середу, грудня 21, 2011

В ХХ веке в ВМС США утонули две атомные подводные лодки. Вложив большие деньги в подготовку кадров и надежность систем, наш вероятный противник обеспечил эксплуатацию своих атомных объектов без катастроф уже в течение пятидесяти лет.

Пожар на подводных лодках
 Имея   многолетний опыт эксплуатации АПЛ, мы до сих пор продолжаем терять лодки и людей. Основная причина аварий – отсутствие надежного экономического обеспечения объектов и обслуживающего персонала. Недофинансирование влечет за собой изготовление не вполне надежных технических  систем, подготовку не вполне компетентных  специалистов, волюнтаризм принимающих решения, пренебрежение жизнью персонала энергонасыщенных объектов.


В ХХ веке  потеряла несколько атомных подводных лодок. В апреле 1970 г. в Бискайском заливе  утонула АПЛ «К-8». Героические усилия экипажа не смогли противостоять мощной разрушительной силе пожара, поступлению внутрь корпуса воды. Техника на том уровне развития не позволила обеспечить живучесть объекта. Человек оказался бессилен противостоять стихии.
9 сентября 1967 г. произошла тяжелейшая авария на атомной подводной лодке «К-3» «Ленинский Комсомол». Объёмный пожар уничтожил два отсека, 39 подводников сгорели заживо. Я был штатным членом экипажа этой лодки в составе 3-й дивизии 1-й флотилии атомных подводных лодок КСФ. Подводную лодку приказом задержали на боевой службе сверх положенных, технически обоснованных норм. И произошёл пожар. Героическими усилиями, погибая, задыхаясь в загазованных отсеках, подводники спасли подводную лодку. Своим ходом, с работающим ядерным реактором «К-3» пришла в базу. Это подтвердило надёжность созданных ядерных реакторов.  В причине пожара пытались обвинить матроса. Но как член этого экипажа, я утверждаю, что он не виновен. Весь экипаж до последней секунды мужественно сражался с огнём. Недоработанными были обслуживающие системы.

До сих пор  наблюдается пренебрежительное отношение к экипажам кораблей у контролирующих инстанций. О людях забывают. Погибшие и оставшиеся в живых подводники (и их семьи) первой атомной подводной лодки «К-3» забыты. Все обращения к высшим органам власти остаются без ответа.

Уничтожение всего, что было создано ранее, не лучший способ обустройства современного общества. Недостаточное  экономическое,  моральное, физическое обеспечение жизни людей,  должного уровня содержания сложной техники могут привести к новым катастрофам.

В этом кроется главная причина Чернобыльской аварии в апреле 1986 г. Поэтому затонула в Норвежском море в апреле 1989 г. атомная подводная лодка  «К-278» «Комсомолец», забрав жизни значительной части экипажа. И снова в этой потере хотели обвинить простого матроса.

Государство экономит деньги на формировании профессионального экипажа. Современнейший боевой корабль обслуживают призывники - матросы из ПТУ или аула.  Мальчишек надо учить два – три года, платить достойную зарплату за адский труд под водой. Экономия на преподавателях, оборачивая некомпетентностью экипажа. В критической ситуации экипаж не смог открыть воспользоваться специальным устройством для спуска на воду спасательных плотов. Героические усилия личного состава не смогли противостоять пожару, серьёзной аварии, и катастрофа стала неизбежной.  

12 августа 2000 г. в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «К-141» «Курск». Погиб весь экипаж в составе 118 подводников. Защита ядерных реакторов сработала автоматически. При мощнейшем взрыве реакторы остались неповрежденными, что в очередной раз подтвердило их высочайшую надежность. На борту лодки, в специальных контейнерах находились двадцать крылатых ракет «Гранит». Они также не взорвались, подтвердив надежность нашего стратегического оружия.

Атомная подводная лодка «Курск» - суперсовременная, сверхнадежная лодка, спроектированная в ЦКБ МТ «Рубин», была построена в Северодвинске и спущена на воду в мае 1994 г.  И всего через шесть лет флот лишился такого корабля и всего экипажа.

8 октября 2008 г. на борту атомной подводной лодки «Нерпа» на Тихом океане произошла очередная тяжелая авария. Погибло 20 человек, сотня отравились, через десять лет 90% из них станут инвалидами.

И такие аварии будут повторяться постоянно до тех пор, пока не будут решены главные вопросы нормального жизнеобеспечения большей части населения нашей страны.

Убогое сельское хозяйство не способно снабжать население отечественными  продуктами. Разрушенная промышленность не может строить современные энергетические системы с высокой надежностью.

Пока ещё сохранился не до конца  уничтоженный человеческий потенциал конструкторов, рабочих, интеллигенции мы еще что-то строим, что-то производим. Но новой техники почти не видно.  Такая большая страна, как Россия, не может жить на всем покупном, от чайника до корабля. У нас ещё есть грамотные рабочие судостроительных заводов, но нет заказов на корабли, и рабочих сокращают с производства. У нас есть грамотные авиа- космические специалисты, но нет заказов на самолеты, мы строим в год  десяток самолетов, и рабочих выгоняют с заводов. Всё меньше производится отечественных кораблей, самолетов, нет тракторов, комбайнов, а значит, и не востребованы люди труда – инженеры, преподаватели, конструкторы, трактористы. В собственной стране нет места для приложения своих знаний и сил.

Если мы не остановимся в постоянном «реформировании», страну ожидают еще более масштабные и разрушительные катастрофы.
 В.Б.Лозинский, капитан 2 ранга в отставке, к.в.н., командир группы радиоразведки особого назначения АПО «К-3» «Ленинский комсомол»

Немає коментарів: