодня в военные вузы приходят не самые лучшие выпускники школ. Многие поступают в военные учебные заведения, чтобы уйти от срочной службы в армии, или потому, что у родителей нет возможности оплатить учебу в гражданском вузе. Проучившись несколько лет, выбрав срок действительной военной службы, такие курсанты уходят «на гражданку», а государство, потратив огромные средства на их подготовку, остается без нужных Вооруженным Силам специалистов.
– Еще до революции в духовных семинариях существовала «контрактная система» обучения. Если по окончании обучения семинарист уходил в светскую сферу деятельности, он должен был возместить стоимость своего обучения. Аналогичные законы принимаются и сегодня, в частности, для выпускников учебных военных центров, готовящих военных специалистов в гражданских вузах.
– Да, ряд последних российских законов работает на восстановление уважения к человеку в погонах, стабилизации кадрового состава ВС. Впервые в истории в них написано, что человек, идущий на военную службу, отдает часть своих гражданских прав государству. А государство социально-экономическими заботами обязано скомпенсировать эти потери военному.
Но действительность далека от провозглашенных принципов. Законы должны иметь прямое действие, а не быть абстрактными лозунгами, которые государство не может обеспечить.
Военные нужны стране в таком количестве, которое обеспечивало бы защиту национальной безопасности, с одной стороны, и с другой – то, которое государство может материально обеспечить.
Когда эти вопросы будут решены на государственном уровне, вопрос с контингентом, поступающим в военные училища, отпадет сам собой.
– Какие проблемы должны быть решены уже в рамках самих военных учебных заведений, в частности, в ВМИИ?
– Ашот Аракелович Саркисов, выпускник ВМИУ им. Дзержинского, ныне вице-адмирал, академик РАН, руководитель научного направления по утилизации ядерных реакторов с АПЛ, назвал три «кита» подготовки курсантов: фундаментальные науки, технические науки и практика (в ВМИИ это тактико-специальные учения и корабельная практика).
Из-за отсутствия средств в 1990-е годы мы не могли вывозить курсантов на корабельную практику, да и сами корабли к тому времени в большинстве своем настолько устарели, что не соответствовали современному уровню техники. Обучение велось на тренажерах. И зачастую уже после окончания ВМИИ выпускник впервые оказывался на корабле.
На своей учебной базе мы готовим моряка-инженера, имеющего определенный опыт эксплуатации техники, но без корабельной практики этого недостаточно. Из-за тех же финансовых проблем значительно сократилась научная деятельность в ВМИИ, в том числе и с участием курсантов.
По причинам социально-экономическим в 1990-х гг. многие молодые офицеры, военные специалисты ушли в более высокооплачиваемые структуры. Произошел разрыв преемственности поколений, разрушение научных школ, сокращение состава офицеров ротного звена, мичманов. Уменьшился приток в адъюнктуру.
Все это сказывается на качестве образования и воспитания курсантов. Одними надбавками за ученую степень интерес к научной деятельности не восстановишь. Должна быть реализована целая система мер, возвращающая науке высокий статус. У военных вузов существует еще и такая специфическая проблема, как отсутствие государственных стандартов военного образования. Пока эти требования к военному специалисту регламентируются только документами Минобороны.
Ну, и уже общая с гражданскими вузами проблема – безоглядное следование требованиям Болонской конвенции по универсализации системы высшего образования, совершенно не учитывающие собственный богатейший опыт и достижения в сфере образования.
Для подготовки военного специалиста, умеющего принимать самостоятельные решения с учетом их последствий для вверенной ему техники и людей, необходима гармоничная логическая увязка вузовских дисциплин, обеспечивающая их разумную достаточность. Сегодня такой отработанности-притертости учебных предметов нет. Нарушена и вся основополагающая связка: фундаментальные науки – технические науки – практика – образование.
– Сможет ли «малозатратная форма» подготовки военных специалистов в военно-учебных центрах гражданских вузов сформировать военного человека?
– Каким-то военным специальностям можно учить и в гражданских вузах, таким, как финансовые, медицинские. Но «военный» – это не только специальность, это образ жизни, тип мышления. Человек должен врасти в «военную шкуру». Возможно, удачным сочетанием было бы продолжение учебы курсантов Нахимовских, Суворовских училищ, кадетских корпусов в таких УВЦ.
Опыт же подготовки военных специалистов по обслуживанию ЯЭУ в Кораблестроительном университете пока положительного эффекта не дал. Военное образование имеет свою специфику, которую гражданский вуз передать не может. В новейшей истории у нас еще идет процесс формирования государства. До конца не выработана и стратегия образования. На этом пути предстоит преодолеть очень много подводных камней, связанных с подготовкой кадров, с пониманием того, какие профессионалы нужны стране.
Обсуждение темы подготовки кадров для ВМФ, но уже высшего звена, управленческих структур Военно-морского флота продолжает заместитель начальника Военно-морской академии им Н.Г.Кузнецова Г.В.Сергучев.
– Геннадий Владимирович, кто обучается в Военно-морской академии?
– Мы готовим офицеров управленческих структур, нашими слушателями являются уже вполне сложившиеся, взрослые люди, послужившие на флоте. Для того, чтобы иметь сильный флот, нужны не только корабли и оружие, но и люди, способные управлять этими кораблями и оружием. Задача Военно-морской академии не только обучить, но и привить навыки управления большими воинскими коллективами, воспитать чувство ответственности за людей, за дорогостоящую технику, корабли. Выше Военно-морской академии только Академия Генштаба. Таков уровень наших выпускников.
Материально-техническая часть ВМФ – атомные подводные лодки, надводные корабли, морская авиация, системы базирования, вооружения, – очень дорогостоящая техника. В первую очередь мы должны сохранить то, что имеем, и использовать эту технику с максимальной эффективностью. Уровень ответственности в современных условиях должен быть намного выше, чем раньше. Если в прежние времена один корабль мог дополнить или заменить другой, то сегодня такой возможности нет.
– А можно воспитать ответственность у уже сформировавшегося человека?
– Если человек не любит свою Родину, никакими материальными стимулами добиться этого невозможно. Помимо внутренней убежденности необходимо вернуть высокий престиж военного человека в обществе, в государстве. В пылу революционных настроений 1990-х гг. разрушено было много. Вся история до 1991 г. считалась ошибочной. С конца 1990-х начали осознавать, что не все надо было перечеркивать. Военно-морской флот России силен традициями и своими династиями. И сегодня может быть усилен за счет молодых представителей этих династий. До сих пор в военно-морские училища идут сыновья офицеров и мичманов, служивших в ВМФ. Они готовы вернуться служить в Заполярье, для них специфика жизни военного – не пугающая экзотика. Да, и на случай отсутствия служебной площади, можно какое-то время пожить с родными.
До 1991 г. конкурс в Военно-морскую академию был очень большой и уровень поступающих высокий. Из-за материальных сложностей многие офицеры продолжать учебу не хотят. При стипендии слушателей ВМА в 10 тысяч рублей прокормить семью и снять квартиру в Петербурге невозможно. Поэтому и количество желающих учиться сократилось.
В 1993 г. Министерство образования отменило вступительные экзамены в академию, но и эта мера приток слушателей не увеличила.
– После окончания Академии офицер назначается на более высокую должность по службе?
– Не всегда, и это одна из причин, почему офицеры не хотят дальше учиться. Важно, чтобы желание учиться и расти подкреплялось уверенностью, что после окончания Академии человек будет работать на должности, соответствующей его подготовке. Отсутствие карьерной перспективы убивает начальную мотивацию.
– Какие-нибудь меры повышения престижа военно-морского корпуса, улучшения материального состояния офицеров принимаются государством?
– Уже идет увеличение денежного содержания плавсостава – людей, служащих на кораблях, в морской авиации, на подводных лодках – то есть тех, от кого в первую очередь зависит боеготовность ВМФ.
Увеличились доплаты за степень профессорско-преподавательскому составу военных учебных заведений. А это очень важно, потому что построить корабль легче, чем создать систему образования.
Такие государственные шаги способствуют восстановлению престижа ВМФ на бытовом уровне в обществе. Важно, чтобы все население страны осознало, что военные моряки – не нахлебники, не лишние члены общества. Они выполняют задачу охраны национальной безопасности страны. Наполеоновская фраза: «Народ, который не кормит свою армию, кормит чужую», – сегодня актуальна, как никогда прежде.
– Есть ли подвижки в разрешении самой острой социальной проблемы военного человека – обеспечения жильем?
– Без перспективы социального обустройства офицера на флоте не удержать. Он будет временщиком, «отбывающим номер». Первостроители, подводники первых АПЛ терпели все сложности неустроенной жизни на Севере потому, что знали – постепенно все необходимое будет построено. Программа обеспечения военных жильем в Московской, Ленинградской, Калининградской областях, Москве и Петербурге постепенно снимает остроту проблемы, но хотелось бы, чтобы она реализовывалась более высокими темпами. Понимание этих проблем в Министерстве обороны и штабе ВМФ есть. Но восстанавливать доверие людей сложнее, чем взорванные стены. Здесь еще в течение многих лет потребуются серьезные усилия и государства, и общества для возрождения морского могущества России.
Немає коментарів:
Дописати коментар